Шестая лекции проекта Art-Vileyka |
Очередная лекция культурно-образовательного проекта Art-Vileyka состоялось 5 мая. Она называется «Молодые художники Вилейщины: Начало пути».
В роли лекторов выступили студенты трех разных университетов: Ольга Сбродова – студентка департамента дизайна и медиа Европейского гуманитарного университета, Владимир Матюшонок – студент факультета архитектуры Белорусского Национального технического университета – и Татьяна Владыко – студентка факультета дизайна Института современных знаний им. Широкова. Их объединяют не только выбранные творческие профессии, но и то, что все трое являются учениками художественной студии Эдуарда Матюшонка.
В ходе лекции молодые художники рассказали об особенностях профессии, которую каждый из них изучает: веб-дизайн, дизайн одежды и городская архитектура. А также ознакомили зрителей с подробностями вступительных экзаменов, программы изучаемых курсов, работ и проектов, выполняемых в ходе обучения на каждом из факультетов. Лекторы ответили на все вопросы, которые возникли у публики.
Организаторы проекта Art-Vileyka пригласили школьников, выпускников и их родителей.
Напомним, что проект Art-Vileyka, который позволяет всем желающим получить знания о различных направлениях искусства, научиться его понимать, начался в Вилейке в ноябре.
Екатерина СУШКО
http://kraj.by/vilejka/news/kultura/-na-shestoy-le...t-molodie-hudogniki-2012-05-04
|
Общество русских аквафортистов 1871–1874, Санкт-Петербург |
Члены-учредители: Е. А. Баумер, А. П. Боголюбов, П. А. Брюллов, В. П. Верещагин, Н. Н. Ге, Л. М. Жемчужников, М. А. Зичи, Ф. И. Иордан, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, Н. А. Лаверецкий, Г. Г. Мясоедов, А. С. Нецветаев, И. А. Пелевин, И. П. Пожалостин, К. А. Савицкий, Н. Сильванович, А. И. Сомов, А. А. Сталь-фон-Голстейн, А. И. Шарлемань, И. И. Шишкин.
Общество русских аквафортистов
Возникло по инициативе гравера Л. М. Жемчужникова, историка искусства и художника-любителя А. И. Сомова. Название происходит от итальянского acquaforte, то есть офорт.
Устав общества был утвержден 3 февраля 1872; целями указывались «упражнение в гравировании на металлах крепкою водкою и распространение в России познаний в этом искусстве и любви к нему». Общество призвано было объединить граверов и художников, изучавших технику офорта. Подобного рода объединения мастеров печатной графики существовали в ряде европейских стран. Известны Дюссельдорфское, Парижское общества аквафортистов; схожие цели имело Общество тиражного искусства (Der Gesellschaft für vervielfältigende Kunst) в Вене.
Под руководством А. И. Сомова при Обществе русских аквафортистов работала граверная мастерская, в которой были подготовлены альбомы «Первые опыты русских аквафортистов» (1871), «Памяти Петра Великого» (1872), «Альбом русских аквафортистов» (1873–1874), а также два альбома с репродукциями картин, экспонировавшихся на годичных выставках ТПХВ за 1873 и 1874 годы.
Помимо этого, Общество выпустило литографическим способом курс лекций Сомова по технике офорта, прочитанный для его членов. В 1885 лекции были переизданы под заглавием «Краткое руководство к гравированию на меди крепкой водкой».
Общество оказало значительное влияние на развитие техники офорта в России.
ссылка на источник: http://artinvestment.ru/auctions/?c=58500
|
Бездомный художник Валерий Викторович Ляшкевич |
г. Санкт-Петербург,
В конце 2011 года на Невском проспекте в Санкт-Петербурге начал замечать немного чудливого старичка, который, сидя на стульчике, скрестив ножки, что-то усердно вырисовывал с загадочной улыбкой на лице. Он отрывал свой взгляд лишь для того, чтобы посмотреть на людей, которые останавливались поглазеть на его картины или просто положить деньги в его коробочку, и всегда с благодарностью, с улыбкой и искрящимися глазами провожал каждого взглядом. Проходя мимо, нельзя не остановиться, так как его работы заставляли подумать. Они — удивительные, как и он сам. В Петербурге много разных художников, которые сидят на проспекте и рисуют, но этот отличался и привлекал большое внимание прохожих. И я, проходя мимо, всегда обращал, внимание на его замечательные графические композиции, которые он рисует обычными цветными карандашами, проходил и подбрасывал ему немного денег. Но прошло время, и совсем недавно я узнал, что оказывается у него нет жилья, и он ночевал в парадной на лестничной площадке, и жил только за счет проданных работ, которые, к сожалению, не так часто покупают.
Очень порадовала информация о том, что появились молодые люди, которые не прошли мимо и начали помогать художнику. Открыли в социальных сетях страничку помощи (http://vk.com/lyashkevich_art), забрали с улицы и на деньги которые отправляют люди, сняли жилье ему и помогаю всем, чем могут. Если кому-то интересна история его жизни, можете в поисковике набрать «Художник Валерий Викторович Ляшкевич» , там много о нем пишут люди.
О нем известно только, что родился 7 января 1950 года в д. Чкалово Гомельского р-на, Беларусь. Учился в художественном училище г. Ярославля (Россия, 1974 г.) и Брянска (Россия, 1978 г.). Посещал вечерние рисовальные классы при Институте им. Репина И. Е. Имеет персональные выставки в городах России и Беларуси. Первая выставка художника состоялась в городе Брянске в 1983 году (Лучшие дипломные работы художественного училище за 11 лет). В этом же году прошла и первая персональная выставка в г. Жиздра, Калужскай обл., а позже 1994 году в городе Гомеле. Республиканские выставки: "Чернобыль, боль, надежда" (г. Минск, 1995 г.), " Память сердца" (г. Минск, 2000 г.), выставка в республиканской художественной галерее ОО "БСХ". Валерий Ляшкевич принимал участие в областных выставках Союза Художников Беларуси в городе Гомеле в 1995, 1996 и 1999 годах. В 2002 году художник принял участие в областной выставке "В праздничном хороводе Гомель", которая состоялась в картинной галерее Ващенко Г. Х. (г. Гомель), в 2003 и 2004 годах - областная художественная выставка в выставочном зале картинной галерее ГОО "БСХ", посвященной 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистких захватчиков. Его работы находятся в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь, частных коллекциях стран СНГ, Испании и США.
Беларусь, г. Гомель
С.Петербург, Невский пр. 2011 г.
С.Петербург, Невский пр. 2011 г.
С.Петербург, Невский пр. 2011 г.
С.Петербург, Невский пр. 2011 г.
С.Петербург, Невский пр. 2011 г.
С.Петербург, Невский пр. 2012 г., Фото Эрики Парфеновой
Он долгое время учился и жил в России. Пытался поступить в академию художеств им. Репина, но не получилось, и тогда, он устроился работать туда дворникам. Работая в академии много рисовал. Но потом его уволили, оставив без жилья и работы. Много скитался по России, а в конце 90 г. вернулся на Родину в Беларусь, где, как оказалось, его никто из оставшихся родственников не ждет. Так он остался на улице. Более 10 лет он жил в парадной дома в г. Гомель. И даже стал визитной карточкой города. Его многие знают в городе и, судя по информации из интернета очень по нему скучают. Год назад власти Беларуси его депортировали из страны, так как по паспорту он гражданин России. А причина заключается в том, что властям Гомеля не нужен в городе бездомный россиянин, который, мало того, рисует на политические темы. Уже год он в Санкт-Петербурге. Я разговаривал с ним 1 мая. Он, как всегда, сидел и рисовал. Купил у него репродукцию его работы, поговорили пару часиков. Валерий — необыкновенный человек. Он, на самом деле,- олицетворение любви и доброты. Храни его, Господи!
И спасибо всем людям, которые неравнодушны как к его творчеству, так и к нему самому.
Видео:
http://www.tv100.ru/news/na-ligovskom-prospekte-ot...ka-bezdomnogo-hudojnika-52095/
http://vk.com/videos-33194219?z=video-33194219_161923638%2Fclub33194219
http://vk.com/videos-33194219?z=video-33194219_161923532%2Fclub33194219
http://vk.com/videos-33194219?z=video-33194219_161887229%2Fclub33194219
Метки: Бездомный художник Валерий Викторович Ляшкевич художник Валерий Викторович Ляшкевич |
Новая туристическая карта Вилейского района |
Новую туристическую карту разработал Вилейский турист-краевед Михаил Петух. Теперь это карта существует в единственном экземпляре, но ищутся возможности выпустить ее "в массы". Среди прочего, такая идея обсуждалась на недавнем мероприятии "Арт-Вилейка № 4" .
Борис Цитович и Михаил Петух держат карту
Автор этого проекта - Михаил Петух, говорит о своей разработке следующее:
"Идея заключается в том, чтобы, с помощью этой карты, можно было самостоятельно выбирать объекты и, и самому выбирать себе маршрут ... На этой карте человек посмотрел конкретно по фотографиям, выбрал, что ему интересно, и соответственно определился, как ему передвигаться по районе ... "
Вы можете познакомиться с этой картой, скачав версию вот отсюда: http://vialejka.org/download/roznaje/turystycznaja-mapa-pietuch.jpeg
Ссылка на новость:
|
Подборка фотографий времен учебы, работы и проживания академика мозаики Никодима Силивановича в Санкт-Петербурге с 1859 по 1901 года. |
Адмиралтейская площадь 1875-1885
Академия художеств 1895
Академия художеств. Живописная мастерская профессора И. Е. Репина 1897-1898
Академия художеств. Тициановский зал. 1890
Александринский театр 1895
Английская набережная и Николаевский мост 1870
Английская набережная. 1865
Арка Главного Штаба 1895
Балаганы во время святочной недели в Адмиралтейском парке 1860-1870
Биржа 1895
Большая аллея в Летнем саду 1860-1870
Большая Морская 1870-1880
Вид Мариинской площади 1859
Вид на Исаакиевский собор 1852
Вид на Николаевский мост и Исаакиевский собор 1880-1890
Вид на Цепной (Пантелеймоновский) мост и Летний сад
из окна дома по набережной Фонтанки, 18 1885 г.
Вид Невского проспекта 1895
Вид Невы во время отправления процессии из Крепости
к памятнику Императора Петра Великого 1872 г.
Вид от Синего моста 1895 г.
Вид Сенатской площади и Александровского сада 1870 г.
Военное министерство и Адмиралтейство 1890 г.
Дворцовая площадь 1865-1880 г.
Дворцовая площадь 1895 г.
Египетский мост 1895 г.
Зимняя канавка 1895 г.
Императорский Зимний Дворец 1895 г.
Исаакиевская площадь 1900 г.
Исаакиевский собор 1870 г.
Исаакиевский собор 1890 г.
Исаакиевский собор. Портик и вид на Адмиралтейство. 1859 г.
Исакиевский собор 1880 г.
Казанский собор 1880 г.
Казанский собор 1895 г.
Казанский собор со стороны Невского проспекта 1870-1880 г.
Конногвардейский бульвар. Дом Гинцбурга 1870-1880 г.
Купол Исаакиевского собора 1859 г.
Летний сад. Вид на Цепной мост. 1860-1872 г.
Мозаичное отделение Академии Художеств начало 20 век
Музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица 1895-1900 г.
На Аничковом мосту 1860-1877 г.
Набережная Васильевского острова 1895 г.
Нева. Исаакиевский собор. 1860-1874 г.
Николаевский мост 1860-1880 г.
Памятник Петру Великому 1895 г.
Панорама Английской набережной 1860-1880 г.
Панорама Санкт-Петербурга 1870 г.
Пантелеймоновский мост 1870-1879 г.
|
Проект ART-VILEYKA |
Проект ART-VILEYKA
Лекция по искусству реализма "Возвращение"
12 ноября в 14.30 в Выставочной зале им.Никадима Силивоновича стартовал проект ART VILEYKA. Проект представляет собой цикл лекций о современном искусстве. Подобного рода проект проходит в Вилейке в первый раз. Открывал лекция о реализме Э. Матюшонок - один из самых известных в Вилейке художников реалистов.
Организаторы проекта выбрали формат открытой образовательной лекции, а не простой творческой встречи, на которую может попасть абсолютно любой человек. Таким образом, музей хочет помочь зрителю научиться преодолевать дистанцию, которая образовалась между ним и современным искусством.
Лекция Эдуарда Владимировича стала первым шагом к сближению современного зрителя и актуального искусства. Свою лекцию Э. Матюшенок называл "Возвращение". Почему "Возвращение"? По мнению Эдуарда Владимировича, всем нам в последней время не хватает определенной внутренней наполненности: в пространстве нашей души образуются пустоты (это и неполное знание собственной истории, и недостаточный интерес к природе, книгам, к искусству). В ходе лекции художник на примере собственных артпрактык продемонстрирует, как искусство реализма становится способом аккумуляции исторической памяти, без которой невозможно конструировать настоящее и будущее.
Эдуард Владимирович настаивает на том, что художественные практики реализма помогают как зрителю, так и художнику восполнить духовные пробелы. Так как язык реализма является наиболее адекватным способом проговаривание проблемам окружающей нас мира, и, находя свое воплощения в живописных полотнах, насыщает нашу сознательность и внутреннюю духовную пространство энергией предыдущих поколений.
( Из статьи Екатерины Сушко)
|
Жизнь и творческий путь не заслуженно забытого академика. |
"Автопортрет" Литовский художественный музей |
---|
Искусство Беларуси XIX – начала XX века
После третьего раздела Речи Посполитой (1795) белорусская земля вошла в состав Российского государства. В 1840 году, как результат поражения освободительного восстания 1831 года, Белоруссия стала официально именоваться «Северо-Западным краем».
Обессиленный войнами народ не сразу сумел развить свое искусство. В 1831 году был закрыт Виленский университет – главный центр художественного образования и для Беларуси, и для Литвы. Единственным местом, где могли получить профессиональную подготовку художники – уроженцы Беларуси, – стали художественные заведения Петербурга и Москвы. Именно по этим причинам наследие художников XIX века – уроженцев Беларуси – включается в контекст художественной истории России, Польши, Литвы, большие коллекции их произведений есть в собраниях национальных музеев в Варшаве и Кракове, Литовского художественного музея в Вильнюсе, Третьяковской галереи в Москве.
Искусству Беларуси первой половины – середины XIX века выразительную характеристику дает творчество белорусских мастеров, много работавших в России – Иосифа Олешкевича и Сергея Зарянко. Ко второй половине XIX века в истории искусства Беларуси звучит имя художника Никодима Силивановича.
Детство
Родился Никодим Силиванович 13 (25) декабря 1834 года в деревне Цинцевичи, в местечке Вилейка (Виленская губерня, недалеко от Молодечно) в семье малоземельного крестьянина. Семья у Никодима была большая. Отец Юрка (Юрий Иванович Силиванович) (1799-1883) был дважды женат. От первой супруги Анастасии у Юрки было пятеро детей (Венеций,Констанция,Елисавета,Уршуля, Никодим ). От второй жены Петрунели Иосифовны двое, (Франц и Феликс). Детство Никодима прошло в деревне, пас скот, помогал родителям по хозяйству. Никодим уже тогда имел наклонности к искусству, и земельное хозяйство его мало привлекало. По исполнению 16 лет, Никодим начинает посещать пятикласное для дворян училища в местечке Молодечно. Данное училище в 1811 году было переведено из Бобруйска по ходатайству князя Франтишка . Юрка с 1846 по 1857 года был старейшиной сельской громады. Есть мнение, что имено эта должность помогла устроить Никодима в училище для дворян. По окончанию училище, в 1854 г. был приглашен обучать детей одного дворянина, проживающего в Молодечно. Обучение этих детей было не из приятных, поэтому зачастую взяв в руки карандаш, Никодим рисовал.
Учеба
Молодеченский помещик, заметив эти способности, поддерживает желание юноши обучаться искусству и в 1855 г. посылает за свой счет Никодима обучаться в Санкт-Петербург в «Общество поощрения художников», созданое в 1820 году, для обучения и подготовки к поступлению вольноприходящих в Импературскую Академию худежеств. В следующем, 1856 году, Никодим успешно сдал экзамены в Академию и поступил на специализацию «портретная живопись». Его учителями были профессора Федор Бруни, Алексей Марков и Тимофей Нефф.
Здание Общества поощрения художеств на Большой Морской улице. Фото 1912. |
---|
Стоит отметить, что и среди однокурсников Никодемаса, с которыми он поддерживал дружеские отношения, было немало будущих мэтров русской живописи. Среди них - Иван Крамской, Павел Чистяков, Василий Верещагин и Иван Трутнев. Последний позже откроет в Вильнюсе Рисовальную школу. Никодим был талантливым портретистом. Об этом говорят многие его работы и автопортреты. Академизм чувствуется во всех произведениях.
Академические рисунки Силивановича с 1856 по 1877 г. Литовский художественый музей |
---|
29 января 1863 г. из-за болезни отца Никодим подает прошение о прекращении учебы в Академии и просит Совет за его труды во время учебы присвоить ему звание свободного художника.
Поездка в Вильнус
В 1864 г. Никодим уезжает жить в Вильнус. Но в это время шло восстание. Есть мнение, что Никодим поддерживал связи с участниками восстание и о его подержки идеии самого востания.
В 1864-1866 г. жил в Вильнусе, основал свою мастерскую. Зарабатывал на жизнь, рисуя картины, портреты и заказы Костелов. В Вильнусе Никодим познакомился с сестрой жены помещика Игнаса Квинты Пелагией Викентьевной Пранцкявичюте и ее братом священиком Викторосом. Чуть позже Никодим женился на Пелагее и создал семью. Но после восстания жизнь в самом Вильнусе замерла. Число заказчиков уменьшилось, выставки проводились все реже.
В 1864 г. Никодим был приглашен Комитетом по обустройству Православной церкви в Лидском Уезде Виленской губерни для написания икон Св. Александра Невского и портретов Государя Императора в местной церкви. Работу над образами закончил в 1865 г.
Возвращения в Санкт-Петербург и начало обучения мозаике
В начале 1866 г. Никодим с супругой приезжает в Санкт-Петербург. В августе этого же года за предоставленые работы был удостоен звания классного художника 3 степени и дан чин XII класса. А 5 сентября Никодим подал прошение о зачеслении его в мозаичное отделение для изучения мозаичного искусства. Основная цель мозаичного отдела, организованного ректором Академии Ф. Бруни, была в создании росписей и витражей для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Здание Мозаичного отделения. 1914 г. С. Петербург
Пелагея в этом же году дарит Никодиму первого сына Стефана (род. 2 сентября 1866 г.)
В ноябре этого года Сильвановичу ректором мозаичного отделения Бруни было поручено сделать копию образа Спасителя с его оригинала масленными красками, а потом с этой копии создать первый мазаичный образ. А в 1867 г. принимает участие в создании мозаичного образа «Спаситель во славе», «Спаситель на троне» для Усыпальницы князей Пожарских .
Мозаика «Спаситель во славе», «Спаситель на троне» 1867 г.
Владимиро-Суздальский Музей-Заповедник
Спасо-Ефимиев монастырь в Суздале известен тем, что там похоронены почти все князья Пожарские, родовая усыпальница которых находилась близ алтаря Преображенского собора. Над захоронениями стояла каменная палатка. В 1765-1766 гг она была разобрана.С годами место погребения князя Дмитрия Пожарского (того самого - помните - Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский) - героя событий Смутного времени - было прочно забыто. Нашли могилу лишь в 1852 году. Работы по строительству мавзолея были начаты по решению императора Александра II в 1858 году на добровольные пожертвования, собранные по всей стране. 2 июня 1885 года состоялось торжественное открытие и освящение. Заказ на изготовление мозаики, мозаичное отделение получило в 1867 году.Работали над ней Никодим Силиванович, Иван Лаверецкий, Павел Васильев. Закончили работу в 1869 году. За исполнение данного образа Никодим получил 2711 рублей 30 копеек. Мавзолей в 1933 году был разобран и сохранилась только мозаичная икона "Спас на троне" или «Спаситель во славе». Она выставлена в соборе.
Усыпальница XIX век. Мозаика "Спас на троне" Усыпальница наши дни |
Так же была написана его работа “Солдат с мальчиком” единственная его работа каторая храниться в художественном музее Белоруссии.
"Солдат с мальчиком", 1867 г. Беларуский художественный музей |
3 июля в 1869 г. родился второй сын Иосиф.
В 1870 году за портрет старосты волости Бонифатова, Силиванович получил звание художника 2 ступени и чин XII класса.
Никодим Силиванович. Семейное фото, апрель 1870 г. С.Петербург Фотоателье Людвига Клювери. Собственость Риты Петруасконе, Литва |
В этом же 1870 году начинается работа над созданием мозаичного образа “Тайная вечеря” для главного иконостаса Исаакиевского собора. В этом же году он закончил учебу в мозаичном отделе Академии художеств и остался там работать в должности младшего художника-мозаичиста. Никодим не забывает про свою малую родину и часто навещает Цинцевичи. А так же с супругой и детьми ездит в Вильнус к друзьям и родственикам.
"Портрет старости волости Банифатов" 1870 г. Литовский художественный музей |
Исаа́киевский собо́р, 1818-1858 г., архитектор Огюсто Монферран |
Мозаика “Тайная вечеря” над Царскими вратами главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1870-1887 г.
Тайная вечеря. С. А. Живаго. 1845–46 г. Дерево, масло. 44,5×71,9. Государственная Третьяковская галерея |
Мозаика над Царскими вратами главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г. По оригиналу С. А. Живаго (1805-1863). Исполнили И. А. Пелевин, И. И. Кудрин, Н. Ю. Силиванович, И. А. Лаверецкий, В. А. Колосов, Ф. Ф. Гартунг, Н. М. Голубцов и М. П. Муравьев. В этой композиции очень достоверно передана глубина пространства оригинала, его хорошо разработанная цветовая гамма, мастерски использован эффект смешения цвета (плащ Иуды). |
Заказ на изготовление мозаичного образа “Тайная вечеря” по искизу С.А. Живаго, мозаичное отделение Академии художеств получила в июне 1870 года. Мозаика была установлена в 1883 над Царскими вратами главного иконостаса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. На создание мозаики было потрачено 18 359 рублей 50 копеек. Никодим за свою работу получил 2 993 рубля 25 копеек.
24 ноября 1872 году родился третий сын Казимир.
В марте 1873 году был включен в список помощников в создании мозаики образа Божей Матери с младенцем для усыпальницы Графов Шуваловых в Вестбадене по искизу профессора Императорской академии художеств Виниг Карла Багдановича.
24 ноября 1873 Никодим и его товарищ мозаичист Михаил Щетинин получли заказ на создание мозаичного образа “Поцелуй Иуды” для Исаакиевского собора.
Мозаичный образ «Поцелуй Иуды» в Исаакиевском соборе С.Петербурга 1873-1885 г
Принято считать, что в Исаакиевском соборе находятся самые ценные мозаики художника. Например, та же мозаика «Поцелуй Иуды», сделанная на основе картины Карла Брюллова. Над ней художник вместе своим помощником и другом Михаилом Щетининым работал более 10 лет. Без учета стоимости материалов работа обошлась казне в 21900 рублей (огромная сумма по тем временам!).Данный образ был закончен 14 марта 1885 г. Эту работу можно считать одной из самых лучших. Она была отмечена на многих выставках, как в России, так и за рубежом.
"Поцелуй Иуды" 1873-1885 г. Н. Силиванович, М. Щетинин по картону Брюлова. Исаакиевский собор |
В Исаакиевском соборе есть еще одна мозаичная работа, в которой Никодим Силиванович принимал активное участие.
В Российском государственном историческом архиве города Санкт-Петербурге я нашел дело №267 Опись №8, фонд №789 "Дело об исполнении образа Несение Христа в аттике Исаакиевского собора" с августа 1873 по 14 марта 1885 г.
Из этого дела мне стало ясно, что по данному образу работало несколько художников мозаичистов:
1. И. Ловирецкий
2.В. Колосов
3.Н.Силиванович
4.И. Пелевин и др.
Н.Силиванович начал работу в ноябре 1881 г.. Выполнил в этой мозаике землю, драпировку на ногах фигуры №3, складку фиолетовой драпировки, ноги фигуры №1, исполнил сияние над головой Христа и крест.
Мозаика "Несение креста" с 1873 по 1885 г.в Исаакиевском саборе |
21 марта 1874 г. за работу над мозаикай “Тайная вечеря” было присвоено звание классного художника первой степени и дан чин Х класса.
В 1875 г. По заказу жительницы Езнаса Винцентой Пранцкявичюте Квинте для Езнаской церкви Св. Архангела Михаила и Иоанна Крестителя Никодим пишит копию с работы итальянского художника Гвидо Рени “Св. Архангел Михаил”.
Н. Силиванович, "Св. Архангел Михаил" 1875 г., церкавь в Езнасе, Литва |
7 августа 1876 г. рождается четвертый сын Станислав
4 ноября С.Петербургская Императорская Академия художеств за отличное познание в мозаичном искусстве признала Силивановича своим Академиком и присвоила чин ІХ класса.
В этом же 1876 году в Филадельфии с большим успехом была выставлена его картина “Заключенные”.
С 1877 по 1884 г. Никодим создал еще несколько работ для церкви в Езнасе “Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии”, а в1894 г. совместно с З. Стефанскисам написал алтарную работу “Св. Марк,” которая была подарена церкви Игнасом Калужявичюсам.
Церкавь в Езнасе Интерьер Изнасской церкви Н.Силиванович Н. Силиванович Н. Силиванович 1877-1884 г. 1894 г. 1894 г. "Непорочное зачатие "Св. Антония "Св. Марк" Пресвятой Девы Марии" Подуанский" |
Для Исаакиевского собора художник создал и отдельные части других мозаик. Например, для купола в мозаике с изображением евангелистов он сделал голову Св. Матфея и ангела, руку Св. Марка с книгой и часть драпировки, а также Св. Луку с портретом Марии.
Апостол Лука Апостол Марк Апостол Матфей Евангелист Иоанн
Купол Исаакиевского собора, мозаичные образы Евангелистов с 1882 по 1915 года. Исполняли И. А. Пелевин, И. И. Кудрин, Н. Ю. Силиванович, И. А. Лаверецкий, В. А. Колосов, В. Сорокин, М. Щетинен, П. Васильев и др. |
Голова Апостола Матфея, исполнял Н. Ю. Силиванович. Исаакиевский собор С-Петербург |
Живя и работая в Петербурге, Никодим поддерживал связи с Литвой и приезжал в Бирштонас, что-бы проводить летний отпуск с семьей. Во время отдыха Никодим заряжался творческой энергией , вынашивал новые идеи . Эскизы сделаные на прогулках становились основой будущих картин бытового жанра, таких, как были выставленны в 1890 г. на выставке Петербурской академии художеств холст “Друзья”, или “Дети играют во дворе”.
Н. Силиванович "Дети играют во дворе" Литовский художественный музей |
В одной из таких прогулок с тростью и тетрадью для набросков у Никодима родилась идея изобразить себя в “Автопортрете в соломенной шляпе”
"Автопортрет в соломенной шляпе" Литовский художественный музей |
В конце 70 годов здоровье супруги ухудшилось . И в 1880 г. Никодим начал строительство в Бирштонасе (Литва) у подножья горы Витаутаса деревянного дома. Во время его пребывание в Петербурге за строительством дома смотрел нямаюнский священик Анзельмас Нонявичюс.
Дом Никодима Силивановича в Бирштонасе, Литва.Построен в 1882 г. Фотографии конца XIX века и наши дни. |
12 апреля 1881 г .Никодиму присвоили кавалерский орден Св. Станислава 3 степени.
В 1883 г . в Санкт-Петербурге для главного алтаря костела в Нямаюнай он написал картину “Св. Апостолы Петр и Павел”
Немаюнайская церкавь 1878 г. "Христос и Св. Мария Магдалена" "Св. апосталы Петр и Павел" 1892 г. 1883 г. |
С 1883 по 1885 владел совместно с Рейнгардом фотоателье. Приезжал часто в Бирштонас фотографировать.
12 сентября 1885 г. Никодима Силивановича и Ивана Кудрина представили к званию старших художников мозаичистов, как вполне достойных в выполнении мозаичных работ.
В это время от тяжелой болезни умирает супруга Никодима. На его воспитании и содержании остается четверо сыновей. Самый старший сын - Стефан пошел по стопам отца и 9 июня 1886 г. поступил вольнослужителем в отдел живописи Императорской Академии художеств. Окончил его 18 марта 1889 г. А в 1896 г. по рекомендации знаменитого академика Льва Егоровича Дмитрия-Кавказского отправляется путешествовать по России для занятии живописью и фотографией.
Работы Стефана Силивановича. "Нямаюнская церкавь" 1892 г. и "Отец и дочь в тюрме" Литовский художественный музей |
Казимир окончил медицинский факультет, и стал врачем. Станислав полчил специальность химика, только Иосиф, будучи не в полне здоровым (парализована рука), получив общее образование, занимался садоводством и следил за домом в Бирштонасе .
Н. Силиванович Портреты жены Пелагеи и сыновей. Литовский художественный музей |
В 1889 г. в стиле традиционной иконографии Никодимом была написана работа “Св. Франциск Ассизский” для Пунянской церкви.
Пуняская церкавь 1860 г. Интерьер Пуняской церкви Н.Силиванович
"Св. Франциск Ассизский" 1889 г.
В 1890 г. на выставке Петербурской Академии художеств показана живописная работа “Друзья”.
В 1891 г. написаны наиболее известные работы художника “Студия литовки из Езнаса”, “Литовка из Езнаса в праздничной одежде”
В 1892 г. написал еще одну работу для Нямаюнской церкви “Христос и Св. Мария Магдалена” Внимание художника к Нямаюнской церкви не случайно. Известно , что Никодим входит в комитет по строительству церкви.
В 1893 г. для Стаклишской церкви написал картину “Присвятая Дева Мария Розарио” и с 1885-1895 г. написал полотно “Св. Франциск Ассизский”.
Стаклишская церкавь 1776 г. Н.Силиванович "Св. Франциск Ассизский" 1885-1895 г.
2 апреля 1895 г. его Высокородье Силиванович получает кавалерский орден Св. Анны 3 степени.
Н. Силиванович Портреты "Молодая женщина вышивает", "Литовка из Езнаса", "Женский портрет", "Портрет Рустейкайте" |
Получение заказа на исполнение мозаичных образов «Св. Александра Невского и Воскресение Христова» по заказу Лейб Гвардии Кавалергардского полка Ее Величество Государыни Императрицы Марии Федоровны для храма Воскресение Христова (Спас на Крови) Санкт-Петербург.
Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге
Письмо в Мозаичное отделение Императорской академии художеств
28 апреля 1895 г. №67 (стр.11)
Текст:Возвращаясь к образам «Св. Александра Невского» и «Воскресение Христова» имею честь уведомить, что исполнение образов мозаикою поручаются Старший художник мозаичист Кудрин образ «Св. Александра Невского» и Н. Силиванович «Воскресение Христа». Работы эти могут быть вполне окончены через три года с половиной, считая время со дня заказа.
Временный заведующий Мозаичном отделении П. Чистяков
Снизу приписка: Выше назначенную работу согласны исполнить в течении трех лет с половиной за сумму, определенную в приложении.
И. Кудрин, Н. Силиванович.
Заказ на мозаики считается с 1июля 1895г. Две Мраморные плиты для мозаик готовила мастерская скульптора Аксеновского (заказ на который поступил 25 сентября 1895 г.). Мозаичные образы были закончены в 1901 году. Оплата мозаичному отделению составляла 13 800 руб.
М.В. Нестеров "Воскресение Христа" 1894 г холст, масло. ГМИР Мозаика Н.Силиванович с Нестерова |
Подпись на работе "Силиванович 1901 г. с Нестерова"
28 ноября 1898 г. академик мозайки, Титулярный советник Никодим Юрьевич Силиванович в следствие болезни глаз и преклонных лет, не имеет возможность продолжать мозаичные работы. В связи с этим он обратился с прошением на имя Президента Академии об увольнении его из числа художников мазаичистов. Никодим прослужил в академии 32 года 2 месяца 21 день, и получил самую высокую пенсию среди академиков мозаичистов 1468 рублей 20 копеек в год.
В 1899 г. впервые учавствовал в художественной выставке в Вильнусе на которой представил два портрета и три картины бытового жанра. А в 1901 г. переехал жить в Бирштонас на постоянное жительство в построеном им доме, в котором жил и занимался хозяйством его сын Иосиф с супругой Софьей. Благодаря полученой пенсии , художник основал небольшую мастерскую под стеклянной крышей, пригласил свою сестру Урушулю для помощи по содержанию дома.
22 марта 1904 г. отправляется по России для художественных работ и занятием фотографией.
В 1909 г. для Вильнюсской кафедры написал 14 сцен Крестного пути Христа (по сценам Иоганна Фридрихом Овербеком)
В 1910 г. для строящегося Бирштонского костела создал образ “Св. Апостола Иуды Фаддея”
Бирштонская церкавь Интерьер церкви Н.Силиванович, 1910 г. Н. силиванович, 1912 г.
"Св. апостол Иуда фаддей" "Йонас Карвялис"
В 1911 г. Н. Силиванович получил наследство жившего в Вильнусе В. Пранцкявичюса, брата жены, и долгожданную поддержку от племянника жены Пелагеи, езнасского помещика Ляонаса Квинты, который в то время продал часть земли своего поместья. Добавив собственныее сбережения, он купил своему сыну Иосифу здание бывшей конно-почтовой станции в Пренае, а также расположенную вокруг землю.
Дом Силивановича в Пренае (Литва) с 1911-1914 г. Мемориальная доска к 70-ой годовщине смерти художника, установлена в 1989 г.
В 1912 г. написал портрет Священика Йонаса Карвялиса. Священик руководил работами по строительству камменной Бирштонской церкви Св. Антония Падуанского.
Жительница Бирштонаса Й. Жеймете, которая помнит Н. Силивановича в те годы, рассказывала: “Он был небольшого роста, уже седой, всегда опрятно и чисто одет. Очень скромный и вежливый. Жил скромно и экономно, время от времени, чтобы разнообразить будни, устраивал праздники: поездки с родствениками на охоту, прогулки по окрестностям Немана”.
Когда началась Первая Мировая война Никодим покинул Пренай и уехал на родину. Племянница Никодима Юзефа Францовна Курдеко (Силиванович), которая жила в Цинцевичах, рассказывала: “К нам часто приезжал художник из Питербурга, жил долгое время в нашем доме. Привозил много гостинцев, привез первый ткацкий станок, после чего в деревне нам дали прозвище “ткачи”.
В 2006 г. в одном из кастелов в Вилейском районе была найдена работа Силивановича “ Св. Антоний Пудуанский”, датирована 1915 г.
Н. Силиванович" "Св. Антония Подуанский" 1915 г. Беларусь
В 1919 г. возвращался в г. Пренай, но по пути решил навестить родную Вилейку, где и умер. Литовцы указывают дату смерти 21 мая, но документальных потвержденей этой дате пока нет. Где похоронен художник не известно. Но есть предположение, что Никодим умер в родной деревне и его похронили рядом с его семей в деревне Цинцевичи.
Деревня Цинцевичи 2010 г. Могила отца художника Памятный знак 2009 г.
Уже прошло более 175 лет со дня рождения академика. За это время многое изменилось.Так получилось, что почти все наследие художника хранится в Литовском художественном музее. В Белорусском художественом музее хранится единственная его работа “Солдат с мальчиком”, и в одном из костелов в Вилейском районе находится его работа “ Св. Антоний Пудуанский”. В России в Санкт-Петербуских храмах хранятся лучшие мозаичные работы мастера. Но там к сожалению, о нем мало, что знают, так как в Российской истории искусств много своих талантливых художников. В Белоруссии в 80 годах единственный раз из Литвы привозили в Вилейку работы Силивановича. Первый кто напомнил в Вилейке об академике, стал художник Борис Титович. А в 1996 г. сотрудники Вилейского краеведческого музея посетили Петербурский исторический архив, где взяли копию личного дела из Академии художеств, благодаря которому стало известно много фактов из жизни Никодима. В 2009 г. к 175 летию Н. Силивановича в деревне Цинцевичи был установлен памятный знак, созданый по проекту архитектора и краеведа Анатолия Каптюга. Много информации было найдено вилейским краеведом Анатолием Рогачом., он так же нашел информацию и составил геалогическое дерево семьи художника. Преподаватель рисования Светлана Чеботарь, которая сначала выпустила замечательный журнал «Художественные сокровища Вилейского края», а затем этим летом разработала и организовала своими силами в Вилейке детский пленер, посвященный Силивановичу.
Детский пленер в г. Вилейка 2011 г.
Швейцер Альберт лауреат Нобелевской премии мира (1952) как-то заметил, что "счастье - это хорошее здоровье и плохая память". Возможно, для отдельного индивидуума это и так, но вот для общества в целом - едва ли. Невозможно двигаться в будущее, не помня о своем прошлом. Плохая память у целого общества - это путь к его дегенерации, путь к разрушению государства. Нельзя забывать свою историю, нельзя забывать свою культуру!
Составил: Курдеко Виталий
Используемые материалы: Архивные материалы РГИА, краткая биография Силивановича, написанная его сыном (архив национального Художественного музея имени М.К. Чюрлениса, Литва), материал Художественного литовского музея и Бирштонского туристического центра Литва (брошюра “По следам Никодима Силивановича”), литовские статьи в СМИ (перевод Владимира Зайченко), материалы Анатолия Рогача, Анатолия Коптюга. Репродукции работ Силивановича, любезно предоставленные Художественным музеем Литвы, Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, источники из интернета. Фотоматериал: Гинтараса Чясониса, Вацловаса Валужиса, Курдеко Виталия, kraj.by, из частной коллекции Риты Петруасконе, архивные снимки из личной коллекции Альмантаса Миляускаса
Метки: Силиванович Никодим мозаичист художник академик Беларусь Литва Курдеко |
Матюшонок Эдуард Владимирович (этюды) |
Эдуард Владимирович Матюшонок
Это мой учитель! Не так давно, была его очередная выставка в Беларуси в городе Поставы.
Выложу афишу и страницы буклета и этюды сделанные на пленере.
ЭТЮДЫ
|
Статья в беларуской газете "Наша Нива" выпуск №14 от 13 апреля |
Перевод статьи.
Беларуская газета "Наша Нива" от 13 апреля 2011 года №14
Художник и его потомок
Он родился художником, как и его знаменитый предок. И город для жизни они выбирали одинаковый. Только расстояние между ними составило шестьдесят лет: Никодим Силиванович умер в 1919-м, а Виталий Курдеко родился в 1985-м.
Мозаичист, живописец, фотограф
Виталий живет в Санкт-Петербурге уже шесть лет. В Беларуси бывает каждый год и всегда посещает д. Цинцевичи на Вилейщине - место, где родился его предок – художник Никодим Силиванович, и где похоронены его родные.
Силиванович для Беларуссии- художник одной картины: кто не видел его «Солдата с мальчиком»? Учился он в Санкт-Петербурге тогдашней культурной столице всей Российской империи, где и «сделал» себе имя. Хотя и в России он сегодня известен в малом кругу «За все время поисков в Санкт-Петербурге, общаясь с персоналом Исаакиевского собора, храма Спас на Крови (где находятся мозаики художника) мне стало понятно, что им мало что известно» - отмечает Виталий Курдеко, который изучает и исследует наследие Силивановича. «Мне одна из экскурсоводов Исаакиевского собора предложила для их сотрудников про Силивановича и его мозаичные образы прочитать лекцию»
Зато, по словам Виталия, Силивановича своим считают литовцы. Оно и понятно, женился на литовке, долгое время жил в Вильнусе (в 1864 - 1866 имел там мастерскую, в которой выполнял заказы для костелов, и писал портреты), в Бирштонасе (в 1883-1885 владел собственным фотоателье). Да и сам художник писал друзьям, что «Вильнюсский край, Бирштонас моя родина, как человека, а Петербург родина, как художника и полноценного человека».
В Бирштонасе есть экскурсия под названием «По следам Никодима Силивановича» по местам, где он жил и отдыхал, по костелам, в которых сохранились его работы. В Литве находится и большинство картин Сильвановича . В Белоруссии лишь одно его полотно «Солдат с мальчиком» находится в Национальном художественном музеи Беларуси. Несколько лет назад в одном из костелов Вилейщины нашли икону, написанную Силивановичам. Ее местонахождение не афишируется, так как произведение искусства может исчезнуть, как и сотни церковных артефактов.
Петербург-город молодости
Никодим Силиванович приходится Виталию Курдека далеким родственником. Прабабушка Виталия Юзефа Курдека (девичья фамилия Силиванович) была родной племянницей художника. Жила в деревне Цинцевичи. О родственнике молодому человеку сказал дедушка, когда узнал, что внук хочет быть художником. Правда, подробностей он не знал. Но кое-что рассказал. Силиванович в родную деревню, например, привез первый фабричный ткацкий станок из самого Санкт-Петербурга.
Факт родства с художником и эпизод с ткацким станком стал для Виталия основным толчком, чтобы заняться поиском информации про Никодима.
«В 2001 году, когда я был первокурсником Витебского колледжа искусств, я получил задание написать работу по теме «Ткачество». И решил в своем докладе упомянуть также о Силивановиче и о ткацком станке, даже решил привести ручник, сотканный прабабушкой. Но преподаватель не поверила, что наша семья имеет отношение к Силивановичам. Я же тогда пообещал доказать наше родство».После того случая Виталий поехал в деревню Цинцевичи, где вместе с дедушкой составил свою родословную. Да и в Вилейском краеведческом музее помогли материалами: «И в октябре я представил информацию о художнике и, как понял, шокировал преподавателей. Уже через месяц открыл две своих персональных выставки в Витебске, одна из выставок была посвящена Никодиму Силивановичу. На тот момент я еще не подозревал, сколько информации еще разыщу».
А в августе 2005 года, заработав на билет, Виталий с другом уехали в Санкт-Петербург. Без средств на существование. «Я сразу понял, что останусь надолго». Как когда-то молодой Силиванович покинул родную Вилейщину, чтобы выбиться в люди, так и его потомок через много лет поехал в Петербург.
Когда Виталий уезжал в Россию, он не представлял, чем будет там заниматься. Но точно знал, что обязательно займется поискам мест, связанных с художником.
Тайны Силивановича
Виталий Курдеко работает в компании, которая продает информационные технологии. А свободное время проводит в Санкт-Петербурском государственном архиве, где ищет информацию о знаменитом предке. И можно отметить, что есть успехи в его деле «Все оказалось на поверхности. Я просто стал тем, кто нашел возможность собрать информацию. А проживание в Санкт-Петербурге мне дало преимущество в поисках», - молодой человек обошел все храмы города, построенные в конце XIXвека. До этого широко было известно про мозаичные образы Силивановича в Исаакиевском соборе. Но не про все. Прежде всего, это «Тайная вечеря» (Силиванович был одним из создателем мозаики). По архивным документам Виталий отыскал информацию об участии Силивановича в создании мозаики «Несение креста». Но более интересной и загадочной стала мозаика «Спаситель во славе», сделанная для усыпальницы князей Пожарских, которая находится во Владимиро - Суздальском музее – заповеднике. В музее об этой работе нечего не смогли рассказать Виталию. И только архивные материалы открыли еще одну работу художника. Мозаичную икону «Воскресение Христа» Силивановича Виталий обнаружил в храме - музее Спаса-на-крови
Тайна Никадима Силивановича- точная дата его смерти и место его захоронения. Во многих источниках дата смерти указана под знаком вопроса: 1918 или 1919 год. На памятном знаке на Родине художника в Цинцевичах указан- 1918 год. Но Виталий Курдеко приводит цитату из биографии Никодима, написанной его сыном Иосифом. «Во время Первой Мировой войны уехала в С.-Петербург, а после войны не доехал до Преная - в 1919 году умер в своей родной Вилейке». В некоторых источниках приводится и конкретная дата - 21 мая. Хотя документов, которые смогли бы подтвердить этот факт, пока нет.
«Есть предположение, что он похоронен на кладбище в деревне Цынцевичи, - говорит Виталий, там, где похоронен его отец с семьей. Никодима хоронили родственники, обычные крестьяне, они не могли поставить художнику достойный памятник и на его могиле могли положить обычный могильный камень без каких либо надписей. Но проверить это невозможно. Пока это остается тайной, как и место, захоронения его супруги Пелагеи»
На пути к монографии
Остались ли у Никадима Силивановича прямые потомки? «Потомки конечно есть, как мне кажется, они даже не подозревают, что среди их предков был знаменитый художник. Живут еще в Литве люди, которые обладают и фото архивом Никодима и даже его личными вещами», - говорит Виталий.
Согласно генеалогическому древу Силивановича, который составил Анатолий Рогач, у художника было четыре сына. Стефан окончил отделение живописи Императорской академии художеств. Занимался живописью, а потом и фотографией. Kазимир – выпускник медицинского факультета Варшавского военно-медицинского училища-врач. Станислав стал химиком. Иосиф большую часть жизни провел с матерью - у него была парализованная одна рука. После смерти художника, Иосиф жил в его доме в Бирштонасе, занимался садоводством. Но сначала Первая Мировая война, затем Вторая прошлась ураганом. После последней войны теряется след семьи Силивановичей. Некоторые исследователи утверждают, что потомки художника выехала за границу. Известно, что в США жил уроженец Вилейских Цинцевичей Александр Сильванович (Алекс) (1937-2007). Эмигрировавший с родственниками в 1944 году сначала в Германию, а потом в США. Алекс стал активным деятелем белорусского движения по эмиграции. Занимался фотографией. И во время своего приезда в 1994 году в Вилейку где приходила его фотовыставка, говорил о художнике в своем роде, о котором рассказывал отец. А разница в одну букву в фамилии! Возможно ошибка при регистрации.
Итогом своей работы Виталий Курдеко видит книгу на трех языках (на белорусском , на русском, на литовском). «В планах - написать монографию о художнике. А рисование- это занятие для души », подчеркивает Виталий.
Автор статьи Сергей Макаревич
Виталий Курдеко род. в 1985 в Вилейке. С четырнадцати лет занимается рисованием. Выпускник Витебского государственного колледжа искусств. С 2005 живет в Санкт-Петербурге. Работает в компании, которая продает информационные технологии. Женат.
Никодим Силиванович (1834-1919) род. в дер. Цынцевичи Вилейского района. Дважды окончил Петербургскую академию художеств по классам живописи и мозаики. Писал иконы для православных и католических храмов. Александр Брюллов пригласил Силивановича принять участие в создание мозаики «Тайная вечеря» в главном иконостасе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Большинство картин художника хранятся в Литве. В Беларуси только две его работы: «Солдат с мальчиком» (Национальный художественный музей) и икона «Святого Антонтия Подуанского» (один из костелов на Вилейщине).
Метки: курдеко силиванович |
Бирштонас-Гродно-Вилейка-Цинцевичи |
ТУРИСТичеСКИЕ РЕСУРСЫ БИРШТОНАСА ВПЕРВЫЕ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА ГРОДНЕНСКОЙ ВЫСТАВКЕ
С 29 сентября по 1 октября в Гродно, Белоруссия, проходила двенадцатая широкопрофильная выставка «Еврорегион Нямунас 2010». На этой выставке впервые были представлены туристические ресурсы Бирштонаса. Приглашение для участия в Гродненской выставке было получено Бирштонским ТИЦ из Мариямпольского офиса ПП Еврорегион Немунаса, договор о сотрудничестве с которым самоуправление Бирштонаса подписало еще в начале текущего года. На совместном стенде площадью 8 квадратных метров вместе с представителями ТИЦ Бирштонаса свои туристические ресурсы представляли ТИЦ Лаздияй и Мариямпольский офис Еврорегиона Нямунаса. Посетители выставки интересовались санаториями Бирштонаса и предоставляемыми в них услугами и расценками, однако, почти все указали визовый режим в качестве самой большой преграды для развития туризма между Литвой и Белоруссией.
Стенд, представляющий регион Южной Литвы, осмотрел и Генеральный консул в Гродно Римантас Латакас, пригласивший всех посетить консульство. Представители ТИЦ Бирштонаса и Лаздияй отвезли в Генеральное консульство ЛР в Гродно информационные материалы о туристических ресурсах представляемых ими регионов. Во время поездки в Белоруссию представители ТИЦ Бирштонаса посетили и село Цинцевичи в районе Вилейки. Весной текущего года с ТИЦ Бирштонаса связался Виталий Курдеко - дальний родственник художника Никодемаса Силванавичюса, который предоставил новые факты о известном художнике и пригласил посетить его родину. В архиве ТИЦ Бирштонаса теперь хранятся фотографии, на которых зафиксирован памятный камень Н. Силванавичюсу в селе Цинцевичи и названный его именем выставочный зал в Вилейке.
|
Получение заказа на исполнение мозаичных образов «Св. Александра Невского и Воскресение Христова» |
Получение заказа на исполнение мозаичных образов «Св. Александра Невского и Воскресение Христова» по заказу Лейб Гвардии Кавалергардского полка Ее Величество Государыни Императрицы Марии Федоровны для храма Воскресение Христова (Спас на Крови) Санкт-Петербург.
РГИА ,фонд №789, опись 11, дело 39, листов 117, год 1892
Письмо в Мозаичное отделение Императорской академии художеств
28 апреля 1895 г. №67 (стр.11)
Текст: Возвращаясь к образам «Св. Александра Невского» и «Воскресение Христова» имею честь уведомить, что исполнение образов мозаикою поручаются Старший художник мозаичист Кудрин образ «Св. Александра Невского» и Н. Силиванович «Воскресение Христа». Работы эти могут вполне окончены через три года с половиной, считая время со дня заказа.
Временный заведующий Мозаичном отделении П. Чистяков
Снизу приписка: Выше назначенную работу согласны исполнить в течении трех лет с половиной за сумму определенную в приложении.
И. Кудрин
Н. Силиванович.
Заказ на мозаики считается с 1июля 1895г.
Две Мраморные плиты для мозаик готовила мастерская скульптора Аксеновского (заказ на который поступил 25 сентября 1895 г.)
Мозаичные образы были закончены в 1901 году. Оплата мозаичному отделению составляла 13 800 руб.
Н.Силиванови "Воскресение Христа" мозаика северного киота Спаса- на -Крови . По оригеналу Михаила Васильевича Нестерова
Святой князь Александр Невский. Мозаика северного киота храма Спаса-на-Крови. Выполнена И.И. Кудриным по оригиналу Михаила Васильевича Нестерова
М. В. Нестеров. Воскресение. 1894 Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения Христова Холст, масло. 142 x 79 см Государственный музей истории религии
М. В. Нестеров. Воскресение. 1890 Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора Бумага на картоне, гуашь, золото. 40.9 x 34 см Государственная Третьяковская галерея
М. В. Нестеров. Воскресение. 1890-е Бумага, акварель. 50.8 x 27.7 см Государственный музей истории религии
|