Мои "Петербургские тайны" |
После встреч, застолий, речных прогулок нас каким-то непостижимым образом занесло на Заячий остров. Честно сказать, сейчас даже и не вспомню, чья это была идея и зачем мы туда устремились . А, вот! вроде хотели на пляж попасть, бо как оттуда потрясающей красоты панорамные виды города. На пляж нас не пустили, так как готовился какой-то фестиваль воздухоплавания, билет на который стоил писсот целковых. Да сдались они на задаром. Потопали прогуляться по Петропавловке, слабо понимая зачем нам это нужно. Организьм нестерпимо требовал места, где можно плюхнуть тушку и продолжить пивовозлияние и общение (сложноватенько общаться в движении, поэтому мы самопроизвольно разбивались на две-три стайки, состав которых периодически менялся по всему маршруту) . Вобщем, цель обозначена, все устремились к её осуществлению.
Бац! У меня так называемый культурный шок . Из-за деревьев на меня смотрит мечеть. И не какая-нибудь простая мечеть, а самая что ни есть тимуридской постройки, будто я не в "сердце северных гор", а в Самарканде.
Тут я и начала мучить своих спутниц-петербурженок, что мол она тут делает. Мариша-Суслик сказала, что это старая мечеть, с дореволюционных времен. И что есть еще и буддийский дацан. Ха, думаю, в Москве нет, а тут есть и продолжаю донимать дурацкими расспросами.
Мдя... Надо же было так облажаться (видать сказались пивные инъекции на мозговой спобности). Эх, Семен Семеныч! Ну где же еще быть Собороной Мечети, как ни в столице Российской Империи. Сразу все становится на свои места.
Принимая во внимание, что Петербург был столицей Российской Империи, в которой количество проживающих мусульман в начале 20-го века в самой России составляло 18 млн человек, а с Бухарой и Хивой и все 31 млн. человек, вопрос о строительстве соборной мечети в столице Империи становился неизбежным. Строительство большого монументального культового здания требовало значительных средств. Необходимо было организовать сбор добровольных пожертвований по всей Империи. Однако, несмотря на неоднократные обращения Оренбургского магометанского собрания и Петербургских мусульман, министерство иностранных дел лишь в 1906 году разрешило учредить особый комитет уполномоченных лиц по сбору средств в сумме 750 тыс. рублей в течение 10 лет. Значительные средства (312 тыс. рублей) на покупку земли под строительство и само строительство были пожертвованы Эмиром Бухарским. Возможно такая щедрость со стороны Туркестанского правителя и предопределила внешний облик будущей мечети.
Под патронажем самого Эмира был проведён архитектурный конкурс. Требовалось соорудить мечеть в два яруса, с хором, со строгим внутренним убранством, с дополнительным подвальным помещением для размещения верующих во время ежегодных мусульманских праздников. Всего было рассмотрено 45 проектов, из которых первые места получили работы М.С. Лялевича, М.М. Перетятковича и Н.В. Васильева. Проект последнего был рекомендован комиссией судей для строительства. Васильев предлагал за образец взять мавзолей
Именно это сходство с Гур-Эмир и поразило меня, но тогда я еще не знала подробностей строительства мечети. А теперь посмотрите сами на Самаркандский прототип.
Рубрики: | Родом из России//Петра творенье.../ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |