-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ksantipushka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.07.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 16510


Ганс Гольбейн Младший (ок. 1497-1543 гг. Н. Э.)

Пятница, 19 Ноября 2021 г. 21:37 + в цитатник
Цитата сообщения Ольга-В Ганс Гольбейн Младший (ок. 1497-1543 гг. Н. Э.)

НАЧАЛО: ЗДЕСЬ

Картина Ганса Гольбейна Младшего, изображающая Джейн Сеймур, третьей жены Генриха VIII Английского (годы правления 1509-1547 гг.). (Художественно-исторический музей, Вена)

Джейн Сеймур родилась в Вулфхолле, на юге Англии, примерно в 1509 году. Она была сестрой Эдварда Сеймура, впоследствии герцога Сомерсета, и Томаса Сеймура, лорда Верховного адмирала.

4964063_0_9fa0f_e3c09021_GIFL (500x8, 3Kb)

Генрих VIII обратил внимание на девушку, когда она была фрейлиной сначала Екатерины Арагонской, а затем Анны Болейн. Джейн вышла замуж за короля в мае 1536 года, менее чем через две недели после казни Анны, а в октябре 1537-го исполнила самое сокровенное желание Генриха — родила сына, который позже стал королём Эдуардом VI.
Через 12 дней после появления мальчика на свет Джейн умерла от родильной горячки и была искренне оплакана своим супругом, который приказал, чтобы его похоронили рядом с ней в Виндзоре.
На портрете Ганса Гольбейна Младшего, хранящемся в венском Музее истории искусств, нет никаких следов этой человеческой драмы.
Картина очаровывает блестяще выписанными драгоценностями, жемчугами и дорогими тканями, которые свидетельствуют о высоком ранге натурщицы. Сама же она холодна и неподвижна, удерживает зрителя на расстоянии, отвернувшись от него. Гольбейн, очевидно, создал этот образ по заказу короля в промежутке между свадьбой и ранней кончиной Джейн (скорее всего, художник написал и его аналогичный портрет , который до наших дней не сохранился)
На портрете  Сеймур носит так называемый «тюдоровский чепец» или гейбл (от англ. gable — двускатная крыша дома), в отличие от своей предшественницы Анны Болейн, которая предпочитала более современный арселе — лёгкий «французский капюшон» в форме сердца или подковы.

«Портрет Анны Клевской» (1539). Лувр, Париж

После смерти Джейн Сеймур король Генрих VIII вновь озаботился поисками жены (один сын в те времена ещё не был твёрдой гарантией престолонаследия). Однако в Европе его репутация как мужа была подмочена, и он получал отказы один за другим.

Советник Томас Кромвель убедил монарха в необходимости союза с протестантами и целесообразности женитьбы на дочери герцога Иоганна III Клевского. К его двору был отправлен Ганс Гольбейн с поручением написать портрет невесты, увидев который, Генрих пришёл в восторг.
Однако встретившись с девушкой в реальности, толстый, болеющий 48-летний король нашёл, что она похожа «на здоровенную фламандскую кобылу», «не мила и от неё дурно пахнет» — и заявил, что это мешает ему исполнить свой супружеский долг.
Развод последовал буквально через полгода после свадьбы. Поскольку Анна отнеслась к этому безропотно, ей были пожалованы несколько поместий, немалое содержание и неофициальный титул «возлюбленной сестры короля». Несостоявшаяся жена наслаждалась невиданной для женщин той эпохи свободой, ведь не зависела ни от кого, кроме Генриха, с которым поддерживала тёплые дружеские отношения.
Она даже отказалась выйти замуж повторно, хотя ей была предоставлена привилегия выбрать себе любого супруга.
На бракосочетание монарха с его последней избранницей, Катариной Парр, Анна Клевская была приглашена как свидетельница.
 
Портрет кисти Гольбейна хранится сейчас в парижском Лувре. Немецкая принцесса изображена тонко сбалансированными царственными цветами — насыщенным красным и медово-золотым на зелёном фоне.
При внимательном рассмотрении можно понять, что художник не льстит Анне Клевской. У неё привлекательное лицо, но тусклые глаза — Гольбейн ищет баланс между честностью и приличием.
Некоторые историки утверждают, что нет никаких реальных доказательств того, что портрет Гольбейна повлиял на решение Генриха жениться на Анне Клевской. Более вероятно что , король прислушался к убеждениям влиятельных придворных — и этим объясняется то, что художник не был наказан за монаршее разочарование.
 
Irina Souns https://www.facebook.com/groups/artefaktor
 
«Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолкского» ок.1539-40 гг. Королевская коллекция, Лондон  
 
Томас Говард Суррей, III-й герцог Норфолк (1473-1554) происходил из аристократического, старинного и очень знатного рода графов Суррей. Он любыми средствами пытался укрепить свою власть. Даже велись переговоры о браке между его сыном, знаменитым английским поэтом графом Генри Сурреем и дочерью короля Генриха VIII Марией Тюдор.
Они не увенчались успехом. Томас Говард сначала содействовал браку Генриха VIII со своей племянницей Анной Болейн. Впоследствии в качестве президента судебной комиссии сам же и произнес ей смертный приговор.
Норфолк стал ее рьяным врагом вовсе не от того, что она не оправдала его надежд как первая леди государства или была не верна своему венценосному супругу. Все было гораздно прозаичнее и проще - он был рьяный католик, а Анна поддерживала реформацию.
После вспышки католических беспорядков в северных провинциях государства, герцог обратил оружие против своих же единоверцев.
Затем ему удалось добиться амнистии. Но когда, фанатики в 1537 г. осадили Карлайл, Томас Говард напал на них и без колебаний велел повесить 70 зачинщиков.
Он был сыном своего времени и действовал по его законам и обычаям.
Томас Говард Суррей обходился жестоко с людьми, но и судьба обошлась с ним не менее жестоко. И не потому, что справедливость, наконец, восторжествовала. Так сплелись интриги при королевском дворе. Норфолк III и сам был большой специалист по этой части, но тут попался в сети, сплетенные ловкими конкурентами.
 
Воспользовавшись болезнью короля, Эдвард Сеймур обвинил Говарда в попытке захвата власти в стране и реставрации католичества. В 1546 году вместе со старшим сыном, известным поэтом Генри Говардом он был заключен в Тауэр. Честолюбивый поет Суррей, имевший намерение опять перетянуть короля на сторону строгого католицизма, уже через несколько дней попал на эшафот. Томас Норфолк избежал той же участи лишь потому, что король умер как раз в ночь перед днем казни. Однако он просидел в тюрьме еще шесть лет.
 
А теперь мы обратимся к несомненным художественным достоинствам портрета Томаса Говарда, где во всем блеске проявился талант немецкого художника Северного Ренессанса Ганса Гольбена Младшего.
Фон картины и портрет выполнены и одной цветовой гамме - оттенки коричневого, бежевого - но портрет не сливается с фоном, а смотрится объемным, он отделен от стены, мы даже ощущаем какое расстояние, минимум пол метра, оно наполнено воздухом и фон где-то в глубине, в перспективе, которую художнику удалось передать без каких-нибудь геометрических форм, которые и создают ощущение глубины, без таинственной дымки Леонардо, которая усиливает обозначенную другими средствами перспективу.
 
Лицо герцога исполнено трагизма такого накала и глубины, что непременно хочется узнать, что же такое ужасное видели потускевшие, холодные и гордые глаза этого немолодого, много пережившего, страдавшего, но не сломленного человека .
 
Гордая осанка, богатые одежды, драгоценный мех и жезл маршала не в состоянии скрыть душевную боль героя картины. Оно и понятно. Он пережил своего казненного старшего сына, знаменитого английского поэта Генри Суррея, познал предательство, преследования и гонения. И все это мы читаем без слов на портрете гениального художника.
 
«Портрет Георга Гитца» 1532 год Берлинская картинная галерея, Берлин 
 
В Англии Гольбейн пробыл в этот раз два года. Сблизившись с Томасом Мором, он тем самым был введен в круг высшей английской интеллигенции. Между 1526 и 1528 годами им выполнено в Лондоне несколько работ. От 1527 года сохранился подготовительный к неосуществленной картине рисунок пером, изображающий многочисленную семью Томаса Мора (Базель).
 
В том же году Гольбейн пишет самого Томаса Мора (Нью-Йорк, музей Фрик), в 1528 году выполняет портрет немецкого астронома Кратцера (Лувр, Париж). Во время своей второй поездки в Англию, оказавшись сначала в кругу немцев, проживавших в Лондоне, он пишет ряд портретов немецких купцов. Художник достигает теперь зенита своего мастерства. Об этом свидетельствует великолепный портрет немецкого купца Георга Гиссе (1532; Берлин). Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском.
 
В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника; Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.
«Эразм Роттердамский» 1523 год Национальная Галерея, Лондон  
 
Портрет Дезидерия Эразма Роттердамского с пилястром эпохи Возрождения. Дезидериус Эразм Роттердамский (1466 / 69–1536) был известным ученым-гуманистом и теологом. В 1521 году он переехал в Базель, город, где жил и работал мастерская Ганса Гольбейна Младшего. Слава Эразма, который вел переписку с учеными по всей Европе, была такова, что ему нужно было много своих портретов, чтобы отправить за границу.
 
Гольбейн написал три широко копируемых портрета Эразма в 1523 году, из которых этот является самым большим и сложным. Вероятно, тот, что был отправлен Уильяму Уорхему., Архиепископ Кентерберийский, Англия. Позже Гольбейн написал Уорхема после того, как он отправился в Англию в 1526 году в поисках работы, по рекомендации Эразма, который когда-то сам жил в Англии.
 
Портрет Гольбейна Эразма включает латинский двустиший ученого, начертанный на краю наклонной книги на полке, в котором говорится, что Гольбейн предпочел бы клеветника, чем подражателя. По словам историка искусства Стефани Бак, этот портрет представляет собой «идеализированное изображение чувствительного, высоко образованного ученого, и именно таким Эразм хотел, чтобы его запомнили будущие поколения»
Женщина 1530-е Детройтский институт искусств, Детройт
 
Портрет английской леди  1540-е  Музей истории искусств, Вена
 
«Портрет леди Маргарет Баттс» 1543  Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Серия сообщений "**по авторам (г)":
Часть 1 - Жан-Батист Грёз. знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века
Часть 2 - Луи Haghe Гаг (1806-1885)
...
Часть 23 - Алексей Грицай (1914-1998, Россия)
Часть 24 - Ганс Гольбейн Младший (ок. 1497-1543 гг. Н. Э.)
Часть 25 - Ганс Гольбейн Младший (ок. 1497-1543 гг. Н. Э.)
Часть 26 - Франсиско де Гойя - «Графиня Чинчон» (1800, холст, масло, 216 х 144 см, Музей Прадо, Мадрид)
Рубрики:  Живопись/История картины

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку