Костюм XX века часто воспринимается нами как остров, оторвавшийся от гигантского материка, имя которому "история цивилизации". Действительно, за сорок с небольшим лет, отделяющих начало эпохи радикальных реформ в костюме от начала второй мировой войны, он изменился значительно сильнее, чем за двадцать предшествующих веков. Но вполне очевидно, что все изменения, отражая явные и скрытые процессы в эволюции общества и культуры, не исключали почтительного или хотя бы заинтересованного отношения к традициям. Костюм новейшего времени подспудно формировался на фоне уходящей эпохи, в недрах XIX века, с его цилиндрами, мундирами, кринолинами и турнюрами, с его жестким этикетом и сословными предрассудками. Строившийся на отрицании изживших себя форм и объемов, старых понятий и схем, он не отрицал память и знание, вольно и невольно пробуждая ассоциации и ностальгические чувства.
![995046-p3](http://anna.rodin.ru/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=20737&g2_serialNumber=1)
![995046-p7](http://anna.rodin.ru/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=20742&g2_serialNumber=1)
![995054-p03](http://anna.rodin.ru/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=20752&g2_serialNumber=1)
Иллюстрации Тома Тирни (Tom Tierney)
XX век, в отличие от более ранних эпох, принадлежит женскому костюму, ставшему зримым символом неизбежной эмансипации и новой женственности. Он значительнее, сложнее и многообразнее мужского костюма, полнее выражает образ человека, в том числе и через отношение к женщине, которое во все времена являлось мерилом цивилизованности общества. На нем опробовались все новшества и усовершенствования, с ним экспериментировали и откровенно забавлялись. Он был объектом восторгов и насмешек, поводом для литературных упражнений и пророчеств.
Мужской костюм, единожды принципиально реформированный во второй половине XVIII века, в дальнейшем изменялся очень осторожно: определялась классификация, уточнялось его место в жизни человека и социума, возникали новые дополнения и атрибуты. Но самая активная творческая фантазия, самое пылкое воображение не могли отменить длинные брюки, пальто, пиджаки жилеты, развивавшие тему фрака и сюртука, а если взглянуть повнимательнее, - то кафтана и камзола. В то же время женский костюм, в XIX столетии вобравший в себя отголоски едва ли не всех художественных стилей, от готики до рококо, к концу века превратился в объект особо пристального изучения с целью его переосмысления и последующей демократизации. Традиционный женский гардероб дополнился жакетами, деловыми костюмами, кофтами, брюками, трикотажными вещами и спортивной одеждой. Костюм стал более естественным и удобным, он тесно слился с человеком, дополняя и обыгрывая его облик, следуя за его движениями. Вместе с костюмом изменились представления о красоте и элегантности, о праве каждого на проявление своей индивидуальности, о гармонии цельного образа, об идеале. Мода, некогда доступная и понятная избранным, спустилась со ступенек дворца на улицу, к обычным людям.
Кроме того, крупнейшие модельеры, создатели стиля XX столетия, через призму именно женского платья видели все изменения, происходящие в окружающем их мире и в искусстве, отображающем жизнь в бесконечно множащихся формах.
Источник: Л.М.Горбачева "Костюм XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро"
XIX век