Цитата сообщения Ольга-В
Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914г.
Пожалуй ни одна из портретных работ Николая Фешина не вызывала столько отзывов, и положительных, и отрицательных, как эта работа. Необычная по композиции, картина сразу же была отвергнута художественной критикой, как отвергали «Завтрак на траве» и «Олимпию» Эдуарда Мане, как отвергали «Девочку с персиками» Валентина Серова.
Великие произведения искусства, как правило, проходят три этапа. Сначала их не признают, затем говорят: «в этом что-то есть» и, наконец, утверждают шедеврами.
Вот один из отзывов по поводу портрета: «Что за безобразие выставил господин Фешин? Можно только удивляться передвижникам, всегда стоявшим на страже нравственности, и вдруг поместившим у себя на выставке такую вещь».(Петербургская газета . 1914 г. 15 февраля).
Портрет Вари Адоратской был написан Фешиным в мастерской Надежды Михайловны Сапожниковой, из семьи богатых рыбопромышленников в Астраханском крае. Она была художницей, педагогом, пианисткой, другом и меценатом Фешина, училась у него в Казанской художественной школе. Варя Адоратская была её племянницей.
Из воспоминаний Варвары Адоратской (с соблюдением стиля речи): «…В то время Фешин задумал написать стол, покрытый белой скатертью, а около стола девочку в одной рубашке, которая только что встала с постели и кормит с ложки куклу. …
Тётя предложила, чтобы Николай Иванович написал меня. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика. Когда тётя Надя сказала мне, что я должна буду позировать в одной рубашке, я категорически отказалась и сказала, что куклу я никогда не кормлю с ложки, потому что: «она ведь есть не может». Помирились на том, что я надену белое батистовое платье, а кукла будет лежать рядом со мной. Переговоры эти происходили, конечно, без Николая Ивановича.
Сперва он посадил меня в плетёное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не нравилось, потому что было очень неудобно и даже больно сидеть, постоянно немели ноги.
Но спорить с Н.И. было невозможно и приходилось покоряться. Сперва на мне был надет широкий пояс с синими, жёлтыми и красными пятнами. Но Н.И. это не понравилось, и он нашёл кусок матовой шёлковой материи более блёклых тонов и переделал то, что было написано сначала.
То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. На ней было яркое платье с красными, жёлтыми и синими цветами. По желанию Н.И. на неё надели другое – голубоватое, и он переделал его на картине.
Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте всё углём, затем стал писать лицо, а всё остальное только наметил.
Затем, всё время, продолжая работать над лицом, постепенно закончил всю картину. Натюрморт он иногда писал без меня.
Когда он писал, то пользовался большой палитрой, у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть издали, потом опять возьмёт краску на кисть и снова бежит к холсту, движения у него были порывистые, работал он с большим темпераментом и увлечением.
На сеансы я ходила три раза в неделю, и продолжалось это больше месяца…»
«Моему отцу В.В. Адоратскому нравилась живопись Фешина, он ставил его ничуть не ниже В.Серова, но не одобрял того, что очень часто Фешин изображал свои модели в несколько надуманных позах». (Архив МИИ РТ., ф.-4, оп.1, д.2/16-68/4).
Портрет Вари особенен во многих отношениях. В частности, в том, что это портрет-жанр, портрет-картина, оригинальный по композиции и, можно сказать, не имеющий аналогов в портретной живописи.
Композиция портрета построена на контрастах, с одной стороны гармония и спокойствие в образе и фигуре девочки, с другой – хаотичность и беспорядок натюрморта на столе, воспринимаются, возможно, как рефлекс на происходящие в те годы события.
Здесь есть контраст и в живописном плане: фигурка девочки прописана более детально, материально, натюрморт – эскизно и менее детально.
Портрет очень тонок по колориту и по самой живописи, он более рисуночен. Его отличает свежесть, чистота, кажущаяся легкость исполнения и сдержанность живописного темперамента.
Труд художника здесь не заметен, как и в серовской «Девочке с персиками». По словам шведского живописца Андреса Цорна: «Артист не утомляет нас трудностью своей игры».
Анализируя картину, мы должны наряду с уникальностью её композиции, отметить ещё одну важную особенность – композиционную асимметрию, что было характерно для эпохи модерна.
Композиция портрета асимметрична, но уравновешена. Равновесие достигается за счёт цветовых и тоновых контрастов, разностилевых приёмов в живописи, контрастов фактуры мазков. Большое значение здесь имеет размер и количественные соотношения цветовых и тоновых пятен.
