B8 ЧАСТЬ 2 |
Стилистические фигуры
Название | Определение | Примеры |
---|---|---|
Анафора(единоначатие) | Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин) |
Эпифора | Вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев. | 1.Мне бы хотелось знать, отчего ятитулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). 2.Струится нетихнущий дождь, томительный дождь(В.Брюсов) |
Антитеза | Ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты. | Дома новы, да предрассудки стары.(А.Грибоедов). |
Оксюморон | Сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению. | 1) Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). 2)Наступило вечное мгновение. (А.Блок) 3)Нагло скромендикий взор. (Блок) 4)Огромная осень, стара и юна, в неистово-синем сиянье окна. (А.Вознесенский) |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | 1.Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт(Лебедев-Кумач). 2.Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.(Д.Лихачёв) |
Градация | Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления. | А) 1.Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин). 2.В сенат подам,министрам,государю» (А.Грибоедов). 3.«Не час, не день, негод уйдёт» (Баратынский). 4.Посмотри, какой дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный! – нарастает, усиливается интонационно-смысловое напряжение – восходящая градация. Б) «Не бог, не царь, и не герой» - слова расположены в порядке ослабления их эмоционально-смысловой значимости – нисходящая градация. |
Инверсия | Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. | Изумительный наш народ! Руку мне подал на прощанье. |
Эллипсис | Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. | 1)Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.(Жуковский) 2)Офицер – из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком.(Твардовский) |
Умолчание | Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин) |
Риторическое обращение | Стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. | Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин). |
Риторический вопрос | Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь) |
Многосоюзие | Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | 1.Тонкий дождь сеялся и на леса, ина поля, и на широкий Днепр. (Гоголь) 2.По ночам горели дома, и дул ветер, иот ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны. (Куприн) |
Серия сообщений "русский язык":
Часть 1 - Русский язык. теория А1
Часть 2 - Русский язык. теория А3
...
Часть 25 - B7
Часть 26 - B8 ЧАСТЬ 1
Часть 27 - B8 ЧАСТЬ 2
Часть 28 - Аргументы для сочинения
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |