Шедевр в деталях | Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510, Florence) - Мадонна Магнификат |
«Мадонна Магнификат» (итал. Madonna del Magnificat), известна также как «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами» — тондо Сандро Боттичелли, изображающее Коронование Богоматери двумя ангелами в облике прекрасных отроков. Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»).
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат | Madonna del Magnificat
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
На коленях Марии восседает младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия — как и в другом известном тондо Боттичелли, «Мадонна с гранатом».
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
"Мадонна Магнификат" - "Величание Мадонны" - типичное флорентийское тондо (итал. tondo, картина или рельеф, круглые по форме) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные реплики его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Первое достоверное упоминание о картине относится к 1785 году, когда галерея Уффици выкупила её у некоего Оттавио Магерини. Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения. Тем не менее, искусствоведы практически единодушно сходятся в том, что картина действительно принадлежит кисти Боттичелли.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ Мадонна Магнификат.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Точные обстоятельства создания картины неизвестны; выдвигалась гипотеза, что «Мадонна Магнификат» аллегорически изображает семейство Пьеро Медичи, но многие историки это мнение оспаривают. Первое достоверное упоминание о картине относится к 1785 году, когда галерея Уффици выкупила её у некоего Оттавио Магерини
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения. Тем не менее, искусствоведы практически единодушно сходятся в том, что картина действительно принадлежит кисти Боттичелли.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Картина «Мадонна дель Магнификат» известна также под названием «Мадонна во славе», где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов. Это одно из первых кватрочентистских тондо, в котором круглый формат картины нашел активную поддержку в самой ритмике изображенных в ней фигур, в красивых повторах выразительных линий.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Тонкий лирический пейзаж дальнего плана сообщает насыщенной фигурами композиции необходимую пространственность. Художник помещает фигуры на фоне круглого окна, через которое виден пейзаж, напоминающий отражение в зеркале. Группа ангелов соединяет периферийную зону картины с ее центром.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Симметрия фигур, держащих корону над головой Мадонны, ее наклон и встреча рук в фокусе построения сообщают целому уравновешенность. В это сияющее зрелище вторгается нота диссонанса. Смутное ощущение тревоги вызывает жест руки Девы Марии, которую она словно бы остановила в отрешенной задумчивости.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат | Madonna del Magnificat
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см
Серия сообщений "Шедевр в деталях":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Ян ван Эйк (Jan van Eyck, circa 1390–1441) - Гентский алтарь, 1432
Часть 2 - Шедевр в деталях | Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1435–1495) - Annunciation with St. Emidius.
...
Часть 33 - Шедевр в деталях | Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510, Florence) - Суд Париса
Часть 34 - Шедевр в деталях | Перуджино, Пьетро (Perugino, 1446-1524) - Мадонна с Младенцем в окружении св. Розы и св. Екатерины Александрийской и двух ангелов
Часть 35 - Шедевр в деталях | Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510, Florence) - Мадонна Магнификат
Рубрики: | Живопись/История картины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |