-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светило_Енлиуины

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.03.2008
Записей: 3653
Комментариев: 166821
Написано: 321001


Касимов. Татарское ханство земли Мещерской.

Пятница, 09 Января 2009 г. 20:24 + в цитатник

   Преамбула.  Праздники, начинающиеся в нашей семье 25-го декабря, перевалив новогодний рубеж, уже грозили превратиться в один сплошной праздник - обжорства, бо как состав гостей мало того, что менялся качественно, с каждым днем прирастал количественно.  Чтоб хоть как-то оторвать себя от стола и мангала, в один из дней (уж и не вспомню какой) решили с Магистром сбежать ото всех под предлогом осмотра окрестностей Рязанской губернии, километров эдак на 200 восточнее нашего Простоквашина Старожилова. Касимов давно меня интересовал своей историей, но вот как-то все карты не складывались, летом времени жалко, а зимой из МСК не выберешься специально. Итак,  местный Дранг нах Остен.

  Годом рождения города принято считать 1152 г., когда сюда,  в Городец-Мещерский , прибыл со своей дружиной Юрий Долгорукий (вот ведь вездесущий). Целью сего визита была постройка новых крепостей и посему Городец-Мещерский обнесли рвом, валом, деревянной стеной. В конце XIV века город был полностью уничтожен татаро-монголами и тогда его перенесли на новое место,  более выгодное с  фортификационной точки  зрения, чуть выше по течению Оки. На этом месте и по сей день находится современный Касимов.

   Вскоре Городец был присоединен к Московскому княжеству. И стоять бы ему в одном ряду с другими русскими городами, но история распорядилась иначе. В середине XV века в результате семейной борьбы за ханский трон из Казани в Москву драпают два молодых царевича – Касим и Якуб.  Касим поступает на военную службу и столь преуспел в ней,  что царь Василий дарит беглому татарину Городец – Мещерский со всей округой, населенной мещерой, мордвой и отчасти татарами. Еще при жизни Касима за Городцом  приживается новое название – Касимов-град. При хане (1467 г.) в городе построили мечеть с минаретом на месте, которое называлось Татарская горка. Здание самой мечети впоследствии неоднократно перестраивали, а минарет со смотровой площадкой сохранился до наших дней практически без изменений.  Ханская мечеть по сей день является символом Касимова, в ней располагается краеведческий музей города.



Касимовские татары были всегда в авангарде борьбы против своих этнических братьев:  и во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году, закончившимся её взятием, и спустя два года ликвидировали мятеж в Казани, а спустя три года воевали против Ливонии. Последним из татар владетельным лицом в Казани была Фатима-султан. После её смерти, в 1681 году, отдельное Касимовское царство перестало существовать.

  Со времен преемников Касима  сохранилось два текие (мавзолея) – Шах-али-хана (XVI в.) и Авган-Мухаммед-султана (XVII в.). Простые четырехугольные строения лишены всяческих архитектурных ихысков. Единственными  украшениями являются лишь каменные плиты с надписями из Корана на арабском языке, в профилированной рамке над входом в текие.

В городе есть еще одна мечеть, действующая. Она была построена в 1906 году на средства Наматуллы Дуймакаева, о чем собсна и сообщает мемориальная доска, установленная к 100-летию мечети. Эта мечеть была восстановлена усилиями местной общины, созданной еще в начале 90-х годах.

  В 1570-73 гг. касимовским ханом был Саин-Булат, потомок ханов Золотой Орды, правнук золотоордынского хана Ахмеда, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Он в 1573 г. крестился и получил имя Симеона, после чего должен был оставить Касимов (управлять Касимовым мог только мусульманин). Вошел в российскую историю по дальнейшему зигзагу своей судьбы. Итак, Симеон Бекбулатович  — касимовский хан в течение 3-4 лет, затем номинальный Великий князь. Вместе с отцом Бекбулатом перешел на службу к Ивану Грозному. Участвовал в Ливонских походах 70-х гг. XVI века. Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был коронован и стал называться Великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на "удел" Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. "Политический маскарад" (по Ключевскому), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснен не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год "московскому царю смерть", необходимость усиления террора и др., а также ''забавы, мол, Грозного'') не доказано и не опровергнуто. Через 11 месяцев Симеон получил в удел земли в Твери, лишившись своего титула царя всея Руси, а Иван Грозный снова стал царем. Земельные владения Симеон потерял при царе Борисе Федоровиче Годунове. В 1606 году был пострижен в монахи под именем Стефана и отправлен в Соловки. Есть сведения, что он был ослеплен (отравленным вином). Умер в 1616 году в Москве и похоронен в Симоновом монастыре.

Продолжение >>>

Рубрики:  Родом из России//Рязань - 62 RUS/
Метки:  

Ka-3   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:00 (ссылка)
Вот ведь бывает же... 31-1 планирую (если ничего не случится, тьфу-тьфу-тьфу) 2х дневную поездку в... Касимов. С экскурсией, с Рахматуллиным. Надо, думаю, подготовиться как следует, энциклопедии почитать, а тут тааакой подарочек, с картинками :)))) Жду продолжения!
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Ka-3

Исходное сообщение Ka-3
С экскурсией, с Рахматуллиным.

С тем самым? Ох, завидую белой завистью...
Ответить С цитатой В цитатник
Ka-3   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:08 (ссылка)
kovalaris, ты и без Рахматуллина справилась: и впечатления, и информация )).
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:11 (ссылка)
Ka-3, не. Я чего-то заочно влюбилась в этого дядьку по твоим отзывам)
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Кириллова   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:15 (ссылка)
kovalaris, красивенько )) Чем фотографируешь?
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Ka-3

Исходное сообщение Ka-3
... и информация )).

Ну дык я и говорю, что давно к Касимову подбиралась, основательно так.
Такое странное ощущение было, когда вдруг встречаешь символ магометанской веры в исконно русском патриархальном городишке. У меня, пожалуй, такое же ощущение было только в Казани, когда чуть ли не за каждым углом видишь православные церкви. Ну все знаю, и историю и бла-бла-бла. А вот визуально все равно стопорит. Переформатирование какое-то))
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:18 (ссылка)
Татьяна_Кириллова, сурьезная техника отказалась работать на морозе, аккумуляторы забыла зарядить). Поэтому все снимки сделаны простой цифромыльницей Canon Powershot A650. Но я её люблю))
Ответить С цитатой В цитатник
Fyodor   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:19 (ссылка)
а я там бухал как-то)))
Ответить С цитатой В цитатник
Ka-3   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:20 (ссылка)
kovalaris, дядька да, как минимум - необычный :)
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Кириллова   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:21 (ссылка)
Исходное сообщение kovalaris
Татьяна_Кириллова, сурьезная техника отказалась работать на морозе, аккумуляторы забыла зарядить). Поэтому все снимки сделаны простой цифромыльницей Canon Powershot A650. Но я её люблю))

А ты московскую ёлку в темноте ей же снимала? Там ручные установки выдержки и диафрагмы есть?
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:24 (ссылка)
Татьяна_Кириллова, ага, и московскую им же. Он у меня сумочный житель. Ручные настройки есть, только мне лень возиться, снимаю на автомате. С ручными люблю на зеркалке колдовать. А в этом Кэноне ночная съемка относительно неплохая и макро достойного качества.
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Fyodor

Исходное сообщение Fyodor
а я там бухал как-то)))

Что собственно и не удивительно)) (вспомнила наше знакомство в дневе у Heler)
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Ka-3

Вот этому и завидую. такие самородки встречаются. Я до сих пор под впечатлением вспоминаю нашего гида в Суздале. Простой пожилой дядько, говорящий на французском, английском, суахили и языках группы банту)
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Кириллова   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:29 (ссылка)

Ответ на комментарий Светило_Енлиуины

kovalaris, зеркалку не хочу, мне надо что-нибудь карманное )) Вот на Никон смотрю, говорят, цвета лучше, чем у Кэнона.
Ответить С цитатой В цитатник
Ka-3   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:33 (ссылка)
Исходное сообщение kovalaris
Такое странное ощущение было, когда вдруг встречаешь символ магометанской веры в исконно русском патриархальном городишке.

Ну у нас на определенных территориях с татарами спорный вопрос, кто поисконнее будет )). А символ магометанской веры у меня и в Москве странное ощущение вызывает, особенно размах расширяющейся в родном районе мечети и высота её новых минаретов.
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:35 (ссылка)
Татьяна_Кириллова, ну как сказать...У меня зеркалка Никон, но в отношении карманных все равно предпочтение отдаю Кэнону. Может просто сила привычки, до этого был Canon Powershot A610, пока дети не угробили. Долго выбирала новый, к разным примеривалась, но Кэнон выиграл). К тому же этот, нонешний, тоже не хала-бала (около 500 уе), а маточный выпуск с кучей настроек, стабилизатором. Это уже на его основе более слабую серию забабахали.
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Ka-3

Исходное сообщение Ka-3
А символ магометанской веры у меня и в Москве странное ощущение вызывает, особенно размах расширяющейся в родном районе мечети и высота её новых минаретов.

Не, к этому я отношусь спокойно. Все ж таки столица многоконфессионального государства. Вот я в Питере лажанулась по этому поводу (призабыла, что сей град был столицей Российской империи))).
А в Касимове, хоть и знаю историю города, все равно выглядит необычно. Такая улочка а-ля "лютики-цветочки у меня в садочке" и вдруг минарет и полумесяц...удивительно, что не поуничтожали.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Кириллова   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Светило_Енлиуины

kovalaris, вот-вот, мне надо с ручными настройками, стабилизатором. А у тебя видоискатель есть? А то на солнце ничего на экране не видно. Я уже выбрала сегодня было модельку в инете, так в моём крае нет, надо в Прагу ехать. Может, в России куплю )
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:47 (ссылка)
Татьяна_Кириллова, да, с видоискателем. Я по привычке от зеркалки вообще на поворотный экран забываю смотреть)). Не знаю насчет МСК, у нас все это дело дороже на порядок, чем в Евросоюзе.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Кириллова   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:53 (ссылка)
Исходное сообщение kovalaris
Татьяна_Кириллова, да, с видоискателем. Я по привычке от зеркалки вообще на поворотный экран забываю смотреть)). Не знаю насчет МСК, у нас все это дело дороже на порядок, чем в Евросоюзе.

На порядок - это в 10 раз. Не может быть! Я в инете смотрела - в Москве дешевле, чем в Чехии. Может, в Неметчине и дешевле, но я ихний китайский не понимаю ))
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:55 (ссылка)
Татьяна_Кириллова, возможно. Я "трубу 200-кратную" для Никона в Италии за 230 евро брала. У нас она почти 700 баксов.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Кириллова   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 21:58 (ссылка)
Исходное сообщение kovalaris
Татьяна_Кириллова, возможно. Я "трубу 200-кратную" для Никона в Италии за 230 евро брала. У нас она почти 700 баксов.

Надо тогда в какой-нибудь немецкий поисковик залезть, там английский вариант сайта тоже должен быть )
Ответить С цитатой В цитатник
Ka-3   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 22:02 (ссылка)
Исходное сообщение kovalaris
Не, к этому я отношусь спокойно.

Ну, ты же их не услышишь, наверное. А вот жители проспекта Мира, Гиляровского, Щепкина, Олимпийского будут вынуждены либо принять магометанство, либо... Раньше мечеть "молчала", а теперь вроде "запоет". В Стамбуле или там в Аланьях с Хамамметами я к этому относилась спокойно, даже прикольно было.
Исходное сообщение kovalaris
...удивительно, что не поуничтожали.

Ну не под корень же всё свели при советах, в татарском городе одну мечеть потерпели :). В Греции, кстати, турецкие мечети не снесли, а приспособили под музеи, в основном. А население на 98% православное, могло бы из мстительных побуждений разнести всё по камню. Правда, полумесяцы поснимали.
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 22:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Ka-3

Исходное сообщение Ka-3
А вот жители проспекта Мира, Гиляровского, Щепкина, Олимпийского будут вынуждены либо принять магометанство, либо...

Представила жителей означенных территорий массово перекрещивающихся в магометанство...Не получилось.
Ответить С цитатой В цитатник
Aego   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 22:12 (ссылка)
Класс, кстати чем-то она на старые хрестьянские храмы похожа.
Ответить С цитатой В цитатник
Bastet33   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 22:22 (ссылка)
Странновато мечеть смотрится. У нас и новоделы, и старинная выглядят иначе.
Правда, таких старых, чтоб аж с 14 в. у нас нет. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Ka-3   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 22:27 (ссылка)
Исходное сообщение kovalaris
Представила жителей означенных территорий массово перекрещивающихся в магометанство...Не получилось.
:))) Да уж
А вот православные татары, интересно, это разрозненные случаи или компактные территориальные общины?
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 22:31 (ссылка)
Ka-3, ооо, крящены (татары-христиане) это отдельный пласт истории. На территории рязанщины их достаточно много. Часто "перекрещивались" из-за материальных благ, которые были доступны на Руси только православным.
Ответить С цитатой В цитатник
Светило_Енлиуины   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 22:31 (ссылка)
Bastet33, ага. Очень на Булгар похоже. Сама мечеть перестраивалась не единожды, внизу только первоначальная кладка. А вот минарет вообще без изменений. Жаль зимой закрыта его смотровая площадка. летом поеду еще раз, красоты там потрясающие. Такие виды на Оку и мещерские леса.
Ответить С цитатой В цитатник
Fyodor   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2009 г. 22:36 (ссылка)
kovalaris, люблю Рязань и ее окрестности!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку