Посмотрел сегодня "Хороший, плохой, злой" Серджио Леоне (с Иствудом).
Этот фильм надо смотреть в паре с "Свой среди чужих, чужой среди своих" Михалкова.
Фильмы структурно схожи и, я бы даже сказал, архетипичны.
И в том и в другом фильме сплетаются две линии: с одной стороны, гражданская война (ход истории, столкновение социальных сил и идей), и, с другой стороны, частная охота за золотом.
Но фильмы эти сняты с совершенно различных позиций и перспектив.
Если в "Свой среди чужих, чужой среди своих" ситуация показана с точки зрения человека, для которого серьезное - это как раз история, а возня бывших белых офицеров и бандитов вокруг золота - бессмысленна (чего не может понять штабс-капитан) и обречена ("Господи, но почему же ты помогаешь не мне, а этому идиоту"), то в "Хороший, плохой, злой" все показано совершенно с другой стороны.
Гражданская война показана как совершенно бессмысленное дело, занимаются которым либо негодяи ("Плохой" - Ангельские Глазки), преследующие личные интересы, либо недееспособные идеалисты (начальник лагеря с гангренозной ногой), либо нормальные люди, понимающие "идиотизм", но бессильные что-либо изменить (капитан, руководивший обороной моста). В общем: "Если мы взорвем этот мост, эти идиоты перейдут воевать в другое место".
На этом фоне отдельные Настоящие Люди занимаются Настоящим Делом - убивают друг друга из-за Золота.
Поразили еще две сцены: игра оркестра военнопленных конфедератов в концлагере янки, задача которой - лирической музыкой заглушить звуки избиений (кстати, почему они не играли "We are the warld, we are the children"?) и распятый пленный конфедерат на морде паровоза.