-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kuharochka

 -Подписка по e-mail

 


Архитектура Петербурга. Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.

Среда, 24 Октября 2012 г. 00:54 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Архитектура Петербурга. Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.






Гордость Петергофа - Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла - сияет на солнце позолотой глав,радует сердце и даже в самый мрачный день освящает лик города своей красотой.



Крупнейший собор России предреволюционной поры, "последний великий храм империи" – придворный собор св. Петра и Павла построен в 1895 – 1904 годах по проекту Н. В. Султанова (1850 – 1908).




Петергоф. Собор Петра и Павла..1910

Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в городе отсутствовал храм, способный вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.

Ходатайство через министра И. И. Воронцова-Дашкова дошло до Александра III, который лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда.
На конкурс были назначены императором архитекторы Л. Н. Бенуа, Н. И. де Рошефор, А. И. Семёнов и Н. В. Султанов. Весной 1893 года Александр III утвердил проект храма, разработанный Н. В. Султановым.
В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника.
Процесс строительства и отделки храма возглавлял известный архитектор Василий Косяков.


Иконы над входом притвора св. равноап. кн. Владимира.


Храм Петра и Павла с южного фасада. Притвор Архангела Михаила.


Храм Петра и Павла. Икона Архангела Михаила над входом.

Подобно большинству храмов той эпохи, собор строился в древнерусском стиле, напоминая общими очертаниями собор Василия Блаженного в Москве. Собор стал весьма оригинальным воплощением форм неорусского стиля.
По словам Султанова, "основными мотивами для фасада послужили формы русских церквей XVI – XVII веков, рассеянных во множестве в центральных русских областях и отличающихся в Москве и Ярославле особенным богатством и красотою форм".


Храм Петра и Павла. Фрагмент здания.

Храм был заложен 25 июля 1895 г. в присутствии представителей придворного духовенства во главе с протопресвитером Иоанном Янышевым, так как храм относился к придворному ведомству.
В течение 4 лет осуществлялось возведение самого корпуса здания, затем три года шли штукатурные работы, создавалось отопление и вентиляция. Два года расписывали стены храма, создавали иконостас, мебель, утварь, облачения. Вокруг храма был разбит сквер.


Храм Петра и Павла. Звонница собора.


Храм Петра и Павла. Фрагмент звонницы собора. На звоннице икона Спаса Нерукотворенного.

Строился храм за счет средств Министерства Императорского Двора и обошелся в 850 000 рублей в ценах 1905 г. Нарядный собор никого не оставляет равнодушным.
Храм имеет высоту более 60 метров. Его пять граненых шатровых глав, тесно сдвинутых друг с другом, стремительно взлетают ввысь, сливаются в единый пирамидальный силуэт. В свою очередь они образуют своеобразные чердаки, в которых прорезаны "слуха" (окна).
Многоярусная композиция всевозможных башенок, равно как и живописная комбинация стилизованных кокошников и окон-"слухов", усиливает впечатление легкости и изящества.
Вот что писал об этих окнах сам архитектор Султанов:
"Помимо освещения - "слуха" главного шатра хороши еще тем, что из них открывается чудный вид на окрестности; глаз охватывает огромную площадь с радиусом примерно верст в тридцать: видны Петербург, Бабий-Гон, Кронштадт и т. д. Вероятно, по освящении церкви, немало туристов будет подниматься к слухам главного купола".
Эта фраза свидетельствует о том, что уже задолго до революции многие церковные архитекторы и священнослужители полагали, что частичное использование храмов в качестве объектов так называемого культурного туризма вполне допустимо с православной точки зрения.

Вообще, несмотря на ретроспективный внешний вид, собор в конструктивно-техническом отношении имеет много новаций. Они говорят о том, какой прогресс ожидал бы русскую храмовую архитектуру, если бы ее развитие не было насильственно прервано после 1917 г.
Уникальность трехпрестольного храма состоит не только в необычности шатрового пятиглавия, крайне редко встречающегося, но и в устройстве опоясывающей здание высокой, теплой и светлой галереи для крестных ходов при непогоде "без всякого вреда для здоровья их участников".
Там же имеются специальные места для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырех входов спроектированы были даже сени для верхней одежды.

С западной стороны к храму прилегают трёхпролётная звонница ("колокольница"), часовня и два крыльца, перекрытых щипцами. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня, широко применявшегося при отделке старинных русских храмов. Три апсиды восточного фасада убраны колончатыми аркатурами, воспроизводящими формы раннего московского церковного зодчества. Стены собора облицованы красным и желтым глазурованным кирпичом, пёстрыми поливными изразцами.


Храм Петра и Павла. Изразцы, украшающие храм.




Необычности внешней архитектуры во многом соответствовало внутреннее убранство храма. В соборе три иконостаса.


Петергоф. Собор Петра и Павла, иконостас.1900


Храм Петра и Павла. Крытая галерея вокруг алтарной части.


Храм Петра и Павла. Алтарная часть. Фрески.

Главный иконостас был сделан из майолики по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре его устроена большая арка, перерезанная широким тяблом (ярусом), на котором водружен богатый серебряный крест с Распятием и фигурами Предстоящих.
Под тяблом находятся царские врата, раскрывающиеся на четыре створки.


Собор Петра и Павла на берегу Ольгина пруда.



Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Многочисленные образа иконостасов исполнил на бронзовых вызолоченных досках иконописец Гурьянов.
В часовне большую ценность представляла старинная икона Скорбящей Божией Матери, привезённая из Афона. Роспись храма выполнили по эскизам Н. В. Султанова московские мастера Сафонов и Колупаев и иконописцы знаменитого села Палеха, что позволило создать редкую по выразительности и цельности художественную композицию. Вся церковная утварь: паникадила, бра, лампады, кресты и т. д. исполнялась также по рисункам Н. В. Султанова.


На берегу Ольгина пруда растут причудливые деревья.

Остроглавый храм заметно прибавил живописности южному берегу Невской губы, застроенному дворцами и парковыми павильонами. Торжественное освящение храма состоялось в 1905 г. в присутствии императорской семьи. Вскоре выяснились многочисленные достоинства нового храма: удобная ризница и библиотека, имеющие отдельные входы и сообщающиеся с алтарем, наличие исповедальни, помещения для отпевания усопших, часовни, упоминавшейся крытой галереи для крестных ходов. В храме была прекрасная акустика.




Главный вход в храм со стороны Петербургского проспекта.


В 1935 году поруганный и ограбленный собор закрыли. Вскоре исчезают иконы и уникальная утварь. Во время войны были разбиты купола и стены. Затем свыше четырёх десятилетий собор был складом тары. Это довершило порчу уникального интерьера, гибель росписей и беломраморных иконостасов приделов.


Храм Петра и Павла. Фрагмент здания храма.

Дальнейшее разрушение было приостановлено в 1985 г., когда объединению "Реставратор" было поручено восстановить внешний вид собора.
В 1990 году здание возвратили верующим. С тех пор шла кропотливая реставрация интерьеров внутреннего убранства, иконостаса, утраченных росписей храма. Ныне собору практически полностью возвращён первозданный облик. 9 июля 1994 года храм был освящён Святейшим Патриархом Всея Руси. Ныне приведена в порядок и территория вокруг храма. Утилитарные постройки здесь также украшены в стиле собора. Не забыты и туристы. Им предлагается осмотр окрестностей Петергофа со смотровой площадки под центральным шатром.


Западный фасад


Крест




Здание возле собора с изображением видения отроку Варфоломею и Серафима Саровского





ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Нажимаем на картинку и смотрим сферические псевдо-hdr панорамы

Панорама Собора Петра и Павла



тут




Санкт-Петербург и пригороды

Инженерный (или Михайловский) замок
Адмиралтейство. Санкт-Петербург
Смольный институт благородных девиц
Строгановский дворец
Гатчинский дворец.Часть 1.
Гатчинский дворец .Часть 2
Гатчинский дворец.Часть 3(1)
Гатчинский дворец.часть 3(2)
Гатчинский дворец.Часть 4.
Приоратский дворец
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОДВОРЕЦ
Готическая капелла. Петродворец.
Павловский дворец.Часть 1.
Павловский дворец .Часть 2.
Павловский дворец.Часть 3.
Павловский дворец.Часть 4.
Павловский дворец и парк. Часть 5.
Императорский Царскосельский лицей
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. часть 1
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 2.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 3.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 4.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 5.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 6.


Памятники Петербурга.Памятник Носу майора Ковалева
Памятники Петербурга.Памятник Чижику-Пыжику.
Памятник кошкам на Малой Садовой.
Памятник фонарщику
Памятник фотографу
Памятник городовому
Памятник водовозу
Памятник Охтинской молочнице.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ: Памятник Екатерине II . Санкт-Петербург.
Памятник Петру I. Медный всадник.


Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенды и мифы Санкт-Петербурга

Дом "Пиковой дамы"
Дом Мурузи. Архитектура Санкт -Петербурга.
Дом Розенштейна .
Ботанический сад . Санкт-Петербург.
Дом Троекурова.
Дом Глуховского.

Сбитенщик
Басин Яков Иванович.Национальные изображения промышленников
Гравюры Санкт-Петербурга.1753г.
Музей-квартира А.С. Пушкина
Казанский собор
АНИЧКОВ ДВОРЕЦ.
Петербург начала XIX века
Питер пушкинской поры

Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 1.
Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 2.
Александр Данилович Меншиков.Часть 3.
Петр III.Часть 4.
Екатерина II.Часть 5.
Петр III.
Павел I
Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ" . Санкт-Петербург
ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.

ЭРМИТАЖ.Павильонный зал.
Картины Эрмитажа. Мадонна Литта.

Серия сообщений "Храмы,соборы,церкви,мечети":
Часть 1 - Готическая капелла. Петродворец.
Часть 2 - Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь
...
Часть 6 - Архитектура Петербурга.Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
Часть 7 - ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Часть 8 - Архитектура Петербурга. Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.
Часть 9 - Исаакиевский собор. Часть 1.
Часть 10 - Исаакиевский собор. Часть 2.
...
Часть 26 - Спасо-Преображенский собор.Санкт-Петербург.
Часть 27 - Большая хоральная синагога.
Часть 28 - Храм Святой Екатерины Александрийской. Санкт-Петербург.
Рубрики:  ПУТЕШЕСТВИЯ,ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку