Змея - высшей степени сложный и универсальный символ.
Змея - это знание, сила, коварство, утонченность, хитрость, тьма, зло и порча, а также Искуситель. "Это сам рок, быстрый, как несчастье, неспешный, как воздаяние, непостижимый, как судьба." В контексте космологии змея - это изначальный океан, из которого все возникает и в который все возвращается, первобытный недифференцированный хаос. Она может служить опорой миру или поддерживать его, или окружать, превращаясь в уробороса - символ цикличности проявления и обратного поглощения. Видимая змея - это лишь тленное проявление первопричинного, вневременного Великого Невидимого Духа, хозяина всех природных сил, духа или принципа жизненности. Она символизирует также изначальную инстинктивную природу, прилив жизненной силы, неконтролируемой и недифференцированной, потенциальную энергию, воодушевляющий дух. Это посредник между Небом и Землей, между землей и подземным миром. Змея ассоциируется с небом, землей, водой и в особенности с Космическим Деревом.
Как ни странно она может быть и мужского пола, и женского, а также самовоспроизводиться. Как существо, убивающее, она означает смерть и уничтожение; как существо, периодически меняющее кожу, - жизнь и воскресение. Поскольку змея живет под землей, она находится в контакте с подземным миром и имеет доступ к силам, всеведению и магии мертвых. Хтоническая змея - это проявление агрессивной силы богов подземного мира и тьмы. Она повсеместно считается источником инициации и омоложения и "хозяйкой недр". В своей хтонической ипостаси змея враждебна Солнцу и всем солнечным и духовным силам, символизируя темные силы в человеке. При этом позитивное и негативное начала находятся в конфликте, как в случае Зевса и Тифона, Аполлона и Пифона, Озириса и Сета, орла и змеи и т.п.
Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Ей приписывали и гордое звание «фаллического символа», оплодотворяющая мужская сила, "муж всех женщин", присутствие змеи почти всегда связывается с беременностью. Змея сопровождает все женские божества, в том числе Великую Мать, и часто изображается у них в руках или обвившейся вокруг них. При этом змея приобретает женские качества, такие как таинственность, загадочность и интуитивность, и символизирует непредсказуемость, поскольку неожиданно появляется и неожиданно исчезает.
Кроме того, это облачный дракон тьмы и страж сокровищ. Змея может символически изображать солнечные лучи, путь Солнца на небе, молнию и силу воды, являясь атрибутом всех речных божеств.
Дитя, играющее со змеей, - это символ вновь обретенного рая, свободы от вражды и конца тленного мира. Подобную символику имеет лев, лежащий рядом с ягненком. Змея, свернувшаяся кольцами или узлом, символизирует цикличность явлений, а также скрытую силу, динамичность, потенциал добра или зла. Если она свернулась вокруг яйца, это может изображать инкубацию жизненного духа; уробороса; силу вод, окружающих землю.
Морские змеи
Морские змеи произошли от наземных аспидов и близки к ним как строением тела, так и по свойствам ядов. Семейство гидрофиид включает 55 видов, относящихся (по разным классификациям) к 14-16 родам.
Встречаются они на обширном пространстве от Персидского залива до тихоокеанского побережья Центральной Америки. Особенно много морских змей в водах Юго-Восточной Азии, Малайского архипелага, Северной Австралии.
Гидрофиид подразделяют на четыре группы, по-видимому независимо друг от друга освоивших морскую среду.
У самой крупной из морских змей – астроции – тело достигает 1,8 м. в длину и 26 см. в обхвате. Единственный по-настоящему океанический вид – желтобрюхая или двуцветная пеламида. Она часто держится вдали от берегов, среди пучков дрейфующих водорослей и плавучих обломков. Пеламида не способна ползать по земле, и если ее волной выбрасывает на берег, она гибнет, поскольку не может вернуться в океан.
Типичный окрас морской змеи – контрастные светлые и темные кольца. Особенно ярко окрашены плоскохвосты. У морских змей, в отличие от сухопутных, брюшные щитки, с помощью которых змея ползает по земле, сильно уменьшены или отсутствуют за ненадобность, само же тело не не уплощено, а сплющено с боков. Чешуи не налегают друг на дружку, как черепица, а расположены в сотовом порядке; хвост в виде широкого и плоского плавника.
Морские змеи плавают вперед и назад с одинаковой скоростью. Они способны подолгу зависать без движения. Сохранять нейтральную плавучесть им позволяет слой жира, облекающий внутренние органы.
Морские змеи линяют чаще сухопутных – каждые 2-6 недель. Они скребутся головой о камни, цепляются за шероховатости дна и вылезают из старой кожи. Пеламидам, живущим у поверхности воды, скрестись не обо что – они свиваются в тугой узел и словно выдавливают себя из старой шкуры.
Змеи или драконы?
Змея и дракон часто взаимозаменяемы, а в странах Дальнего Востока между ними не делается различия. Символическое значение змеи поливалентно.
Змеи или драконы - это стражи порога, храмов, сокровищ, эзотерических знаний и всех лунных божеств. Они производят бури, контролируют силы вод, окружают воды собою, то преграждая им путь, то, напротив, принося воду человеку. К ним взывают при всевозможных заклинаниях мертвых, пересекающих воды смерти. Как существо, способное двигаться без помощи ног или крыльев, змея символизирует всепроникающий дух, как существо, проникающее вглубь щелей и расщелин, - внутреннюю природу человека и совесть. Облик змеи может служить личиной для злых сил, например, для ведьм и колдунов, символизируя злую и греховную сторону природы. Sol niger ("черное солнце") ассоциируется с темными силами змеи. Небесная Змея, как и китайский Лазурный Дракон, символизирует радугу. Оба они образуют мост из этого мира в иной.
Драконы:
Драконы имеют одинаковое значение со змеями. Дракон без крыльев, изображение которого мы находим в книгах Авраама Еврея и Николая Фламеля, — это «сера», мужское и устойчивое; крылатый дракон — это «меркурий», летучее, женское. Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых.
«Находящееся внизу без крыльев представляет устойчивое, или мужское, тогда как вверху — летучее, или женское, черное и темное, которое возьмет верх в продолжение нескольких месяцев. Первое называется «серой», или холодом и сухостью, а второе «Меркурием», или сыростью и теплотой. Это солнце и луна, извлеченные из меркуриального и серного источника» (Nicolas Flamel).
Один дракон может также изображать три начала, но тогда у него бывает три головы: «Золотое руно сторожит дракон о трех головах; одна есть вода, вторая — земля, третья — воздух. Эти три головы должны соединиться в одну, которая будет достаточно сильна и достаточно могущественна, чтобы пожрать всех других драконов» (D'Espagnet. Arcanes de la philosophie d'Hermes).
Три змеи в чаше обозначают три тела, составляющие материю камня, помещенную в философское яйцо, — символ, обыкновенно сопровождающий химический гермафродитизм.
Фламель нам говорит, почему алхимики изображали «серу» и «меркурий» драконами: «Причина, что я тебе нарисовал эти две спермы под формой драконов, та, что их зловоние так же велико, как и зловоние драконов» («Le livre de Nicolas Flamel»).
Дракон европейский решительно отличается от восточно-азиатского. Китайские и японские драконы это либо духи дождя - безобидные существа, напоминающие лягушек, живущие в какой-нибудь луже и терпящие издевательства от всякого проходимца; либо нечто виртуальное, наподобие белого дракона, которого невозможно даже представить.
Для европейцев дракон — традиционно носитель злого, порою сатанинского начала. Вот и в русской иконописной традиции Святой Георгий, поражающий змия (олицетворение победы христианства над силами дьявола), чаще всего пронзает копьем именно дракона — с крыльями и лапами.
В Юго-Восточной Азии драконы в большинстве своем считались добрыми и благодетельными, а для вьетнамцев даже служили символом нравственного совершенства. Особенно разнообразны и многочисленны драконы китайские.
Дракон западноевропейский - тот, что испытывает неодолимую тягу к золоту и прекрасным девушкам. В отличие от своего восточноевропейского коллеги, не умеет дышать огнём и... не летает. То есть, конечно, известно, что он откуда-то прилетел, порой у него даже есть крылья, однако, он ими практически не пользуется, а битва с драконом всегда происходит на земле.Более того, если верить Барбаре Хембли, то убить дракона можно лишь бросившись на него сверху.
Вторая странность, отличающая западноевропейского дракона: они не едят и не размножаются.То есть, никто и никогда не видел новорожденного драконыша, и никто не застал дракона за едой. Всё свободное от похищения принцесс время дракон проводит охраняя или преумножая свои сокровища, а девиц похищает или вымогает для каких-то ритуальных целей, ибо они с редкостным постоянством остаются живы-здоровы.
Кровь дракона восточноевропейского всегда чёрная. Она неядовита (герой иногда трое суток стоит по горло в змеиной крови), а также не смешивается с водой (Мать-сыра-земля не впитывает кровь, и та, в конце концов утекает в трещину, пробитую копьём). Кровь западноевропейского дракона в лучшем случае причиняет ожоги, а чаще вызывает скорую и мучительную смерть. Согласно одним источникам, эта кровь зелёная, другие авторы утверждают, что она жёлто- оранжевая. Следует особо отметить, что драконья кровь никогда не бывает голубой. Таким образом можно сразу отбросить предположение, что драконы находятся в генетическом родстве с головоногими.
Интересно, что довольно конкретный способ, - хорошенько напоить дракона вином и уж тогда, доведя его до беспомощного состояния, убить, - прослеживается от мифологии хеттов до берегов Японских островов...
Источники:
http://gnozis.info/?q=book/export/html/2802
http://www.mirf.ru/Articles/art2223.htm
http://www.barracuda.ru/pages?id=324
http://valhalla.ulver.com/f66/t10437.html
http://yacht.zamok.net/DV/Potter/Posters/Snape/snakes.html
http://www.enmerkar.com/?p=2218
http://myfhology.narod.ru/monsters/dragon.html
http://monsalvat.globalfolio.net/frmanifest/manife...est/alhimia/teoria_puasson.htm
http://sigils.ru/symbols/zmea.html
http://frame.friends-forum.com/Gazeta/27/10/663.html змея и гп.
http://moikompas.ru/compas/simbols
http://drakonius.ru/?cat=12