Автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле, светских картин Кривелли почти не писал. Автор богато декорированных алтарных картин с изящными Мадоннами и нарядно одетыми святыми. Для произведений Кривелли характерны сложная символика, перенасыщенность композиции тщательно выписанными деталями, тонкость художественного письма.
Кривелли был надолго забыт и открыт вновь лишь в XIX веке во многом благодаря двум итальянским исследователям, аббату Ланци (Abbot Lanzi) и Амико Риччи (Amico Ricci). Большая коллекция его работ находится в Национальной галерее Лондона. В России работы Кривелли отсутствуют.
«Благовещение со Святым Эмидием» - самая знаменитая работа венецианского художника XV столетия Карло Кривелли.
Большой алтарный образ подписан: «OPVS CAROLI CRIVELLI VENETI» (произведение Карло Кривелли венецианца). Напоминание о месте рождения художника свидетельствует о том, что он работал вдали от Венеции: все основные произведения Карло Кривелли созданы на территориях Марке, находившихся во владении Рима.
В южной части этой области расположен город Асколи Пичено, в жизни которого произошло важное событие: 22 марта 1482 года папа Сикст IV специальной буллой восстановил права городского самоуправления.
Послание понтифика - Libertas ecclesiastica - достигло места назначения 25 марта, в день Благовещения, тут же объявленный общегородским праздником. Тогда же Карло Кривелли был заказан алтарный образ Благовещения для церкви Сантиссима Аннунциата (закончен в 1486 году).
Понимая все значение этой картины, Кривелли стремился не просто рассказать о евангельском событии, но и раскрыть те исключительные обстоятельства, что сопутствовали заказу.
Над жилищем Мадонны возвышается второй этаж с просторной лоджией, создавая общее впечатление аристократического дворца. Павлин, восседающий на карнизе второго этажа, – намек на бессмертие, вечную жизнь, уготованную праведникам.
Напротив него - похожее палаццо, и пролегающая между ними улица увлекает взгляд вглубь, где линии перспективы замыкаются аркой, в ее проеме видна зубчатая стена - граница города.
Перенесение евангельского события в фантастическую и одновременно реалистическую обстановку приближало его к современности и отвечало чаяниям заказчиков алтаря: праздничной атмосферой радостного предчувствия живут все персонажи картины.
Все они, занятые неторопливой беседой на ступеньках дворца, стоящие на галерее или же прогуливающиеся по саду.
Единственный посредник между зрителем и персонажами картины - маленький ребенок, только ему дано созерцать таинство благовещения. На шестах сидят почтовые голуби: папская булла была доставлена в город именно голубиной почтой. Человек, стоящий над аркой, читает послание, только что принесенное птицей. На переднем плане - непосредственно сцена Благовещения. Мадонна преклонила колена перед аналоем, на котором лежит открытая книга, руки молитвенно сложены на груди.
Луч солнца, падающий на ее голову, и голубь над ней говорят о ниспослании на нее Святого Духа. Дева Мария в роскошном красном платье богатой итальянки XV века, на плечи накинут зеленый плащ.Святой Эмидий преклонил колена рядом с архангелом и показывает ему макет города, которому он покровительствует. Архангел заинтересованно смотрит на Святого, но его основная задача – передать Деве Марии Благую весть. Одна рука архангела поднята в благословляющем жесте, в другой – цветок лилии.
Карло Кривелли стремился передать целый мир, увиденный глазами художника XV века. На переднем плане помещены яблоко, символизирующее первородный грех, и огурец - плодородие и сады Эдема. Оба плода – своего рода «обманки»: огурец съезжает» с цоколя, переходя из живописного пространства в реальное.
Несмотря на обилие красочных подробностей, композиция не кажется перегруженной: благодаря развитому чувству гармонии Карло Кривелли удается сохранить общее равновесие. За художником не случайно закрепилась слава мастера утонченно-рафинированного стиля: он обогатил традиционные приемы венецианцев уверенным рисунком и контрастной светотенью, математически точным построением пространства и архитектуры, ювелирной отделкой форм, грациозностью и элегантностью фигур, как будто сошедших со страниц рыцарских романов.
Altarpiece painted for a Dominican church in the Marchigian_Святой Николай Чудотворец (Saint Nicholas of Bari)_1472_96.2 х 32_д., т. и золото_Кливленд, Художественный музей
Altarpiece painted for a Dominican church in the Marchigian_Святой Иаков Старший (Saint James Major, part of an altarpiece)_1472_97.2 х 32.1_д., т. и золото_Нью-Йорк, Музей Бруклин
Altarpiece painted for a Dominican church in the Marchigian_центральная панель Мадонна с Младенцем на троне (Madonna and Child Enthroned)_1472_98.4 х 43.8_дерево, темпера по золотому грунту_Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Возможно, что Младенец первоначально устремлялся за летящей птицей. Это предположение весьма вероятно, так как птица в композиции Мадонны с Младенцем является частым атрибутом у Кривелли.
Трещины на мраморном покрове – это повторяющаяся особенность его произведений.
На нем две груши, символизирующие грехопадение человека, и муха, предположительно символизирующая сатану. Кривелли любил оптические эффекты, и тень, отбрасываемая мухой, давала волнующее ощущение реальности.
Altarpiece painted for a Dominican church in the Marchigian_Святой Доминик (Saint Dominic)_1472_97.2 х 32.4_дерево, темпера по золотому грунту_Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Altarpiece painted for a Dominican church in the Marchigian_5_Святой Георгий (Saint George)_1472_96.5 х 33.7_дерево, темпера по золотому грунту_Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Святой Георгий, живший в четвертом веке, показан в современной художнику броне XV века с драконом, которого он победил.
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_1476_148.6 х 63.5_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_Святой Франциск (Saint Francis)_1476_61 х 39.5_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_Святой Андрей (Saint Andrew)_1476_61 х 40_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_Святой Стефан (Saint Stephen)_1476_61 х 40_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_Святой Фома Аквинский (Saint Thomas Aquinas)_1476_60.5 х 39.5_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_Святой Иоанн Креститель (Saint Thomas Aquinas)_1476_138.5 х 40_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_Святой Петр (Saint Thomas Aquinas)_1476_138.5 х 40_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_Мадонна с Младенцем (The Virgin and Child)_1476_148.6 х 63.5_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Алтарь Демидова (The Demidoff Altarpiece)_Святая Екатерина (Saint Thomas Aquinas)_1476_137.5 х 40_д.,т._Лондон, Национальная галерея
Мадонна с Младенцем у мраморного парапета (The Madonna And Child At A Marble Parapet)_61.3 х 44_дерево, темпера_Частное собрание
Мадонна с Младенцем, святым Франциском и святым Себастьяном (The Virgin and Child with Saints Francis and Sebastian)_1491_175.3 х 151.1_дерево, темпера и масло_Лондон, Национальная галерея
Мадонна с Младенцем, святыми и донатором (Madonna and Child with Saints and Donor)_1485-1490_98 х 81.6_дерево, темпера и масло_Балтимор, Музей Уолтерса
Коронование Девы Марии (Coronation of the Virgin)_1493_225 х 225_д.,т. и м._Милан, Пинакотека Брера
источник Андрей Ве-слов https://plus.google.com/108357570456383899947