Именно благодаря уравновешенности и выверенности всех частей картины, наше внимание сосредотачивается на лице девочки, несмотря на то, что её головка – сюжетный и смысловой центр – резко смещена от геометрического, в геометрическом центре изображен апельсин в руках Вари.
Большое значение в композиции имеет диагональность, развёрнутость стола, и прорыв стены подоконником, усиливающий глубину пространства.
Натюрморт на столе играет роль живописного центра.
Когда мы подходим к картине, наш взгляд невольно останавливается на натюрморте с серебряным кофейником и яркими оранжевыми апельсинами. Затем мы переключаем внимание на девочку, на её фигурку, которая близка по тону и почти растворяется на фоне светлой стены, наш взгляд заостряется лишь на её лице, подчёркнутом чёрненькими девичьими косичками.
Её глаза доверчивы, но в то же время не по-детски серьёзны, в них мы ощущаем интерес к жизни, в них угадывается будущее интеллектуальное развитие ребёнка.
Затем мы замечаем миниатюры и рисунки на стене, цветы на подоконнике и наш взгляд вновь возвращается к натюрморту. Внутри этого круга довольно большая площадь локальной светло-серой стены мастерской при этом не воспринимается как пустое, ничем не обоснованное пространство, напротив, она создаёт и расширяет пространство, усиливая зрительное восприятие образа Вари, и в то же время стена даёт «выход» из картины.
Ещё один контраст - плоскость стены можно сказать окрашена полупрозрачно, широким флейцем, а натюрморт написан по-фешински, живописно, насыщенно, пастозно.
Фешин сочетает здесь фактурный мазок с тонкой лессировочной живописью в духе Энгра, используя свечение чистого белого холста. Строя основную гамму на градациях светлых тонов, изображая светлое на светлом, он прекрасно решает колористические задачи.
Белый цвет, цвет платья и скатерти, имеет большое значение в картине, как символ чистоты и непорочности.
Оранжевая гамма также имеет психологическое значение, она несёт в себе радость детства, это символ солнца. Яркие оранжевые пятна апельсинов, их корок, цветов бегонии на подоконнике, алый цвет губ девочки образуют круговое движение.
В оранжевую гамму Фешин удачно вплетает синий ультрамарин и его оттенки: голубая чашка и тарелки на столе, синее блюдце на подоконнике, этот цвет гармонирует со слегка холодноватой скатертью на столе. И, наконец, чёрная - «королева красок» - так же кругообразно проходит по холсту; черные туфли, чайник, коробочка на столе, волосы куклы, косички девочки, игольница, рамка миниатюры, горшки на подоконнике.
Это имеет и композиционное значение, как одна из причин цельности картины.
Небольшая миниатюра в тёмной рамке на стене имеет значение, во-первых, как устойчивая цветовая доминанта на вертикальной оси и, во-вторых, она служит своеобразным «мостом» между головкой Вари и подоконником, образуя ещё одну диагональ в картине.
Несмотря на кажущуюся хаотичность предметов, в картине ничего нельзя убрать или добавить без ущерба для композиции. Как и в жанровых картинах, Фешин строит композицию портрета с учётом прочтения её глазом зрителя, учитывая значение цвета и его эмоциональное воздействие.
Достаточно повернуть композицию, подобно перевернутому слайду, слева на право, как она потеряет и равновесие, и смысл.
«Портрет Вари Адоратской» можно считать лучшей портретной работой Николая Фешина в его творчестве российского периода.
Этот портрет ценен для нас, прежде всего, как пример большого композиционного и живописного мастерства, в нем гармонично сочетаются интуиция и анализ художника.
Сергей Воронков[url]https://www.facebook.com/profile.php?id=100041319274991[/url
Серия сообщений "**по авторам (ф)":
Часть 1 - Художник-иллюстратор Pearl Frush.
Часть 2 - Pal Fried (1893-1976) Венгрия-США
...
Часть 23 - Франс Франкен Младший (Frans Francken II), 1581-1642. Фландрия - Знаменитый антверпенский маньерист. Часть 4
Часть 24 - Павел Андреевич Федотов (eng.Pavel Fedotov, 1815 - 1852)
Часть 25 - Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914г.
Серия сообщений "**история одной картины":
Часть 1 - «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи )) ~1513-1516гг, деревo, масло, 69x57cм, Лувр, Париж.
Часть 2 - Пьер Огюст Ренуар Зонтики. 1881—1886
...
Часть 42 - Мария Константиновна Башкирцева)) "Дождевой зонт"
Часть 43 - «Молодая женщина с гвоздикой» - Ганс Мемлинг ~ ок. 1485-90
Часть 44 - Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914г.