-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ksantipushka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.07.2012
Записей: 12257
Комментариев: 617
Написано: 16511


Без заголовка

Вторник, 28 Сентября 2021 г. 12:08 + в цитатник
Цитата сообщения Ольга-В Тихо под небом...

Алексей Васильев


Светлые сумерки с тёмным подбором.  Тихо под небом.  Тихо под Богом.  Столько покоя, воли и лада —  сердцу бы смолкнуть,  биться не надо. 
Бьётся.  Тревожиться не перестало.  Птица ночная в кустах краснотала,  горло прочистила и залилась.  Значит, услышала.  Отозвалась.

Владимир Ведякин


Gernot Rasenberger 

Louis Douzette Evening Landscape with Peasants Returning from the Harvest

4964063_56863234_1269378802_82b04be31fb4 (568x42, 37Kb)

Johann Friedrich Hennings

Саврасов Алексей Кондратьевич

«У ворот монастыря», 1875. Алексей Саврасов

Attributed to Abraham Hulk, Snr. (Dutch 1813-1897)

Архип Иванович Куинджи

Самая знаменитая картина Архипа Ивановича Куинджи, "Лунная ночь на Днепре", ещё не была закончена, когда в его мастерскую на Васильевском острове заглянул скромный морской офицер. Полотно на подрамнике сразу же приковало внимание моряка. Замечательная игра красок создавала непередаваемое ощущение реальности пейзажа.
Казалось, что можно ощутить движение ночного воздуха, увидеть, как течёт река. Офицер спросил у Куинджи, не продаст ли он картину. 
Куинджи мельком взглянул на лейтенанта флота и сказал: "Вам она будет не по карману...". 
"А всё-таки?" - настаивал офицер, и художник назвал очень высокую по тем временам цену - пять тысяч. 
"Хорошо, - без колебаний согласился лейтенант. - Оставляю картину за собой". 
Это был Великий князь Константин Константинович.
Куинджи понимал, что написал вещь необычайную, и расставаться с ней ему было тяжело. Некоторое время он держал проданную картину у себя, "доделывая" её, потом попросил у Великого князя разрешения выставить картину.
Художнику хотелось признания, и он его получил.
Общество поощрения художников устроило уникальную выставку, на которой экспонировалась всего одна картина - "Лунная ночь на Днепре". Полотно  экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы. Успех был фантастический. 
Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, многие высказывали предположения о необычных красках, использованных художником, а некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, не написана ли она на стекле и нет ли с обратной стороны какого-нибудь источника света.
 
Кто-то из зрителей предлагал: «Интересно хорошенько рассмотреть в лупу: из каких красок составлен этот свет; кажется, и красок таких-то нет. Просто дьявольщина какая-то». 
Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «…непрерывная масса карет запружала всю улицу; длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска, и с улицы, в обе стороны тротуара; терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха». 
Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Вы, вероятно, уже слышали. Этакий молодец - прелесть»
В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, Великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре». Решение Великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал… в город… в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи „Ночь на Днепре“, хочу взять её с собою в море». 
Сын Константина Константиновича, князь императорской крови Гавриил Константинович, в своих воспоминаниях отмечал, что Куинджи был категорически против нахождения картины на корабле, опасаясь за её сохранность в условиях повышенной влажности и испарений морской воды, которые могли оказать отрицательное влияние на колорит красок.
Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. Но отец картину всё-таки взял, и никакого процесса не было».
О пагубном влиянии морского путешествия на состояние картины беспокоился не только её автор. В частности, встретив Константина Константиновича во Франции в декабре 1880 года, Иван Тургенев убедил его привезти картину из Шербура, где в то время находился фрегат, в Париж.
В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи - и мы постараемся показать её французам». Писателю удалось договориться об экспозиции картины в галерее Зедельмейера, где она выставлялась в течение десяти дней. Тургенев также надеялся уговорить Великого князя оставить полотно на всё время его путешествия, но получил отказ. 
В письме к Дмитрию Григоровичу Тургенев писал: «Осталась бы картина в Париже - попала бы на Выставку - и грому было бы много - и медаль бы Куинджи получил. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие». 
Не вняв уговорам Тургенева, Великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море.
Картина вернулась в Петербург через полтора года. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. По рассказам самого́ Куинджи, после возвращения из плавания картина была во многих местах попорчена, на ней появились царапины. Константин Константинович попросил Куинджи отреставрировать полотно, и художник взялся за эту работу, но, увы, полностью восстановить картину не удалось. Той удивительной гармонии света и цвета, что была прежде, достичь ему не удалось.

В значительной мере это было связано с тем, что при создании полотна применялись краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха.

Louis Douzette Moonlight

Franz-Skarbina-On-the-Inselbrücke-Berlin-1905
 
Iván Konstantínovich Aivazovsky
 
John Berney Crome (British, 1794-1842)
 
James Hamilton
 
Johan Christian Dahl 
 
Ночное - Архип Иванович Куинджи. 1905-1908
В конце уходящего XIX века Архип Куинджи, устав от пустых кривотолков и своей гремящей славы, решил удалиться от светской и выставочной жизни. Сам живописец желал уйти со сцены на самом финальном аккорде, и ему это удалось – картины художника пользовались популярностью, вызывали восхищение и у соотечественников, и у западной публики. После того как художник добровольно заточил себя в мастерской, «злые языки» и завистники много говорили о том, что мастер исписался, стал повторять свои же сюжеты, и, вообще, исчерпал себя и свои творческие возможности. Однако работы, которые появились в мастерской во время «таинственного молчания» Архипа Куинджи, доказывали всем очевидное – живописец много работал, экспериментировал с красками, искал новые грунтовые основы, пробовал различные пигменты, придумывал сюжеты и воплощал их в различных исполнительских техниках.
 
Одним из самых замечательных и притягательных работ времён затворничества художника – картина «Ночное», написанная в период с 1905 по 1908 года. Это один из последних шедевров мастера русского поэтического пейзажа. Перед нами широкая панорама – тёмный холм и блестящая река окружены бескрайними просторами равнин. На вершине холма силуэты двух лошадей. Они являются композиционным центром картины. Внимательные теоретики сразу отметят, что фигуры животных расположены на картине в полном соответствии с правилами классической композиции. Также мы замечаем и других лошадей, пасущихся на равнине. А на земле спят подростки-пастухи, изображённые несколько упрощённо, обособленными пятнами.
Большую часть полотна Куинджи отдал небу – частому сквозному герою его работ. И как всегда небо здесь чрезвычайно красивое, подвижное и наполненное. Тонкая, острая луна едва подсвечивает проплывающие над ней облака, но зато так ярко играет в спокойных водах реки. К горизонту небо становится светлее, свидетельствуя о том, что скоро над ночным элегическим пейзажем начнёт заниматься новый день.
 
Цветовой колорит очень спокойный и выверенный – плавные переходы, переливы полутонов придают реалистичному сюжету лиричность и светло-грустный настрой. Именно одновременно светлый и грустный, даже какой-то щемящий, сродни тёплому воспоминанию о днях минувших, но таких счастливых.
 
В каждом движении кисти Куинджи чувствуется неподдельное восхищение природой, всепоглощающее стремление воспеть эту настоящую сакральную красоту, величавость и торжественность в любом её проявлении. Пожалуй, никто из пейзажистов не мог так одухотворять привычный и простой, на первый взгляд, сюжет.
 
Зритель может заметить некую декоративность, упрощённость изображения лошадей, и это будет справедливым замечанием. Именно из-за этого картина «Ночное» считается незаконченной, что ни в какой степени не умаляет достоинства этой работы.
 
Многие искусствоведы в своих критических статьях признают представленную картину прощальной. Это завещание стареющего Архипа Куинджи. И последнее слово мастера было тихим и светлым, полным любви к своим сюжетам и к делу, которому он, человек-выходец из бедняков, отдал всего себя и свою жизнь…без остатка. 
 
 
John Moore of Ipswich
 
Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich; 5 сентября 1774, Грайфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден, Германия)
 
Louis Douzette
 
Марина К. В свете Луны
 
Johann Gustav Lange
 
Тексты: https://www.facebook.com/groups/artefaktor/
 

Серия сообщений "**природа, ночь, небо":
Часть 1 - Вечернее.
Часть 2 - Рассвет вставал, нам уступая место; закат краснел, стыдясь за наш рассвет...Генри Лайон Олди.
...
Часть 31 - Радуга в живописи.
Часть 32 - Тишины хочу, тишины… Нервы, что ли, обожжены?...
Часть 33 - Тихо под небом...
Рубрики:  Живопись/Пейзаж
Живопись/Избранное

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку