-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kraftmann

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 13284


О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В РОССИИ. ЧАСТЬ 3.

Четверг, 09 Мая 2024 г. 19:12 + в цитатник
Часть 3.

Часть 1
Часть 2

Преосвященный Владыка спросил как-то каряков, что их удерживает от принятия крещения? Коряки отвечали: «Зачем креститься? Разве для того, чтобы сделаться такими же плутами, как крещеные тигильскне казаки, которые нас обманывают, обмеривают и обвешивают» Горько было слышать проповеднику Евангелия слова о том, как отвращают язычников от веры те, кто, хотя и носят имя христиан, но нарушают заповеди Божии, и вместо света Евангелия несут тьму греха. При первой возможности Святитель отправил в Амурскую экспедицию своего сына, священника Гавриила Вениаминова с молодой женой. Провожая их в эту пустынную неустроенную землю, он благословил сына такими словами: «Иди на великое дело, указанное тебе Богом! Но смотри не охладевай сердцем в делании нивы Христовой! Умирай на ней, и не озирайся вспять до тех пор, пока не исполнишь возложенной на тебя обязанности» Сам он был очень скромен. Как-то встречавшие жители залива Де-Кастри бросились целовать его руки, а иные даже припадали к его стопам, но Владыка по своему великому смирению отстранял эти почести. Это пример для многих нынешних епископов.

А что в это же время делал Император Александр II, который с юношеских лет отличался влюбчивостью?

В своих «Воспоминаниях» историк и философ Борис Николаевич Чичерин писал: «Не поддаваясь влиянию мужчин, Александр II имел необыкновенную слабость к женщинам. В присутствии женщин он делался совершенно другим человеком». История взаимоотношений Александра II и Екатерины Долгоруковой не так давно стала достоянием Государственного архива России - семейство Ротшильдов передало в Россию ее архив: более 6000 писем и записок императора и княгини, которыми они обменивались на протяжении 14 лет. По воспоминаниям Константина Маковского, бывшего придворным живописцем императорской семьи: «Светлейшая была женщиной не глубоких чувств, даже к собственным дочерям и к сыну относилась небрежно. На сеансы дети являлись плохо вымытыми, с грязными руками, девочки в заношенных платьицах, выкрашенных в черный цвет, и тут же переодевались в шелк. И все трое воспитаны были плохо, не так, как подобает царским детям. Это не мешало им при случае проявлять свое августейшее «романовское» высокомерие».

В связи с этим можно вспомнить случай, произошедший в Оптиной пустыни. Однажды был устроен обед в честь приехавшего в обитель заслуженного генерала. Генерал что-то рассказывал и упомянул, что побуждением в том деле была благородная гордость. Преподобный Моисей знаменательно промолчал, а старец Макарий не выдержал: «Как, благородная гордость? Какая благородная гордость, В.Н.? Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская». Эти слова поразили генерала своею истиною и вместе неожиданностью.

Не бывает какого-то особенного «августейшего романовского» высокомерия. «Уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7:8) – это характеристика антихриста. Современники, таким образом, свидетельствуют о том, что высокомерие (качество, противоположное любви) было свойственно всему роду Романовых. И естественно, что этим была заражена почти вся знать - все те, кто говорил лучше по-французски, чем по-русски. Императорский дом задавал нормы поведения. «Страшно далеки были от народа» не только декабристы, но ипочти все дворяне.

«Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», - хорошо делаете.
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак 2: 5-9)

2 мая 1880 года жена Александра II императрица Мария Александровна скончалась от туберкулеза. По истечении 40 дней вместо положенного 1 года в часовне Царскосельского дворца Александр II обвенчался с Екатериной Долгоруковой. Ничто не могло остановить его: ни падение собственного престижа, ни возмущение и даже презрение общества. Он готов был отречься даже от престола. Менее чем через год, 1 марта 1880 года, Александр II был убит народовольцами.

После того, как скоропостижно скончался 21-летний наследник престола цесаревич Николай Александрович, Цесаревич Александр поставил интересы семьи и державы выше личных чувств, подчинился отцу Александру II, «принял эстафету» у старшего брата в матримониальном отношении, то есть обручился с принцессой датской Дагмарой, хотя очень сильно любил княжну Марию Мещерскую. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

«Александр III был истинным русским Царём, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России… Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою, и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека». ((С) Эмиль Флуранс, министр иностранных дел Франции)

Как описано выше, далеко не все Романовы были преданы интересам народа. Александр III стал неким исключением. Император и к балам относился без восторга: даже накануне свадьбы он отказывался танцевать с невестой. Главное, что ставили ему в вину – это так называемый «закон о кухаркиных детях», который хотя и не был принят, но существовал внутренний циркуляр министра народного просвещения Российской империи Ивана Давыдовича Делянова. Цель таких рекомендаций была не допустить в гимназии и прогимназии детей малообеспеченных слоев населения. Сфера народного просвещения была признана одной из важнейших в плане борьбы с революционными настроениями, чтобы, исключить возможность дальнейшей радикализации учащейся молодежи. Делянов переподчинил начальное образование Святейшему Синоду, в ведение которого были переданы все церковно-приходские школы и младшие школы грамотности. В 1884 году была ограничена университетская автономия, профессора стали назначаться, а студенты теперь сдавали специальные государственные экзамены.

В 1886 году Делянов распорядился закрыть Высшие женские курсы. В 1889 году их вновь открыли, но программа обучения была существенно изменена. Единственной мерой, способной реально ограничить возможности выходцев из низших слоев в поступлении в гимназию, было закрытие подготовительных классов при гимназиях. Поскольку представители неблагородных слоев самостоятельно готовить детей к поступлению в гимназию, по понятным причинам, не могли, закрытие подготовительных классов действительно было серьезным ударом. Естественно, что эта политика получила всестороннее освещение в революционной и либеральной прессе.

Правящие круги империи были убеждены, что народное образование является одной из главных угроз существующему порядку. С образованием для широких слоев населения связывалось «разложение» населения, считалось, что образование якобы «вредно» для рабочих и крестьян. При этом не учитывалось, что практически все ключевые фигуры российского революционного движения были выходцами либо из дворян, либо из духовенства, либо из купечества, а разночинцы лишь следовали за ними и принимали популяризуемые ими идеи. К прямым последствиям ограничений на образование можно отнести, например, и радикализацию еврейского населения. Еврейская молодежь из обеспеченных семей в большинстве своем выезжала для получения высшего образования в страны Западной Европы. В Россию они возвращались с «полным багажом» в виде революционных идей и установленных с западными революционерами личных связей.

Правящая элита, не обладая политической дальновидностью и способностью к прогнозированию (а самое главное – любовью к собственному народу), спустя тридцать лет потеряла все. Из-за "закона о кухаркиных детях" Россия получила технологическое отставание и дефицит квалифицированных кадров на фоне переизбытка неквалифицированной и неграмотной рабочей силы, воспроизводившейся в крестьянской среде. Закономерным результатом стали три революции начала ХХ века. XX век вырастает из синодального периода. Кризисные явления внутри церковной жизни, которые так или иначе привели в катастрофе 1917 года и к тому, что Церковь оказалась фактически не готова противостоять распаду снизу, во многом кроются в истории синодального периода. Например, уже с 80-90-х годов XIX века на повестке дня стоял вопрос о глубокой реформе православного прихода - для того, чтобы оживить религиозную жизнь самых широких народных масс. Ведь охлаждение народа к Церкви чувствовали все: от членов Синода до последнего приходского священника. Но вопрос так и не был решен. Многие формы государственного контроля за Церковью, которые родились внутри синодального периода, советская власть поставила себе на службу. Например, контроль за монашеством или об установление территориальных границ прихода, что обсуждалось уполномоченными по делам Русской Православной Церкви в 40-ые годы.

Следующим ударом по фундаменту империи стал опубликованный 17 (30) апреля 1905 г. указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», предоставлявший подданным Российской империи свободу вероисповедания. Это событие виделось авторам указа шагом, открывающим широкий путь к так называемой «просвещенной монархии», о которой грезили Гегель, французские энциклопедисты, российские либералы и мечтатели из творческой интеллигенции.

Вот что о нем писал святой праведный. Иоанн Кронштадтский: "…свобода в вере по-нынешнему допускает хулить всячески - кто только захочет - и свою веру православную, потому что исповедники других вер уважают и хвалят свою веру или иноверие. … превзошел всех граф Лев Толстой, совершенный отступник от Бога, поклонник своего «я» и слепого разума человеческого... Это ли свобода, чтобы вконец убить веру и надежду народа? Грешили наши предки, но грех грехом называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, как бы законное дело... Находятся между ними такие, которые боготворят и самую страсть плотскую, как в древности поклонники Артемиды, устраивающие оргии с беззаконными смешениями. И вся эта мерзость печатается, и ее читают, и о ней рассуждают без омерзения, без отвращения, как будто о достойном внимания! Нет, это не свобода, а ужасное рабство греху и страстям, имеющее последствием страшную казнь Божию, истребление рода и муку вечную».

«Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!... Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина». «Законы Божии попраны; христиане отверглись от Христа своего», «От подошвы ноги до темени головы нет» в обществе здорового «места: вся голова в язвах, все сердце изчахло, язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1: 6 - 9)». «В последнее время люди так развратились, что потеряли всякий стыд и совесть; всевозможные беззакония у всех на виду: зависть, ненависть, клевета, богохульство, гордость, всякое невоздержание, грабежи, убийства свидетельствуют об охлаждении христианской любви. Люди не признают, что они ответственны за свои грехи, не признают души, созданной по образу Божию и по подобию, и сделались мертвецами духовными - трупом, смердящим всякими грехами».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные… Очевидно, что отступление от веры - всеобщее в народе... Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления». «На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились…».

Святитель Тихон Задонский: «Оскудевает истинное благочестие, и изобилует лицемерие; оскудевают христиане, и умножаются лицемеры».

Архимандрит Сергий (Савельев) «Пастырства нет. Духовничества нет. Руководства нет», «Церковь все больше и больше вырождается в организацию, только разлагающую нашу общественную жизнь и возбуждающую хулу на Христа». «Ведь Спаситель пришел ради бедных, немощных, слепых, больных, ради отребья, ради тех, кто никому не нужен. Он пришел к ним, сроднился с ними, принял на Себя их болезни и грехи, дал им силу и повел за Собой. А мы что делали? А мы к чему пришли в конце нашего исторического пути перед этим переломом? Мы стали богатые, мы стали величавые, мы с презрением относились к бедным, мы искали сочувствия, помощи, уважения и поддержки тех, кто властвовал над русским народом. Вот так мы и засыпали, так и засыпали до тех пор, пока не разразился этот страшный ураган».

Архимандрит Спиридон (Кисляков): «…современное христианство… живет… более политикою мира сего, чем Самим Христом, более язычеством, чем нормами Евангельской жизни». «Государство сознательно и целенаправленно на протяжении Константиновского периода русской истории искажало в своекорыстных целях подлинное вероучение церкви…». «Простой народ на… внешнюю… церковную святыню смотрит, как на наглядный и осязаемый пантеон богов и богинь!»

Епископ Феофан Затворник: «Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения…». «Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство… Выходит, что и мы на пути революции.». «Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера слабеет… Молчащее пастырство – что за пастырство?». «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан» (Прит.21, 13).

Бердяев Николай Александрович о религиозности в самодержавной России: «Омертвела, выродилась, превратилась в быт, соблазнилась искушениями и творится в ней мерзость запустения, слишком часто напоминает она блудницу», «русская абсолютная монархия не была народной и не имела твердой опоры в народе», «Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения…», «Безумны, жалки и беспомощны перед лицом мирового кризиса те реставрационные, реакционные мысли, которые надеются на восстановление старых отношений между церковью и царством кесаря, вожделеют того царства кесаря, в котором Церковь Христова (т.е. угнетённые трудящиеся массы – м.п.) была подавлена и порабощена».

Протоиерей Сергий (Мечёв) после 1917 года: «Суд Божий совершается над Церковью Русской. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. Живущим же по Богу давно все было открыто». «Многие русские подвижники не только видели это страшное время, но и свидетельствовали о нем. Они видели, что истинное благочестие оставляет даже иноческие обители, что уходит дух христианства неприметным образом, что наступил самый ужасный глад - глад Слова Божия, что имеющие ключи разумения и сами не входят и возбраняют вход другим, что при кажущемся внешнем благоденствии монашество, а затем и христианство при последнем издыхании». «Дипломатические таланты архиереев поставили выше слова Божия, на них возложили надежду, в них положили свое спасение. Ложно хотели сохранить Царство Истины». «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Но где мы слышали всеобщий призыв к покаянию? Где видели архипастырей и пастырей, неотступно у жертвенников проливающих реки слез и подвигающих к тому же народ свой?»

Митрополит Арсений писал в 1862 г.: «Мы живём в век жестокого гонения на веру и Церковь под видом коварного об них попечения».

Священник Николай (Ивансон) предсказывал в 1907 г., что за грехи русского правительства и духовенства «царя не будет и что Сергиева Лавра будет закрыта и всех монахов разгонят и будут они жить по частным квартирам».

Священник Михаил (Левитов) в 1905 году писал: «Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его олицетворением жадности, корыстолюбия. Духовенство деморализовалось до потери значительной части не пастырского только, но и человеческого достоинства!» «Уже целое столетие духовенство православное служит в известном отношении «притчей во языцех», вместилищем и олицетворением богатства, жадности и корыстолюбия. Известную поговорку «с живого, с мертвого дерет» духовному лицу приходится слышать с детства до могилы…».

Архиепископ Никон перед революцией указывал: «Господь обещал праведному Аврааму пощадить нечестивые города Содом и Гоморру, если там найдется хотя только десять праведников. Много согрешила наша когда-то «святая», а ныне грешная Русь пред Господом». В письме

В письме Серафима (Чичагова) 1910 года говорится: «Все погибло, образованное общество потеряло последнее представление о христианстве... И наряду с этим: пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло свое положение! Все то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие - содрогаются от развращения или безчувствия духовенства, и еще немного, сектантство возьмет верх… Никого и нет, кто бы мог понять, наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчет в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть…».

Митрополит Вениамин (Федченков) после 1917 года писал: «И вдруг разразилась катастрофа. Хотя многие из нас и ожидали ее прихода, но все же самый этот момент оказался неожиданным...»

Интеллигенция задавала власти, церкви, обществу, себе самой «проклятые вопросы» Достоевского, искала «за что потерять душу свою». И, не получая ответов, предлагала новую веру, где древнее язычество сплеталось с евангельскими истинами. Церковь же бездействовала. Прочно вплетенная во все властные структуры и механизмы, она была инертна и консервативна, редко делала ответные шаги навстречу тем, кто искал диалога с ней. Одной из таких попыток были Религиозно-философские собрания, организованные в 1901 году в Петербурге по инициативе Д. Мережковского и З. Гиппиус и разрешенные обер-прокурором К. Победоносцевым с молчаливого согласия митрополита Антония. На этих собраниях, где председательствовал ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Сергий. Но никакого практического результата собрания не дали. Церковь отмахнулась от них. «Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее» (Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Многие русские люди стали явно и тайно выходить из Церкви. Например, из 16 выпускников иркутской семинарии 1914 г. только двое изъявили желание остаться в духовном звании, а остальные были намерены пойти в вузы. В Красноярске ситуация была ещё хуже: никто из 15 её выпускников не захотел принять священнический сан. Подобная ситуация была и в костромской семинарии. Всё заканчивалось критикой и отрицанием государственного порядка. Вот почему в русском революционном движении было так много семинаристов и поповичей. Самые известные из них - Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, И. В. Джугашвили (Сталин), А. И. Микоян, Н. И. Подвойский (один из руководителей захвата Зимнего дворца), С. В. Петлюра, но полный список намного длиннее. Всего с 1880 г. по 1907 г. было 76 бунтов в разных духовных школах, большинство из них пришлось на годы первой русской революции, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть.

Да, при Николае II было канонизировано больше святых, чем за два предшествующих столетия (в частности, Феодосий Черниговский, Серафим Саровский, Анна Кашинская, Иоасаф Белгородский, Гермоген Московский, Питирим Тамбовский, Иоанн Тобольский); церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.

И в то же время Распутин вмешивался в работу Святейшего синода; Царь не упразднил введенное по протестантскому образцу антиканоническое возглавление и управление Церкви мирянином»; построено около 14-15 тысяч храмов и открыто несколько сотен новых монастырей, но кто эти монастыри и храмы заполнил в условиях охлаждения веры? И это охлаждение не было случайным. В свое время нашумел фильм о связи Императора с Матильдой Кшесинской, больше говорящий, естественно, о фантазиях авторов фильма, чем о реальных событиях. Доктор исторических наук, крупнейший специалист по биографии императора Николая II А.Н. Боханов пишет: «Никаких «документальных свидетельств» интимной близости между Последним Царем и танцовщицей не обнаружено… Николай Александрович являлся человеком своего времени и своего круга. У молодого неженатого офицера тогда обязательно должна была быть «дама сердца», его «Дульцинея», которой следовало поклоняться. У Престолонаследника таковой стала Матильда.»

Поэтому наиболее важно то, что в высших кругах мужчины и женщины обязаны были покорить себя страсти, что входит в полное противоречие с Православием. Это было модой, это было стилем жизни – всё, как в «просвещенной Европе». Поэтому и итог царствования такой плачевный. Матильда жила в доме, который был построен вторым сыном Николая I великим князем Константином для балерины Анны Кузнецовой. Потом он бросил свою законную супругу и начал жить с Кузнецовой «одним домом». Кшесинская знала эту историю. Очень скоро она нашла утешение в объятиях двоюродного дяди Николая II великого князя Сергея Михайловича (1869-1918), который в ней «души не чаял» и подарил роскошный особняк в стиле «модерн», воздвигнутый в Петербурге в начале Каменноостровского проспекта архитектором А. И. Гогеном, в котором балерина обосновалась в 1907 году. Позже в особняке разместили свой штаб большевики во главе с Лениным. Закономерно.

Это сейчас историки спорят о причинах поражения русского флота в Цусимском сражении. Современники же были уверены – виноват великий князь Алексей Александрович, бросивший боеспособность флота к ногам своей любовницы Элизы Балетта. Сам Николай II не воровал, это было бы странно, но вся остальная многочисленная клика Романовых с попустительства царя постоянно обкрадывала Россию. Особенно в этом отличился любимый дядя царя Алексей Александрович Романов, великий князь и по совместительству генерал-адмирал и полновластный правитель Морского ведомства, а, значит, и всего российского флота. Смолоду он любил роскошную жизнь, путешествия, развлечения. В 20 лет тайно женился на фрейлине Сашеньке Жуковской. Семья была против мезальянса и аннулировали брак, а самого Алексея отправили в кругосветное путешествие. В Голливуде даже снят фильм о похождении русского князя на Диком Западе. Устроенный им банкет на 4000 персон по случаю прибытия в Нью-Йорк вошел в анналы истории.

Писатель Новиков-Прибой, сам участник Цусимского сражения, писал: «В карманах честного Алексея уместилось несколько броненосцев». В народе шептались: «Проститутки Парижа слишком дорогие. Ежегодно обходятся русской казне в броненосец». В 1904 году на итальянской верфи в Ливорно были построены два первоклассных броненосных крейсера для Аргентины. В последний момент латиноамериканцы отказались. Итальянцы выставили корабли на продажу за 400 тысяч рублей золотом. Первыми прибыли русские представители и заявили ошарашенным итальянцам, что им необходимо поднять цену минимум втрое. 600 тысяч с продажной цены каждого крейсера получит великий князь Алексей Александрович (более чем 150% «откат»), 400 тысяч возьмет себе Элиза Балетта, ну и чиновникам морского ведомства должно что-то перепасть. Итальянцы, опасаясь коррупционного скандала, отказались, и сделка сорвалась. Новейшие броненосные крейсера типа «Джузеппе Гарибальди» купила Япония. В Цусимском сражении эти корабли под именами «Ниссин» и «Касуга» разворотили борта эскадренного броненосца «Ослябя». Другие иностранные бизнесмены были менее щепетильны. Мало кто знает, что легендарный крейсер «Варяг» был построен на верфи американской Филадельфии, а канонерская лодка «Кореец», сражавшаяся с ним бок о бок в Чемпульпинском бою, была спущена на воду в Швеции. И в России строили. Но здесь коррупция и воровство достигали немыслимых пределов. Листы обшивки новых миноносцев скреплялись деревянными втулками. Почему эскадра адмирала Рождественского так поздно пошла в поход? Да потому что только что построенный броненосец «Орел» через несколько дней затонул на рейде Кронштадта. Пока его подняли, пока осушили и устранили самые вопиющие недоделки, стало поздно.

В 1913 году накануне празднования 300-летия дома Романовых появилась колода игральных карт «Русский стиль», а на них – члены императорского дома и российской знати. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре (кстати, почему Церковь, да и сами Романовы не высказали ничего против? А потому что игра в карты не считалась среди них грехом) В Советской России игральные карты продолжали выпускать, все мы их видели. А началось все с идеи императрицы Александры Федоровны провести в Зимнем дворце костюмированный бал-маскарад, главной темой которого стали бы «допетровские времена». Мероприятие проходило 11 и 13 февраля 1903 года, его приурочили к празднованию 290-летия дома Романовых, дабы так почтить память предков, стоявших у истоков династии. Наряды для бала создавались по специальным эскизам художников с привлечением консультантов, и стоили целое состояние.

«1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2-е Тим 3 : 5)

Александра Федоровна и Николай II рассматривали бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора, продолжая традиции, завещанные славными предками рода Романовых далекого допетровского времени. Но внешнее благочестие сопровождалось жестокостью к собственному народу. Через полтора месяца после костюмированного бала, 26 марта 1903 года были расстреляны рабочие казённого Златоустовского завода, осмелившиеся «качать права». В результате погибли 45 человек (по официальным данным), а по данным газеты «Искра» в тот день было убито 69 человек. Ещё большее расхождение в числе раненых: 103 и 250. Но в любом случае, были бессудно убиты десятки безоружных людей. Это была предтеча «Кровавого воскресенья» 1905 года. И в 1905 году Командующий Санкт-Петербургским военным округом тоже не был ни осужден, ни отстранен от должности.

«1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиёт, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.» (Иак 5: 3)

Применение оружия против бастующих рабочих было и до 1903 года - вспомним Ригу 1899 года (9 убитых), «Обуховскую оборону» в Петербурге 1901 года (8 убитых) и Ростовскую стачку 1902 года (6 убитых). В 1903 году счёт убитых пошел уже на десятки, а в 1905 году – на сотни. Например, жертвами так называемого «Курловского расстрела» в Минске в 1905 году стали около 100 человек. Всё, что случилось со страной в начале века – это целиком и полностью «заслуга» самодержавной власти, которая рассматривала народ как бессловесную и бесправную скотину, диалог с которой был категорически неприемлем. Никто из царских ставленников «на местах» не понёс никакой ответственности за жертвы и прочие преступления против народа. И никто так долго и тщательно не готовил революционный взрыв, как сама власть, и никто кроме неё не подготовил столько сторонников революционного переустройства страны, как она сама.

Нужно упомянуть и расстрел киевских железнодорожников 23 июля 1903 года (8 убитых) и расстрелом рабочих в Екатеринославе (11 убитых). Использование армии против безоружных сограждан всегда являлось тягчайшим преступлением. Уфимский губернатор Богданович никакой ответственности не понес. И, отправляясь в Златоуст, он уже сознательно прихватил с собой роту солдат.

Пройдет тринадцать лет и генерал П.Н. Врангель напишет: «Одни из старших начальников, глубоко любя Родину и армию, жестоко страдали при виде роковых ошибок Государя, видели ту опасность, которая нарастала и искренне заблуждаясь, верили в возможность "дворцового переворота" и "бескровной революции"». Косное и высокомерное самодержавие, даже отменив крепостное право, продолжало считать народ лапотным быдлом, безропотным и терпеливым, расстреливая безоружных мирных людей. Причем это продолжалось десятилетиями - взять тот же Ленский расстрел в апреле 1912 года, когда было бессудно убито 170 рабочих.

«Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Осия 8: 7)

А началось всё с Ходынки. Это событие также называют «танцами на трупах». Через четыре дня после коронации на Ходынском поле, во время народных гуляний, должны были раздавать царские гостинцы. Московские власти не сумели организовать доставку и раздачу подарков. Историк Сергей Ольденбург писал: «Толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы за нею гнался огонь. Задние ряды напирали на передние: кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда опомнились, было уже поздно.»

Ходынское поле (около 1 кв. км), испещренное глубокими рвами, ямами, траншеями, сплошь в брустверах и заброшенных колодцах, было удобно для военных учений, а не для праздника с многотысячными толпами. После трагедии приказано было место расчистить и вернуть благоприятный вид. Когда еще не успели смыть кровь с земли и направить раненых по госпиталям, заиграл оркестр и зазвучали развеселые песни. По одной из версий, на поле погибло 1389 человек, около 1500 получили увечья. Жертвами давки стало около 4000 человек. Царь высказался, что это великая трагедия, но она не должна омрачать коронацию. На вечер того дня был назначен бал у французского посла. Пропустить бал император не мог, хотя многие советовали ему воздержаться. Другие же уговаривали не давать лишний повод усомниться в силе России и ее Государя в частности. Именно после этого он получил прозвище «Кровавый». Через день состоялся не менее роскошный бал, который дали родной дядя великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна. Пока люди искали или хоронили своих родных и близких, Николай участвовал в грандиозных торжествах. Общественность обвинила во всем великого князя Сергея Александровича, который был организатором, после чего он получил прозвище «князь Ходынский». Но император ограничился лишь отставками в полицейском ведомстве. Сергею Александровичу случившееся не простили. В 1905 году он погиб от бомбы эсера Ивана Каляева. Эта трагедия подвигла Елизавету Федоровну изменить жизнь и посвятить себя заботе о народе. Россия получила великую святую. Настоящее исключение из рода Романовых.

Владимир Гиляровский писал: «Ров, этот ужасный ров, эти страшные волчьи ямы полны трупами. Здесь главное место гибели. Многие из людей задохлись, ещё стоя в толпе, и упали уже мёртвыми под ноги бежавших сзади, другие погибли ещё с признаками жизни под ногами сотен людей, погибли раздавленными; были такие, которых душили в драке, около будочек, из-за узелков и кружек. Лежали передо мной женщины с вырванными косами, со скальпированной головой. Многие сотни! А сколько ещё было таких, кто не в силах был идти и умер по пути домой. Ведь после трупы находили на полях, в лесах, около дорог, за двадцать пять вёрст от Москвы, а сколько умерло в больницах и дома! ... Около того места, где я стоял ночью, была толпа казаков, полиции и народа. Оказывается, здесь находился довольно глубокий колодец со времён выставки, забитый досками и засыпанный землёй. Ночью от тяжести народа доски провалились, колодец набился доверху рухнувшими туда людьми из сплошной толпы, и когда наполнился телами, на нём уже стояли люди. Стояли и умирали. Всего было вынуто из колодца двадцать семь трупов»

Царь со своей семьей закончили жизнь именно так – в колодце, с переломами и невозможностью опознания. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» ( Галатам 6, 7). Эта трагедия не была случайностью. Споры о том, сам ли Государь написал отречение или это подделка, второстепенны. Никто не сомневается в его словах, записанных в тот день в своём дневнике: "Кругом измена, и трусость, и обман". Все события вокруг нас – это отражение нашей души. Все люди - наше зеркало. Кругом одни зеркала. Когда человек что-то говорит об окружающем мире или людях, то больше свидетельствует о себе. Трусость и измена – вот что было свойственно Императору. Александр Македонский на решающую битву выбирал воинов так: они вставали в шеренгу, и он давал пощечину: если человек бледнел, то царь его забраковывал. А если краснел, то брал. В дневниках Вырубовой, фрейлины императрицы, записано, что Николай бледнел, когда его оскорбляли. Да и во время событий Ходынки, по свидетельствам очевидцев, Император был бледен и подавлен.

Покойный Патриарх Алексий II: «Нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию». В книге епископа Варнавы (Беляева) «Тернистым путем к небу» описывается такой случай. «Прихожу к Алексею-затворнику, тот в заметном волнении: «Представьте себе, что отец Гавриил Великой Княгине [Елизавете Федоровне] сказал. Она спрашивала его про Распутина. И что же он сказал?! «Убить его, что паука: сорок грехов простится...». Приезжал Распутин со свитой – молодыми фрейлинами - в Саров и Дивеево. Сам он не решился войти к Прасковье Саровской и простоял на крыльце, а когда фрейлины вошли, то Прасковья Ивановна бросилась за ними с палкой, ругаясь: «Жеребца вам стоялого». Они только каблуками застучали». Описана его встреча с Иоанном Кронштадтским: «О. Иоанн спросил старца: «Как твоя фамилия?» И когда последний ответил: «Распутин», сказал: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе». Об этой истории спорят, но первые две несомненно правдивы.

Известно, что императрица Александра Федоровна презирала русское духовенство, называя членов Синода «животными», зато привечала при дворе разного рода магов, проводивших для императорской четы спиритические сеансы, и прочих шарлатанов. Она не изменяла Царю физически, но изменяла духовно. Потому что сам Царь изменял Христу: его религиозность «носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма» (Осипов А.Н.). Жена должна слушаться мужа. Вместо этого она устраивала истерики, которые Император, по свидетельствам очевидцев, не мог пресечь и сдавался. В первую очередь он должен был разобраться со своей женой, потому что если ты не можешь управлять своим домом, то как управлять страной? Если проанализировать мысли Императрицы о семейной жизни, то можно, конечно, найти и очень разумные вещи. Но есть и опасные благоглупости: «Ни одна жертва не покажется мужу слишком большой ради любимой» Христос должен быть на первом месте. Христос! Вот ради Него можно жертвовать всем. На втором месте у мужчины – он сам. И только на третьем – жена. А вот жена как раз должна уметь пожертвовать всем ради мужа. Муж у нее должен быть на первом месте. Или: «Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. Неважно, чья это вина» Но как Бог не просит у нас прощения, так и муж не должен просить прощения. Только исповедаться священнику. Чем заканчиваются просьбы мужчины о прощении у женщины, все прекрасно знают. А тем более, если вины на нем нет. Скоро он будет постоянно виноватым. Или другое: «Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают всё» Но притираться, приспосабливаться в браке должна женщина. А мужчина приспосабливается к Богу, к Его заповедям. А уж «вечные и безнадежные конфликты», которые женщина имеет наглость поддерживать, свидетельствует об отсутствии ее уважения к мужчине и желания уступать.

«3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.» (1 Петр. 3:3-5)

Царь отстреливал для развлечения ворон. Животных убивать можно только если они представляют опасность или для еды – для еды, а не для развлечения знати на охоте, когда животные забивались десятками. Да даже если вороны мешали, то для этого есть специально обученные люди. «Блажен иже и скоты милует».

Церковь прославила его не за праведную жизнь, а как страстотерпца. Жизнь у него была не такова, чтобы ей можно было подражать, что было открыто признано и на соборе 2000 года. Разбойник, висевший рядом со Христом, попал в Царствие Небесное. То есть он свят. И в некоторых храмах нарисован в алтаре. Но мы же не берем пример с его жизни, а только с его смерти. Император тасовал министров непрестанно, а своих родственников убрать с хлебных должностей по обеспечению армии вооружением и амуницией не смог. И сколько из-за этого простых русских солдат погибло? Уж побольше, чем тот разбойник убил.

Архиерейский собор РПЦЗ в 1981 году уже признал «полноценными» мучениками всю царскую семью и даже ее слуг, среди которых был католик камердинер Алоизий Трупп и лютеранка Екатерина Шнейдер, погибшая не с царской семьей, а двумя месяцами позже в Перми. Других примеров канонизации католиков и протестантов православной церковью история не знает. «Никто из ныне канонизированных святых новомучеников российских - патриарх Тихон, митрополит Вениамин Санкт-Петербургский, архиепископ Фаддей (Успенский), митрополит Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов), тот же Илларион Троицкий - не назвал царя святым страстотерпцем. А ведь могли бы. Более того, в решении Святейшего синода по поводу отречения государя не выражено ни малейшего сожаления» (проф. А.Н. Осипов). Канонизация царской семьи была условием воссоединения РПЦ и РПЦЗ. Но сам первый предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) не помышлял о канонизации царя, считая его трагическую гибель расплатой за «грехи династии», представители которой «безумно провозгласили себя главою Церкви».

Почитание Царя вырождается среди некоторых в ересь царебожия или ересь «царя-искупителя». Мы все получаем заслуженные наказания. Только Христос не заслужил. Когда некоторые призывают всех каяться за убийство Царя, то это не по адресу: мы Царя не убивали. Но и извинения тогда должны быть обоюдными – как в Прощенное воскресенье. Романовы сотни лет издевались над народом, а покаяние - делом - принесли лишь двое: Великая княгиня Елизавета Федоровна и императрица Мария Александровна, про которую газеты написали: «Угасла жизнь Печальницы русского народа, поставившей задачею своего земного существования облегчение участи несчастных». Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что дочери Царя вели деятельность сестёр милосердия во время войны.

Ведомство учреждений императрицы Марии занималось организацией приютов «для призрения детей бедных родителей», чтобы у матерей имелась возможность уходить на работу. В 1873 г. в Российской империи насчитывалось уже 106 приютов, призревавших более 13 тыс. детей. В 1880-1881 гг. было создано Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. Всего императрица патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Она учредила открытые всесословные гимназии, названных впоследствии в ее честь Мариинскими. Занималась народными и ремесленными школами. Принимала участие в заседаниях крестьянского Комитета и высказывалась за скорейшее освобождение крестьян. Заботилась о православных паломниках в Святой земле, где на ее средства была выстроена больница, и о женском образовании для православных палестинцев.

«Раздерите сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь ко Господу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?» (Иоил. 2, 13-14).

В житии преп. Гавриила (Зырянова) описано, как он, будучи монахом, влюбился. Страсть была неимоверной, и он молился об избавлении от нее. Был избавлен в итоге, но ему было сказано в видении: "Если бы потерпел, то получил бы мученический венец". Потом он все равно венец заработал - съел грузди, замаринованные по ошибке в чистой уксусной эссенции. Сжёг горло, пищевод и желудок, почти не мог есть и пить. 5 лет лежал на кровати. Наш президент Владимир Владимирович не справился с семейными проблемами. Он проиграл страсти. Как и многие наши мужчины. Он такой же, как мы. Плоть от плоти. Малая церковь разрушена. Поэтому он ничего не может поменять. И не хочет. Выступая 21 апреля 2021 с обращением к Федеральному собранию, президент России В.В. Путин потребовал обустроить процесс взыскания алиментов так, чтобы это не требовало больших усилий от «мамы с малышом» (именно так охарактеризовал пострадавшую сторону). Это напоминает отрубание бород Петром у бояр.

«Дайте мне одно поколение хороших матерей-христианок, и я изменю мир!» (Св. Иоанн Златоуст)

Разве не позор и кощунство, когда до сих пор станция метро «Войковская» носит имя палача и садиста Войкова – участника убийства царской семьи, который даже после расстрела протыкал штыками несчастных раненых дочерей царя? Агенту иностранных спецслужб, содомиту, изуверу и палачу Ленину не место не только на красной Площади, но и в российской земле, которую он так люто ненавидел. Православная (?) Россия живет по его демоническим законам. И в это время пастыри рассуждают о цело-мудрии. А впору говорить о почти всеобщей шизофрении и расщеплении личности. «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие» (Мф. 9:17) Если Патриарх и Президент не хотят или не могут, то Господь изберет себе других. Нет Его воли на то, чтобы Россия погибла.

«И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твоё над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдёт Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождём народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» (1 Цар. 13:13-14)

14.01.2000 отошла ко Господу блаженная схимонахиня Мария (Матукасова). Старица, схимница, блаженная, юродивая, прозорливица - так называли ее при жизни. Как-то отец Кирилл (Павлов) (†20.02.2017), духовник Троице-Сергиевой Лавры, спросил ее: «Что нас ждёт впереди?» Она ответила: «Вода, песок, глина... Кирпичики лепят, кирпичик к кирпичику подгоняют, печка русская - тепло-тепло... Хлеба, булок много...». Тогда спросили ее: «Может, нам консервами запастись?». «Молитвой запасайтесь!» - ответила она. Не раз говорила, что на короткое время Господь даст нам Царя. Сам себя никто не может возвышать, иначе унижен будет. Должно быть, как в 151-м псалме: «Сам Госпо́дь, Сам услы́шит. Сам посла́ Ангела Своего́, и взят мя от ове́ц отца́ моего́, и пома́за мя еле́ем пома́зания своего́» Не ставят светильник под кровать или под сосуд. Если это действительно светильник. Искушенный страстями, но победивший.

Одной из самых недооцененных форм проповеди, самосовершенствования и влияния на жизнь страны является Великорецкий крестный ход, в котором ежегодно участвует несколько десятков тысяч человек. В 2001 году, приехавший изучать Россию американский профессор богословия, протестант, по предложению одного из наших священников согласился участвовать в этом крестном ходу. Через 3 дня пути, выходя каждый день в три утра, пройдя 90 километров с молящимся православным русским народом, Ларри Холмс после утренней литургии в селе Великорецком крестился в Православие прямо в реке Великой. За три дня он понял то, чего не понимал всю сознательную жизнь, увидев теперь в Православии истинную апостольскую Церковь через призму Великорецкого крестного хода - Ту Самую Церковь. Вот он написал потом: «Соборность сама по себе не является целью. И русские не ищут страданий из-за любви к страданиям. Для русских этот крестный ход и их православная вера во славу Господа, их путешествие в Великорецкое - это акт особого покаяния для очищения их души. Бог освящает человека, а через человека Господь освящает природу - творение. Сама природа, таким образом, становится священной. В результате не только человеческое тело, но и машина, дом, земля могут быть освящены через человека Господом. И сама Россия через это очищение души и "обожение" и остается святой. Крестный ход - еще одна попытка сохранить Россию как святое место в этом мире и за пределами его, утвердиться в мысли, что Господь не оставит Россию.» Причем, такой мощный эффект достигается именно при паломничестве на Великую. По свидетельству многих наших сыктывкарских крестоходцев, только здесь они понял, что такое настоящее Православие. Наш Свято-Стефановский пока сравниться не может в этом смысле. Если в обычной жизни наказание за грех бывает отодвинуто по времени, то в Великорецком крестном ходу наказание происходит почти мгновенно. Как и исцеление после молитв. Сугубая благодать. Господь протирает «тусклое стекло», всё становится ясным и понятным.

Как можно понимать Православие и русский народ, не побывав в Великорецком крестном ходе? Не зря один из приделов собора Покрова на Рву - храма Василия Блаженного - по указу царя Ивана Грозного был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Однажды ВРИО губернатора Кировской области шел один переход до Макарья, 6 километров. Но этот короткий отрезок в солнечную погоду ничего особо в плане понимания сущности хода не даёт. Только если посмотреть на народ, впечатлиться количеством. А чтобы что-то действительно понять, руководитель должен пройти хотя бы второй день. Даже в сухую погоду это очень непросто. А по-хорошему - весь путь. Чтобы осознать, прочувствовать, как живет, чем дышит собственный народ, как всё достается. Оторвана от народа наша власть. Подзабыли сами, откуда взялись. «Земля и в землю отыдеши…» Превратились некоторые из них вместе с частью епископов опять в дворян, «страшно далеких от народа». Ждут, когда Господь унизит их.

Как евреям пришлось ходить 40 лет по пустыни в посте (который не выдерживали) и молитве (от который уклонялись в язычество) – до приобретения нужного духовного состояния. Пока от памяти о египетском рабстве не избавились. Так и нам нужно ходить и молиться. Им дан был медный змей, чтобы они смотрели на него и не умирали после укусов змей, а у нас есть Христос. «Ещё на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Ин. 12: 35) «Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении» (Евр 11:30) Но именно верою. И это не сказка, а рецепт побед над злом. О том, что Россия спасется Крестными ходами, говорили и преподобный Серафим Саровский, и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и старец Николай Гурьянов.

«Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха;
но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас» (Ин 9:41)

Аминь.




Список литературы:

1. Журнал «Огонёк» № 36. 2013. С. 22.
2. Перевезенцев С.В., «Русский мир: Очерки истории с древнейших времен до наших дней»
3. Знаменский П. Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II // Православный Собеседник. 1875, февраль. с. 106
4. Евгений Поселянин. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. М., 1998, сс. 95 и 118.
5. Материалы по статистике Петрограда и Петроградской губернии. Вып. 5. Пг., 1921. С. 26
6. Население СССР за 70 лет. М., 1988. С. 86; Материалы по статистике Петрограда и Петроградской губернии. Вып. 5. С. 26.
7. Статистическое обозрение. 1929. № 3. С. 104.
8. Ленин В.И. К международному дню работниц. Полн. собр. соч. Т.25 – М., 1926;1927.
9. Голод С. И. Изучение половой морали в 20-е годы // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 152–155; Араловец Н. А. Городская семья в России. 1897–1926. Историко-демографический аспект. М., 2003. С. 127.
10. Д. В. Цветаев. Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве.
11. И. М. Снегирев. Лютеранские и реформатские церкви в Москве
12. Солоневич И.Л. Народная монархия / Отв. ред. О.Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - с. 501-504, 557, 560, 563.
13. Святитель Николай Сербский. Сербскому народы - из окна темницы // Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог. Пер. С. Фонова. Том 8. - М.: Паломник, 2010, с. 383-384.
14. Там же, с. 384
15. Добросмыслов А.И. указ. соч. С. 164.


Часть 1
Часть 2

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку