-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ksantipushka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.07.2012
Записей: 12256
Комментариев: 616
Написано: 16509


Мадонны Рафаэля (Raphael, Raffaello Santi, 1483-1520, Italian) \1\

Вторник, 10 Декабря 2019 г. 14:42 + в цитатник
Цитата сообщения lomovolga Мадонны Рафаэля (Raphael, Raffaello Santi, 1483-1520, Italian) \1\

lomovolga 

 

 

 

Рафаэль Санти, пожалуй, самый популярный и широко ценимый художник Италии эпохи Возрождения, был человеком самых разнообразных талантов. Он сменил Браманте в должности архитектора собора Святого Петра, наблюдал за раскопками древнеримских древностей, исполнял монументальные фрески, блестящие религиозные композиции и портреты. Однако, лучше всего он известен как художник Мадонн, и его непревзойденная популярность в последующих поколениях создана в основном гармонией и красотой созданных им образов Богородицы.

 

Рафаэль.
Мадонна Грандука.
1504
Дерево, масло. 84 х 57 см.
Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

Он изображал Мадонну как небесное существо, которое в то же время состояло из плоти и крови. В картинах Рафаэля Мадонна представлена в самых разнообразных видах: на троне, парящей в небесах, на фоне природного ландшафта или во внутреннем интерьере, вдвоём с Младенцем Христом или в окружении святых.

 

"Мадонна Грандука" (Madonna del Granduca) «Мадонна Грандука» написана Рафаэлем в начале флорентийского периода творчества. Фигуры Богоматери и Младенца как бы появляются из темного фона (элемент, очевидно, заимствованный у Леонардо да Винчи). Они соединяются друг с другом чувством нежной любви, которое видно прежде всего в жесте ребенка: глядя в сторону зрителя, он прижимается к своей матери.

 

Рафаэль.
Мадонна Грандука (деталь)
1504
Дерево, масло. 84 х 57 см.
Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

«Мадонна Грандука» – одно из самых прекрасных творений Рафаэля раннего периода. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. Такие картины, как «Мадонна Грандука», признаны поистине «классическими» в том смысле, что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства, как прежде произведения Фидия и Праксителя.

Если мы сравним «Мадонну Грандука» Рафаэля с бесчисленными полотнами ту же тему его предшественников, то почувствуем, что все они были лишь поисками той совершенной простоты, которой Рафаэль наконец достиг. Создаётся впечатление, что образ Мадонны и Христа и не может быть иным, что он так и существовал от начала времен.

 

Рафаэль Санти
Мадонна Альдобрандини
1509-10. 39x33
Национальная галерея, Лондон

Рафаэль
Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера)
1504-1505
Масло, дерево. 58 х 43 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон

"Малая Мадонна Каупера" называется так, потому что она являлась меньшей из двух Мадонн Рафаэля принадлежавших английскому коллекционеру Лорду Кауперу. Эта картина была написана Рафаэлем в возрасте 22 лет. Она отражает не только сильное влияние его умбрийского учителя, Перуджино, но и его флорентийских соперников, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Малая Мадонна Каупера является более аналитическим вариантом однородной и внутренне прочной группы Мадонны Грандука. Влияние на Рафаэля Леонардо чувствуется здесь в широком, мягком ландшафте. Пейзаж Малой Мадонны Каупера включает в себя небольшую церковь с цилиндрическим куполом – возможно, намек на архитектуру Браманте. Не исключено, что это – францисканский монастырь Сан-Бернардино вблизи родного города Рафаэля, Урбино.

 

Рафаэль
Большая Мадонна Каупера (Мадонна с Младенцем).
1508 Дерево, масло. 81 х 57 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон

Доминирование лирического и изящного начал над религиозным содержанием позволяет отнести картину "Большая Мадонна Коупера" (известный также как Мадонну Никколини – Каупера) к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, 1505-08. И в самом деле, она подписана и датирована 1508 годом – концом пребывания Рафаэля во Флоренции. Дата 1508 и монограмма художника "RV" размещены в вышивке платья Богородицы. Название «Мадонна Никколини – Каупера» происходит от имён двух бывших владельцев картины.

Объёмные, хорошо сформированные фигуры говорят о раннем влиянии на Рафаэля Микеланджело, а мягкое моделирование и использование светотени – о влиянии Леонардо да Винчи. Ещё яснее в этой Мадонне воздействие Фра Бартоломео.

Композиция «Большой Мадонны Каупера» чрезвычайно проста. Вся сцена сводится к движению Младенца, который тянется рукой к Деве Марии, а глазами смотрит на зрителя, и жесту, с которым Мадонна держит руку у груди. Здесь впервые появляется чувство тревожного материнства, которое Рафаэль с ещё большей силой выразит в «Мадонне Темпи» (Старая Пинакотека, Мюнхен).

 

Raphael 
Holy Family with the lamb 

Рафаэль Санти
Мадонна Бриджуотера (Madonna Bridgewater) интересно
ок. 1507 холст, масло 81x56
Великобритания, Эдинбург
Национальная галерея Шотландии

Картина Рафаэля "Мадонна Бриджуотер" (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

Технические исследования окрашенной поверхности «Мадонны Бриджуотера» во время реставрации показали, что на картине вначале был природный ландшафт. Его устранение и замена обстановкой темного интерьера позволило Рафаэлю сосредоточить внимание зрителя на двух центральных фигурах, с драматическим акцентом на контрасте света и тьмы.

 

Рафаэль
Мадонна Бриджуотера
Ок. 1507 Холст, масло, перенесено с панели. 81 х 57 см.
Шотландская национальная галерея, Эдинбург

Тело ребенка Иисуса в «Мадонне Бриджуотера» тщательно смоделировано для достижения прочного, объемного эффекта, который придаёт ему скульптурные качества. Скульптурная прочность и двойной «перекрут» младенца, вероятно, вдохновлены влиянием работы Микеланджело Тондо Таддеи.

 

Рафаэль Санти
Мадонна с розой,
Madonna della Rosa
1518 масло на тополе. 103×84 см
Прадо, Мадрид, Испания

"Мадонна с розой" (Madonna della Rosa). Дева Мария держит младенца Христа на руках. Святой Иоанн вручает ему ленту со словами «Agnus Dei», святой Иосиф на заднем плане наблюдает сцену. Латинское «Agnus Dei» — Агнец Божий — относится к Страстям Христовым; Христос жертвует собой, чтобы спасти человечество от греха, подобно тому как евреи приносили в жертву ягнят.

Композиция заимствована из полотна Леонардо да Винчи, которое не сохранилось до настоящего времени. Название картины происходит от цветка на столе, хотя теперь цветок считается поздним добавлением

 

Рафаэль
Святое семейство с безбородым Иосифом.
1506
Темпера на холсте, перенесено с дерева. 74 х 57 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Святое семейство с безбородым Иосифом" ("Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe") - одна из версий Святого семейства, написанная Рафаэлем. Её особенность в том, что святой Иосиф, изображаемый обычно с бородой, здесь представлен безбородым. Есть предположение, что это – одна из двух упомянутых Вазари картин, которые были выполнены Рафаэлем в Урбино для Гвидобальдо да Монтефельтро.

Способ, каким изображен на этой картине Иосиф, – весьма характерный для портретов частных лиц и необычный для иконографий святых, – породил гипотезы, что в данном случае прототипом для Рафаэля послужил один из его современников. Более вероятно, однако, что художник вдохновлялся изображениями стариков, сделанными Леонардо да Винчи.

 

Рафаэль
Мадонна Темпи
1508
Дерево, масло. 75 х 51 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен

"Мадонна Темпи" (Madonna Tempi) написана в 1508 году. Название картины происходит от флорентийской фамилии Темпи, которой эта Мадонна первоначально принадлежала. "Мадонна Темпи" - одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. Чувство материнской тревоги, усиленное тревожным предчувствием будущего, мощно выражено Рафаэлем в «Мадонне Темпи». Она глядит только на него, но сам Христос смотрит на зрителя и этим привлекает нас к этой интимной сцене.

 

Рафаэль
Мадонна Темпи (Деталь)
1508
Дерево, масло. 75 х 51 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен

Две фигуры «Мадонны Темпи» задуманы как единая группа, которая определяет весь визуальный эффект сцены. Раздутая ветром мантия Мадонны создаёт эффект движения. Две противоречивые цели: потребность художника в формальной красоте, с одной стороны, и эмоциональная правдивость фигур, с другой, достигаются в «Мадонне Темпи» демонстрацией чувства нежности матери к ребенку.

 

Рафаэль
Святая Екатерина Александрийская.
1508
Дерево, масло. 71,1 х 54,6 см.
Национальная галерея, Лондон

Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам.

 

Рафаэль
Святая Екатерина Александрийская.
1508
Дерево, масло. 71,1 х 54,6 см.
Национальная галерея, Лондон

Чтобы сделать это неестественное положение естественным, Рафаэль изображает святую Екатерину повернувшей голову вверх и влево – в экстатическом общении с тонкими золотым лучами божественного света, который сходит с неба.

 

Рафаэль Санти
Мадонна Нортбрука
1507, 107×7 см
Вустерский музей искусств, Вустер

"Мадонна Нортбрук" Произведение носит имя хозяина коллекции di Northbrook a Londra, где она находилась до семидесятых лет XX века. Датирование создания этой картины связано с флорентийским периодом творчества художника, некоторыми чертами леонардизма, а также с близостью ее к другим произведениям Рафаэля того же периода, прежде всего Малой Мадонной Коупера.

 

На этой картине Мария сидит впереди парапета, за которым видится нежный пейзаж свойственный умбрийской школе. Она изображена до половины фигуры и держит на коленях Дитя, нагого и стоящего. Их жесты показывают их близкую духовную связь, а естественные и непринужденные позы отличают произведения Рафаэля от загадочных и напряженных образцов Леонардо да Винчи.

 

Рафаэль Санти
Мадонна Нортбрука
1507, 107×7 см
Вустерский музей искусств, Вустер

Рафаэль
Мадонна с младенцем
Ок. 1503

Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Они оба вместе читают Часослов, который открыт по молитве девятого часа после рассвета – часа Благовещения, когда Дева узнала о том, что ей предстоит родить Мессию. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте. Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» ­­– по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США).

 

Рафаэль Санти
Мадонна с гвоздиками (Мадонна Гарофани)
1506-07. 28x22
Национальная галерея, Лондон

Рафаэль
Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском
ок. 1502 Дерево, масло. 34 х 29 см.
Берлинская картинная галерея

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы.  Эта картина, близкая по духу к умиротворяющему искусству Перуджино, известна также под название Мадонны фон дер Роппа. Рафаэль представил здесь Богоматерь с благословляющим Младенцем Христом в окружении святых Иеронима и Франциска.

 

Рафаэль
Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском
ок. 1502
Дерево, масло. 34 х 29 см.
Берлинская картинная галерея

Рафаэль
Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой).
1504
Эрмитаж Санкт-Петербург

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Семейство графов Конестабиле из Перуджи в 1871 продало миниатюрную «Мадонну Конестабиле» русскому царю Александру II, который подарил её своей жене, царице Марии Александровне. Так картина попала в петербургский Эрмитаж

 

Рафаэль
Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой) Деталь
1504
Эрмитаж Санкт-Петербург

Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию. И до работы над «Мадонной Конестабиле» Рафаэлю приходилось сталкиваться с проблемой создания круглых композиций. На этой круглой картине он обеспечил подходящее размещение фигур путём совмещения вертикальной фигуры Мадонны и горизонтальных линий ландшафта.

 

Рафаэль
Madonna and Child 
Мадонна Конестабиле (с обрамлением).
1504
Collection of Count Conestabile, Perugia,
с 1871по наст. время.- Эрмитаж

Роскошная рама «Мадонны Конестабиле», видимо, тоже была исполнена по эскизу Рафаэля.

При переносе «Мадонны Конестабиле» с дерева на холст в конце XIX века было обнаружено, что поначалу вместо книги в руках у Богоматери был плод граната, олицетворявший пролитую при крестном мученичестве кровь Христа.

Советские вожди, широко распродававшие художественные сокровища дореволюционных музеев за валюту, вывозили на торги в Европу и «Мадонну Конестабиле» Рафаэля. К счастью, покупателя на неё в тот момент не нашлось, и картина осталась в Эрмитаже.

 

Рафаэль Санти
Мадонна Террануова
ок1505. 88см
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин 

"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Совершенная форма круга была популярна в пятнадцатом и начале шестнадцатого веков как символ космической гармонии. Рафаэль использовал её в своей картине «Мадонна Террануова». Иисус Христос показан здесь с младенцем Иоанном Крестителем и ещё одним святым ребёнком с правой стороны. Треугольник, образованный Девой Марией и двумя стоящими мальчиками, характерен для Высокого Возрождения

На свитке, который держат Иисус и Иоанн Креститель написан латинский текст: «Вот Агнец Божий». Это – слова, произнесённые Иоанном во время Крещения Христа.

 

Рафаэль Санти
Мадонна Террануова (ДЕТАЛЬ)
ок1505. 88см
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин 

Рафаэль Санти 
«Мадонна Сеггиола»
1513-1514
Дерево, масло Диаметр 71 см
Флоренция. Палаццо Питти

"Мадонна в кресле" — одна из самых характерных и заслуженно популярных среди многочисленных версий Рафаэля на сюжет Девы с Младенцем. Она относится к периоду творческой зрелости мастера и была написана во время его пребывания в Риме. В это время он был занят грандиозной работой, — росписью станц в Ватикане. Трудно было бы найти во всей истории искусства более привлекательное разрешение задачи — размещение фигур на круглом поле.

 

Рафаэль Санти 
«Мадонна Сеггиола» Деталь
1513-1514
Дерево, масло Диаметр 71 см
Флоренция. Палаццо Питти

Рафаэль Санти 
«Мадонна Сеггиола»
1513-1514
Дерево, масло Диаметр 71 см
Флоренция. Палаццо Питти

Рафаэль Санти
Мадонна Альба
ок1510
Национальная галерея искусств, Вашингтон 

"Мадонна Альба" (Madonna d'Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы - герцогини Альба. "Мадонна Альба" долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

 

Рафаэль Санти
Мадонна Альба (Деталь)
ок1510
Национальная галерея искусств, Вашингтон 

Рафаэль Санти (и мастерская)
Мадонна с подсвечником
1513-14. 64x65
Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Рафаэль Санти
Святое Семейство c пальмой
ок1506. 102см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург 

Рафаэль Санти
Святое Семейство c пальмой
ок1506. 102см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург 

Рафаэль Санти
Святое Семейство c пальмой (Деталь)
ок1506. 102см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург 

Raffaello Santi (1483-1520)
Ritratto di donna \ Portrait of a woman
circa 1520
Galleria, Museo e Medagliere Estense, Modena, Italy

Рафаэль Санти 
Мадонна со щеглом
1505-06. 107x77
Галерея Уффици, Флоренция

«Мадонна со щегленком» была написана Рафаэлем для своего друга, богатого купца Лоренцо Нази. Эта картина была серьезно повреждена после частичного обрушения дома Нази при обвале горы Сан-Джордже (1548). Впоследствии «Мадонна со щегленком» была восстановлена Ридольфо дель Гирландайо.

Младенец Христос любовно поглаживает щегленка, которого протягивает ему мальчик Иоанн Креститель. На первый взгляд в этом можно увидеть простую игру детей, однако нельзя забывать, что щегол в символике эпохи Возрождения был олицетворением Страстей (ибо эта птица кормится в терниях). Щегленок здесь – символ будущих Страстей Христовых, и лицо младенца Иисуса, принимающего от Иоанна птенца, очень серьезно.

 

Рафаэль Санти 
Мадонна со щеглом (Madonna of the Goldfinch)
1505-06. 107x77
Галерея Уффици, Флоренция

Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Пейзаж, с необычными для средиземноморской Италии островерхими крышами и высокими шпилями, отражают влияние фламандского искусства. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге».

По словам Вазари, Христос и Иоанн Креститель в картине «Мадонна со щегленком», «образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка».

 

Raphael Santi Workshop
Madonna Lactans

Рафаэль Санти 
Мадонна с Младенцем (Мадонна Колонна)
ок1508. 78x58
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин

Картина Рафаэля "Мадонна Колонна" (Madonna Colonna) названа в честь римской княжеской фамилии Колонна, из числа которой вышло несколько пап. Написанная в 1508, в первый год пребывания Рафаэля в Риме, эта Мадонна исполнена в удивительно светлых тонах. Это наводит на мысль, что картина, возможно, не полностью завершена.

 

Рафаэль Санти 
Мадонна с Младенцем (Мадонна Колонна)
ок1508. 78x58
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин

Младенец Иисус отвлекает Деву Марию  от чтения. Он смотрит на зрителя, протянув руку к декольте Мадонны и явно желая, чтобы она его покормила. Закручивание фигур («torsion»), заимствованное у великих флорентийских мастеров, сильно отдаляет эту картину Рафаэля от самодовлеющего, статического мира его первого учителя, Перуджино.

 

Raphael (1483-1520).
Madonna and Child (Colonna Madonna).
Framed Approximately 15 x 17 inches.
Antique Engraving on wove paper after the original oil on poplar by master engraver P. Lightfoot. 1853.
Signed in the plate.

Рафаэль.
Мадонна Лорето (Мадонна с вуалью).
1509-1510
Дерево, масло. 120 х 90 см.
Музей Конде, Шантийи, Франция

 Это изображение Мадонны было передано римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо папой Юлием II. Картина с сильным позднейшим верхним слоем «исправлений» до 1979 связывалась с именем художника Пенни, но затем была признана несомненной работой Рафаэля.
 

"Мадонна Лорето» – одна из наиболее часто копировавшихся работ Рафаэля. Число известных копий с неё близко к 120. Название «Мадонна Лорето» происходит от одной – теперь утерянной – копии в римской базилике Санта Казади Лорето. Эта копия и считалась очень долго оригинальной картиной Рафаэля.

 

Рафаэль Санти
Мадонна с розой,
Madonna della Rosa
1518 масло на тополе. 103×84 см
Прадо, Мадрид, Испания

Rafael Sanzio
Madonna della rosa (detail)
1520
Museo del Prado, Madrid

 

 

untitled

 

 

PART II

 

Серия сообщений "Мадонна (Аве, Мария) \2\":
Часть 1 - Мадонна и святые в живописи Старых Мастеров (auction) \43\
Часть 2 - Мадонна и святые мастеров живописи и скульптуры Возрождения (Renaissance, auction) \44\
...
Часть 29 - Мадонна и святые в живописи Старых мастеров \70\
Часть 30 - Мадонна и святые в живописи Старых мастеров \71\
Часть 31 - Мадонны Рафаэля (Raphael, Raffaello Santi, 1483-1520, Italian) \1\
Часть 32 - Мадонны Рафаэля (Raphael, Raffaello Santi, 1483-1520, Italian) \2\
Часть 33 - Мадонна и святые в живописи Старых мастеров (Dorotheum, Christie's auction) \72\
Часть 34 - Мадонна и святые в живописи Старых мастеров (Dorotheum, Christie's auction) \73\
Часть 35 - Мадонна и святые в живописи Старых мастеров (auction Lempertz, Dorotheum, ) \74\
Часть 36 - Мадонна и святые в живописи Старых мастеров \75\
Рубрики:  Живопись/Жанровая живопись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку