Были ли у икон прообразы в ветхозаветные времена, нарушалась ли заповедь Второзакония о запрете на изображения, и в каких случая праведники вообще нарушали Второзаконие?
Начнем с последнего вопроса. За что фарисеи и саддукеи ненавидели Христа? За то, что исцелял в субботу, нарушая заповедь:
12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;
13 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
14 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный]
никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты;
15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]. (Втор 5, 12-15)
«Никакого дела» - значит никакого. Буквализм в действии. Получается, что формально они были правы, обвиняя Христа в нарушении Второзакония. Но они не понимали сути закона, которая был раскрыт позднее – «любящий другого исполнил Закон» (Рим 13, 8).
Однажды пророк Илия отошел от буквы Закона, когда устраивал жертвоприношение вне Иерусалимского храма, как это было предписано (3 Цар. 18:30-35), без божественного разрешения поступить таким образом, ибо он понимал смысл Закона. Закон запрещал израильтянам устраивать жертвоприношения в любом месте только потому, что они приносили жертвы демонам, как об этом говорится в книге Левит (гл. 17:7-9). Тем более Он ограничивал жертвы Израиля во святом городе так, что, когда Он разрушит его руками римлян, после пришествия Мессии, их жертвы станут недействительными и отвратительными перед Ним. Так пророк Илия, предвидев все это, поступил по-своему без специального божественного разрешения.
Пророк Давид даже ел хлеба Предложения, которые никто кроме священников не имел права есть, пока Сам Бог не приказал бы кому-нибудь их съесть (1 Цар. 21:5-7). Без разрешения Бога Маккавеи сражались в субботу (1 Мак. 2:41). Однако, было бы неверно говорить, что пророк Давид и Маккавеи были освобождены от соблюдения божественных заповедей или, что они их нарушали. Антиох, царь греков (Антиох IV Епифан, 175-164 до Р.Х.), замучил семерых Маккавеев и их старшего учителя Елизара. Он подвергал их жестоким пыткам, чтобы заставить их есть свинину, но они отказались и умерли под пытками (2 Мак. 6:18;7:41).
Святые могли не соблюдать правил относительно хлеба и соблюдения субботы только потому, что это было в правилах. Христос подтвердил это, отменив хлеба предложения и субботу.
Суббота для многих иудеев была временем удовольствий, как об этом говорит пророк Исайя (Ис. 58:13). Но пророки Моисей, Илия, Даниил вместо наслаждений постились в субботу, и первый из них постился в течение 40 дней дважды (Исх. 24:18; Втор. 9:25), второй постился 40 дней (3 Цар. 19:8), третий постился 21 день (Дан. 10:2). Таким образом, эти три пророка поступали по-разному с предписаниями закона без какого-либо приказания со стороны Бога. Он сделал Субботу днем наслаждений из-за их невоздержанности.
Что сказать тому, кто утверждает, что Бог приказывает соблюдать то-то и то-то, а люди нарушают Его повеления без специального божественного разрешения на это? Совершенно ясно, что святые поступали так в соответствии со своим пониманием смысла буквы Закона, причины по которой Бог приказал то-то и то-то.
Потому святые отходили от буквы Закона, создавая образы и подобия
по прямому повелению Божию. Одни из изображений св. Писание совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: из нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, повелевается считать их священными и почитать их. Св. Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни - ложные, а другие - истинные священные.
Ложные изображения суть бесчувственны идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Таковы: телец (Исх. 32:4); Молох (Лев. 18: 21); Ваалфегор (Числ 25: 3); Ваал и Астарта (Суд. 2: 13; 3 Ц. 18: 21-29); Дагон (1 Ц. 5 гл) и др.. Эти боги суть идолы, потому что ничего соответствующего этим изображениям в действительности нет.
Когда израильтян жалили змеи в пустыне, то Господь повелел Моисею сделать для спасения медного змия (Числа 21: 6, 8,9), который был прообразом Христа: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:14,15). Потом израильтяне начали считать змия самостоятельным божеством, дали имя собственное и начали поклоняться. Они воскуряли перед ним фимиам, до тех пор, пока царь Езекия не запретил им, как об этом говорится в книге Царств: "Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, - потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли Нехуштан" (4 Цар. 18:4).
Изображения
вообще делать не запрещается, потому что в том же Синайском законе Сам Господь повелевает сделать истинные изображения: ковчег с литыми херувимами, скинию и завесу с вышитыми на ней изображениями. (Исход 25:10, 17, 18-20, 22). Господь повелел освятить их и считать "великою святыней". «Сделай,- повелел Господь Моисею, - миро для священного помазания. И помажь им скинию собрания (на которой вышиты были херувимы - Исх. 26: 1) и ковчег откровения (на котором были литые херувимы - Исх. 25: 18-20)... И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30: 25,26,29) Кстати, именно по тому старому рецепту делается миро и сейчас для Таинства миропомазания, после которого человек получает дары Святого Духа.
Величайшие ветхозаветные праведники, пророки и цари благоговели пред вещественной святыней, имевшей на себе истинные изображения. Ковчег Завета в знак того, что чрез него открывался Израилю Господь Бог, и что он напоминал собою Бога, назывался Господом и Богом. « Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Числа 10:35,36)
Царь Давид скакал пред ковчегом (об этом и пастор Павел упоминал), когда переносили его, и за это был осужден своею женою Мелхолой ; но сам Давид не признавал себя достойным осуждения за свое скакание пред ковчегом. Царь Давид называл ковчег Господом потому, что ковчег означал, изображал собою Господа. Это можно доказать тем, что действия Божии соединялись с выходами ковчега Божия. «Боже!, когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия». (Пс. 67: 8,9) Это царь Давид вспоминает, как ковчег предшествовал Израилю в пустыне, как чрез ковчег творились чудеса.
А его жена Мелхола за свое осуждение стала бесплодной, но протестантов это не вразумляет почему-то, хотя у нас на иконах изображается Спаситель, который есть Бог истинный.
Истинные изображения украшали также и храм Соломонов. «И построил Соломон храм, и кончил его... И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей... И обложил он херувимов золотом... И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне.2 (3 Цар 6: 14, 23,29) И Господь этот храм освятил.
Пред священными изображениями и, вообще, пред вещественной святыней поклонялись. «Поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5:8; ср. Пс. 137: 2). Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Чис. 20:6) Иисус Навин «пал на лице свое пред Ковчегом» (И. Нав. 7:6)
Господь был в храме Иерусалимском, где были истинные изображения, и Он не осудил их, но, напротив, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мр. 11: 17 ср. Мф. 21: 13; Лук. 19: 46; Иоанн 2: 16) – это, кстати, к вопросу и том, что Господь пребывает не только "в душе".
После создания Церкви Христовой Апостолы продолжали ходить в храм Иерусалимский. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1) Ап. Павел во время проповеди христианства приходил в Иерусалим для поклонения. 2Ты можешь узнать, говорил Павел правителю Феликсу, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения...» (Деян. 24: 11). Значит, Апостол поклонялся пред священными изображениями Иерусалимского храма.
Господь не только не осудил Ап. Павла, но и Сам явился ему во время молитвы в храме пред священными изображениями. Апостол говорит о себе: «когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме пришел я в исступление и увидел Его (Христа)». (Деян. 22: 17,18) Господь же является только исполнителям Его воли (Ис. 14: 21). Значит, молитва Ап. Павла в Иерусалимском храме пред священными изображениями была угодной Господу.
Ап. Павел говорил, что антихрист, когда придет, будет глумиться над святыней христианской: «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.» (2 Фесс 2:3,4) Итак, у христиан, по Апостолу, будут св. храмы всегда до второго пришествия Господня; в храмах же будет вещественная святыня, называемая Богом, то есть, значит, в храмах всегда будет образ Спасителя. Антихрист, как пророчествуется в Откровении, вместо образа Спасителя Бога принудит многих поклоняться ему, «зверю и образу его.» (Откр. 14: 9)