Цитата сообщения Ольга-В
Геррит Дау 1613−1675. "Торговка сельдью"
Геррит Доу (Gerrit Dou, также известен как Герард Доу – Gerard Douw или Dow; 7 апреля 1613, Лейден – 9 февраля 1675, Лейден) – живописец голландского Золотого века, первый ученик Рембрандта. Основатель лейденской школы fijnschilders («изысканных художников») и Гильдии святого Луки.
Этот голландский художник прославился особой тщательностью письма, в результате которой поверхность картины получалась абсолютно гладкая. Однажды Геррита Дау навестил в мастерской его коллега, немецкий художник Иоахим Сандрарт, который был восхищен тем, что Дау пишет кистями не толще человеческого ногтя.
Геррит Дау сам изготавливал кисти, боялся пыли и часто писал, пользуясь лупой. В истории живописи он считается самым известным голландским художником-жанристом, мастером камерных сцен и домашних интерьеров.
Его излюбленные персонажи это врачи, астрономы, философы.
Картины Дау очень узнаваемы.
В основном за счет их малого формата, гладкой живописи, а также несколько однообразных композиций и колорита. Передний план всегда ярко освещен, остальное погружено во мрак.
Художник превосходно владел приемом «кьяроскуро», подаренным искусству Караваджо, и современники считали Геррита Дау королем этой техники.
Геррит Дау всю жизнь прожил в Лейдене, в 15 лет стал учеником Рембрандта (учителю было 22) в лейденский период последнего.
Картины Дау даже стоили дороже картин Рембрандта, именно из-за гладкой техники исполнения. Но затем, когда такая тщательность перестала цениться в живописи, Дау пришлось освободить пьедестал величайшего голландского жанриста.
Поскольку Голландия это еще и родина селедки, то часто художник уделял этому факту большое внимание в своих работах. Разнообразные варианты торговок сельдью выпархивали из-под кисти мастера.
Для примера возьмем ту, которая облюбовала зал малых голландцев Пушкинского музея.
Картина по размеру небольшая, где-то с альбомный лист. За счет великолепной рамы смотрится очень выигрышно. Одной из последних владелиц ее была сама императрица Франции Жозефина, так что сами понимаете - нахождение в коллекции королевы значит многое.
Знаменитая гладкая манера Доу смотрится как качественная фоторепродукция.
Композиция очень характерна для этого художника. Герои размещены в арочном проеме окна лавки. На переднем плане на подоконнике - столешнице размещен товар: какая-то совершенно гигантская морковь, капуста, живописно разбросан чеснок, корзина с сельдью.
Сверху свешивается связка того, что я не могу идентифицировать: не лук точно, похож на инжир, но вряд ли. Даже лимоны в 17 веке были малодоступны бедным слоям населения , что уже говорить об инжире.
В подвешенной кошелке сложены яйца, и подальше от котов размещено мясо. То есть это мелкая лавочка торгует самым ходовым товаром.
Главные персонажи пожилая женщина и мальчик. Между ними явно происходит интересный диалог, но суть его нам уже трудно уловить.
То ли хозяйка растолковывает своему помощнику какие- то тонкости продажи селедки. То ли это мальчик посыльный, задача которого донести до покупателя товар в должном виде.
Мальчик внимательно слушает женщину. Он подался вперед, чтобы не пропустить ни одного слова.
На заднем плане видно помещение лавки, где хозяин беседует с покупательницей.
Общий колорит картины выполнен коричневыми тонами, оживлёнными красным цветом в одежде женщины, повторенным в куске ткани на подоконнике и в плодах моркови. Совсем немного этого красного цвета можно видеть и на весах слева.
источник https://www.facebook.com/groups/1642642509283263/user/100002194073825/
Геррит Доу родился в Лейдене в семье Марити Янсдоттер ван Розенбург и стеклодела и гравёра Доу Янса. Первые уроки в искусстве гравировки на стекле он получил от своего отца.
В возрасте девяти лет мальчик поступил в ученики к гравёру по меди Бартоломеусу Долендо, с которым оставался в течение полутора лет. Затем два года обучался у художника по стеклу Питера Коувенхорна, а с 1625 по 1627 годы был членом гильдии стекольщиков.
Тут возникает соблазн установить связь между ранними годами карьеры Доу и сияющими, словно отполированными поверхностями его более поздних панелей.
14 февраля 1628 года Геррит Доу, которому ещё не исполнилось и 15-ти лет, поступил в мастерскую к Рембрандту ван Рейну.
На тот момент последний сам едва вышел из подросткового возраста. Считается, что Доу был первым учеником 21-летнего Рембрандта. Впоследствии у того было около полусотни стажёров. При этом, кажется, Рембрандт никогда не брал новичков.
Родители ученика должны были платить Рембрандту за обучение 100 гульденов ежегодно. Это было значительной по тем временам суммой, особенно если учесть, что учитель, вопреки обыкновению, не обеспечивал молодых людей довольствием.
Студенты, как было принято в XVII веке, обучались, копируя работы мастера, а позже более-менее свободно рисовали и писали свои вариации на основе его произведений. Биографы Рембрандта рассказывают, что ученики работали на чердаке в отдельных клетушках, разделённых парусиной или бумагой.
У Доу нет картин, датированных периодом ученичества у Рембрандта. Но некоторые его произведения настолько близки по стилю к учительскому, что наверняка были написаны в то время.
Ранние работы Доу временами даже приписывались самому Рембрандту – эта путаница частично связана с тем, что в те годы у них были общие темы и модели.
Чтобы проиллюстрировать влияние Рембрандта на Доу, искусствоведы чаще всего сравнивают две картины с одинаковым названием, «Художник в мастерской», одна из которых принадлежит учителю, а вторая – ученику.
Геррит Доу никогда не был женат и не покидал Лейден.
Он скончался 9 февраля 1675 и похоронен в родном городе в церкви Святого Петра. Вместе с Яном Стеном мастер был основателем Гильдии святого Луки, но в отличие от коллеги, пользовался уважением на протяжении всей жизни. Его картины ценились вплоть до XIX века, пока с приходом импрессионизма тщательное исполнение не было признано бездушным, а стилистические и тематические нововведения не вышли из моды.
В начале XX века организаторы выставок голландского искусства чаще всего отвергали его работы.
Однако в наши дни искусствоведы полностью переосмыслили художественные достижения Доу и вернули мастеру почётное место в плеяде художников Золотого века голландской живописи.
Особенности творчества Геррита Доу. Прочная слава Доу заключена в притягательности маленьких, но чрезвычайно кропотливо и мастерски исполненных работ: жанровых сцен, натюрмортов, портретов и – что необычно для голландских художников XVII века – ню.
Его картины отличаются гладкой, словно эмалированной поверхностью, которая стала эталоном для всей школы fijnschilders.
Время, которое художник тратил на тщательное изображение деталей, иллюстрирует такая легенда: когда его похвалили за терпение, с которым написана крошечная метла размером с ноготь, мастер ответил, что тут ещё на три дня работы.
Его заказчица рассказала, что он потратил пять дней только на одну её руку. Поскольку Доу брал шесть гульденов в час как портретист, неудивительно, что портреты не составляют значительную часть его творчества.
Чаще всего на картинах Доу изображены одна – две фигуры, которые занимаются повседневными делами либо в интерьере, либо видны через окно. Именно этот художник популяризировал композиционное решение «рама внутри рамы», за что его картины получили название «нишевые».
Многие работы полны символов и многочисленных – подчас двусмысленных – визуальных ссылок на расхожие пословицы или девизы.
На сравнительно раннем этапе своей карьеры Доу разработал собственную характерную манеру, отличную от Рембрандта, отточив детальный и тонкий стиль. Потратив пять дней на написание одной руки на портрете, он нашёл работу настолько восхитительной, что начал производить собственные кисти. Герриту Доу приписывается более 200 картин, и образцы его творчества можно найти в большинстве крупных публичных коллекций Европы. Наиболее известные его ученик – Франц ван Мирис Старший. Ещё одним считается Габриэль Метсю, но документы этого не подтверждают.
Известные картины Геррита Доу: «Молодая мать», «Девушка, режущая лук», «Лекарь-шарлатан», «Женщина за клавикордом», «Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет)».
Автор: Влад Маслов https://artchive.ru/
Серия сообщений "**по авторам (д)":
Часть 1 - Художник Роберт Дункан
Часть 2 - Состояние нирваны от Jiang Debin. http://actual-art.ru
...
Часть 35 - Francois Hubert Drouais (1727-1775)
Часть 36 - Francois Hubert Drouais (1727-1775) Детское))
Часть 37 - Геррит Дау 1613−1675. "Торговка сельдью"
Часть 38 - Дай Дуду, Ли Tiezi, и Чжан An
Серия сообщений "**история одной картины":
Часть 1 - «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи )) ~1513-1516гг, деревo, масло, 69x57cм, Лувр, Париж.
Часть 2 - Пьер Огюст Ренуар Зонтики. 1881—1886
...
Часть 45 - Шарль Картон (Charles Carton, 1816 - 1853) "Застуканная кухарка".
Часть 46 - Портрет Х.Зедльмайер кисти Й.К.Стилера
Часть 47 - Геррит Дау 1613−1675. "Торговка сельдью"