Любопытно, но пока я всерьез не увлеклась вышивкой, я и не задумывалась о том, что белый цвет белому цвету рознь. Для меня существовал "просто белый". Да и начав вышивать, я долгое время особо этим не озадачивалась и шила белое чем попало. А зря! Ведь от правильного выбора оттенка этого цвета во многом зависит, насколько гармоничной получится вышивка.
Другое дело, что начинающей вышивальщице бывает сложно разобраться, что к чему.
Оттенков белого немало. Только взгляните на эти крайне поэтичные названия, большинство из которых я раньше и не слышала (а, кроме этого, советую заглянуть сюда и посмотреть полный перечень цветов и оттенков, он вас удивит):
1 Амиантовый цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый
2 Бисной ~ седой, серебристый
3 Бланжевый (или планшевый) ~ кремовый оттенок белого
4 Жиразол ~ молочный с радужным отливом
5 Кипенный, кипенно-белый ~ белоснежный, цвет кипения белой пены
6 Кремовый ~ имеет сходство со сливками, лёгкий желтоватый оттенок
7 Магнолии ~ по аналогии с цветком, белый с бледно-розовым отсветом
8 Млечного пути ~ ищите на ночном небе
9 Морской раковины ~ с перламутровым отливом
10 Лилейный ~ цвет белой лилии, белый с сероватым оттенком
11 Облакотный ~ цвета облака
12 Опаловый ~ молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной
13 Слоновая кость ~ имеет сходство с цветом бивней слонов, лёгкий желтоватый оттенок
14 Топлёного молока ~ с лёгким бежевым отливом
15 Цинковый ~ цвета цинка, синевато-белый
16 Экрю ~ цвет небеленого полотна
Но кое-кто пошел еще дальше. В языках ряда северных народов существует несколько десятков обозначений оттенков белого цвета, отражающих различные состояния снега. К примеру, чукчи выделяют более сорока (!) оттенков белого... А ведь начиная писать этот пост, я думала, что только вышивальщицы в полной мере осознают все многообразие цвета! :)
Сорок оттенков белого нам может и не надо, но без некоторого разнообразия точно не обойтись. Перейду, наконец, к тому, ради чего все это и писалось: к оттенкам белого в палитре DMC и связанным с ними терминами, которые встречаются вышивальщицам. Тем, кто с этим еще не до конца разобрался, читать дальше.
Итак, делюсь своими соображениями. "Белыми" я могу назвать следующие четыре оттенка:
5200 - белоснежный, кипенно - белый, ярко - белый. Прохладный оттенок, более холодный, чем blanc, речь о котором пойдет ниже. Хорош для расставления белых сияющих акцентов. Если где видите "snow white", это про него. Соответствует цвету белоснежного ("optical white") льна от Permin.
blanc - мне хочется назвать этот оттенок "сбалансированный белый" или "натуральный белый". Более мягкий, чем 5200, более теплый и более спокойный. Вышивая дизайн в приглушенных тонах, на мой взгляд, лучше выбрать именно его, т.к. 5200 будет излишне кричать о своей белизне. Соответствует белому ("white") цвету льна, Линды, Луганы от Zweigart.
3865 - молочный белый. Еще мягче и теплее, чем blanc. Приглушенный и обволакивающий. Содержит еле уловимые нотки желтого, но все-таки еще белый. Если вы встречаете термин "soft white" или "winter white", то речь идет именно о таком оттенке. Думаю, что "old lace" ("старое кружево") - это тоже о нем. На мой взгляд, он будет подходящим белым при вышивке квакеров, "старинных" сэмплеров и примитивов в стиле кантри. Соответствует цвету "antique white" тканей от Zweigart.
762 - холодный оттенок белого. Кто-то посчитает этот цвет очень светло-серым, но для меня он - "линялый белый". Выглядит, как случайно постиранная с темными вещами белая футболка. Но можно назвать его и более романтично: жемчужно - серый или белый с серо-фиолетовым отливом. Если рассматривать его, не прикладывая к белоснежным вещам, то он выглядит вполне белым (так же происходит и с полинявшей футболкой :)). При необходимости сочетать его в дизайне с более чистым оттенком белого, стоит остановить свой выбор на 5200. Другие похожие оттенки, к примеру,
3756, отливающий голубым, относить к "белым" уже не хочется, все-таки он скорее очень светло-голубой.
Вот еще два цвета, которые теоретически относятся к оттенкам белого, но мой глаз их таковыми уже не особо воспринимает. Тем не менее, разобраться полезно:
ecru - экрю. Теплый, с желтым оттенком. Один в один с цветом сгущеного молока. Этот оттенок может обозначаться, как "слоновая кость" или "ivory". Хотя, должна сказать, что в некоторых источниках "слоновая кость" и "экрю" - это разные оттенки.
712 - кремовый, практически идентичен предыдущему оттенку, но чуть темнее. Соответствует цвету "ivory" тканей от Zweigart.
В описании цветов мулине и тканей для вышивки встречается термин "off white", что можно перевести, как "грязно-белый", а также как желтовато-белый и серовато-белый. Соответственно, все не особо чистые оттенки белого, отливающие желтым или серым (но чаще все-таки желтым), могут быть названы "off white", причем даже достаточно темные. К примеру, оттенок, соответствующий мулине
822 порой называют "off white". А раз так, то и более светлые цвета, к примеру,
3866 и
3033 относятся к "off white". Хотя белого в этих цветах, прямо скажем, искать будешь - не найдешь. Правда может все дело в том, с чем сравнивать? :)
.
Изучать названия цветов так интересно! Например, цвет изабелловый. Это цвет грязного белья. Бррр - представляю себе! :) Это цвет белья испанской королевы Изабеллы, давшей обет не менять бельё три года...