Касимов. Татарское ханство земли Мещерской. |
Преамбула. Праздники, начинающиеся в нашей семье 25-го декабря, перевалив новогодний рубеж, уже грозили превратиться в один сплошной праздник - обжорства, бо как состав гостей мало того, что менялся качественно, с каждым днем прирастал количественно. Чтоб хоть как-то оторвать себя от стола и мангала, в один из дней (уж и не вспомню какой) решили с Магистром сбежать ото всех под предлогом осмотра окрестностей Рязанской губернии, километров эдак на 200 восточнее нашего Простоквашина Старожилова. Касимов давно меня интересовал своей историей, но вот как-то все карты не складывались, летом времени жалко, а зимой из МСК не выберешься специально. Итак, местный Дранг нах Остен.
Годом рождения города принято считать 1152 г., когда сюда, в Городец-Мещерский , прибыл со своей дружиной Юрий Долгорукий (вот ведь вездесущий). Целью сего визита была постройка новых крепостей и посему Городец-Мещерский обнесли рвом, валом, деревянной стеной. В конце XIV века город был полностью уничтожен татаро-монголами и тогда его перенесли на новое место, более выгодное с фортификационной точки зрения, чуть выше по течению Оки. На этом месте и по сей день находится современный Касимов.
Вскоре Городец был присоединен к Московскому княжеству. И стоять бы ему в одном ряду с другими русскими городами, но история распорядилась иначе. В середине XV века в результате семейной борьбы за ханский трон из Казани в Москву драпают два молодых царевича – Касим и Якуб. Касим поступает на военную службу и столь преуспел в ней, что царь Василий дарит беглому татарину Городец – Мещерский со всей округой, населенной мещерой, мордвой и отчасти татарами. Еще при жизни Касима за Городцом приживается новое название – Касимов-град. При хане (1467 г.) в городе построили мечеть с минаретом на месте, которое называлось Татарская горка. Здание самой мечети впоследствии неоднократно перестраивали, а минарет со смотровой площадкой сохранился до наших дней практически без изменений. Ханская мечеть по сей день является символом Касимова, в ней располагается краеведческий музей города.
Касимовские татары были всегда в авангарде борьбы против своих этнических братьев: и во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году, закончившимся её взятием, и спустя два года ликвидировали мятеж в Казани, а спустя три года воевали против Ливонии. Последним из татар владетельным лицом в Казани была Фатима-султан. После её смерти, в 1681 году, отдельное Касимовское царство перестало существовать.
Со времен преемников Касима сохранилось два текие (мавзолея) – Шах-али-хана (XVI в.) и Авган-Мухаммед-султана (XVII в.). Простые четырехугольные строения лишены всяческих архитектурных ихысков. Единственными украшениями являются лишь каменные плиты с надписями из Корана на арабском языке, в профилированной рамке над входом в текие.
В городе есть еще одна мечеть, действующая. Она была построена в 1906 году на средства Наматуллы Дуймакаева, о чем собсна и сообщает мемориальная доска, установленная к 100-летию мечети. Эта мечеть была восстановлена усилиями местной общины, созданной еще в начале 90-х годах.
В 1570-73 гг. касимовским ханом был Саин-Булат, потомок ханов Золотой Орды, правнук золотоордынского хана Ахмеда, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Он в 1573 г. крестился и получил имя Симеона, после чего должен был оставить Касимов (управлять Касимовым мог только мусульманин). Вошел в российскую историю по дальнейшему зигзагу своей судьбы. Итак, Симеон Бекбулатович — касимовский хан в течение 3-4 лет, затем номинальный Великий князь. Вместе с отцом Бекбулатом перешел на службу к Ивану Грозному. Участвовал в Ливонских походах 70-х гг. XVI века. Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был коронован и стал называться Великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на "удел" Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. "Политический маскарад" (по Ключевскому), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснен не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год "московскому царю смерть", необходимость усиления террора и др., а также ''забавы, мол, Грозного'') не доказано и не опровергнуто. Через 11 месяцев Симеон получил в удел земли в Твери, лишившись своего титула царя всея Руси, а Иван Грозный снова стал царем. Земельные владения Симеон потерял при царе Борисе Федоровиче Годунове. В 1606 году был пострижен в монахи под именем Стефана и отправлен в Соловки. Есть сведения, что он был ослеплен (отравленным вином). Умер в 1616 году в Москве и похоронен в Симоновом монастыре.
Рубрики: | Родом из России//Рязань - 62 RUS/ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Ответ на комментарий Ka-3
Исходное сообщение Ka-3
С экскурсией, с Рахматуллиным.
Ответ на комментарий Ka-3
Исходное сообщение Ka-3
... и информация )).
Исходное сообщение kovalaris
Татьяна_Кириллова, сурьезная техника отказалась работать на морозе, аккумуляторы забыла зарядить). Поэтому все снимки сделаны простой цифромыльницей Canon Powershot A650. Но я её люблю))
Ответ на комментарий Fyodor
Исходное сообщение Fyodor
а я там бухал как-то)))
Ответ на комментарий Ka-3
Вот этому и завидую. такие самородки встречаются. Я до сих пор под впечатлением вспоминаю нашего гида в Суздале. Простой пожилой дядько, говорящий на французском, английском, суахили и языках группы банту)Ответ на комментарий Светило_Енлиуины
kovalaris, зеркалку не хочу, мне надо что-нибудь карманное )) Вот на Никон смотрю, говорят, цвета лучше, чем у Кэнона.Исходное сообщение kovalaris
Такое странное ощущение было, когда вдруг встречаешь символ магометанской веры в исконно русском патриархальном городишке.
Ответ на комментарий Ka-3
Исходное сообщение Ka-3
А символ магометанской веры у меня и в Москве странное ощущение вызывает, особенно размах расширяющейся в родном районе мечети и высота её новых минаретов.
Ответ на комментарий Светило_Енлиуины
kovalaris, вот-вот, мне надо с ручными настройками, стабилизатором. А у тебя видоискатель есть? А то на солнце ничего на экране не видно. Я уже выбрала сегодня было модельку в инете, так в моём крае нет, надо в Прагу ехать. Может, в России куплю )Исходное сообщение kovalaris
Татьяна_Кириллова, да, с видоискателем. Я по привычке от зеркалки вообще на поворотный экран забываю смотреть)). Не знаю насчет МСК, у нас все это дело дороже на порядок, чем в Евросоюзе.
Исходное сообщение kovalaris
Татьяна_Кириллова, возможно. Я "трубу 200-кратную" для Никона в Италии за 230 евро брала. У нас она почти 700 баксов.
Исходное сообщение kovalaris
Не, к этому я отношусь спокойно.
Исходное сообщение kovalaris
...удивительно, что не поуничтожали.
Ответ на комментарий Ka-3
Исходное сообщение Ka-3
А вот жители проспекта Мира, Гиляровского, Щепкина, Олимпийского будут вынуждены либо принять магометанство, либо...
Исходное сообщение kovalaris:))) Да уж
Представила жителей означенных территорий массово перекрещивающихся в магометанство...Не получилось.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |