-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Rosinka2012

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.02.2012
Записей: 12821
Комментариев: 108
Написано: 13927


Самая красивая и трагическая история любви советского кинематографа

Воскресенье, 30 Июня 2019 г. 20:03 + в цитатник
Цитата сообщения День_рождения_любви Самая красивая и трагическая история любви советского кинематографа

002-42 (700x430, 77Kb)
За несколько минут до гибели жены он проснулся от страшного сна - а вскоре узнал, что ночной кошмар случился наяву.

Ранним июльским утром 1979 года, у Элема Климова, режиссера легендарного фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», в нелепой автокатастрофе на Ленинградском шоссе погибла его жена. Самый близкий и родной человек. Накануне, отправляясь на выбор натуры для съемок, она попрощалась со всеми, кроме мужа и шестилетнего сына Антона. Так окончилась самая красивая и самая трагическая история любви в советском кинематографе. «Волга», в которой ехала съемочная группа во главе с Ларисой Шепитько, врезалась во встречный грузовик. Муж Ларисы Элем Климов так до конца жизни и не смирился с утратой.

«Ты помнишь, как все начиналось…»



Лариса Шепитько

Лариса Шепитько была самой красивой студенткой ВГИКа. За девушкой, с внешностью которой, казалось, следовало бы пойти на актерский факультет, а она почему-то выбрала для себя жесткую мужскую профессию - режиссуру, пытались ухаживать и студенты, и преподаватели. У нее даже не хотели принимать документы в институт, рекомендуя стать актрисой. Но она все-таки стала студенткой курса Александра Довженко. Мастер опекал ее совершенно по-отечески.


Лариса Шепитько в молодости


Красавица Лариса Шепитько несколько раз снялась в кино, но предпочла остаться по другую сторону камеры. Кадр из фильма «Таврия», 1959 г.



Элем Климов

Элем Климов появился в институте года на три позже и он был старше Ларисы на пять лет. К тому времени он успел окончить авиационный институт и поработать инженером-конструктором на заводе. Он сразу обратил внимание на красавицу, в которую были влюблены почти все мужчины ВГИКа.

Ухаживания Элема, как и многих других кавалеров, неприступная красавица, все мысли которой были о кино, тактично отвергла. И какое-то время они сосуществовали параллельно. Пока однажды он не позвонил ей с просьбой проведать его. Лариса пожалела своего незадачливого поклонника, а увидев его, измученного ангиной, изменила свое отношение.


Лариса Шепитько и Элем Климов

Взаимная симпатия начала зарождаться ближе к окончанию института. Элем стал деятельно помогать Ларисе в подготовке дипломной работы. Для фильма «Зной» по Чингизу Айтматову именно он нашел сценаристов, актеров, композиторов.

В 1963 году, на съемках в Киргизии, Лариса заболела желтухой, слегла с высокой температурой, но работу не остановила - на съемки ее выносили на носилках. Влюбленный Элем тут же бросился спасать даму сердца, помог Ларисе закончить и смонтировать фильм.

Многие говорили, что они очень похожи - и по характеру, и по подходу к работе, и даже немного внешне. Их называли самой яркой, красивой и талантливой парой советского кино.

Оба они прекрасно осознавали, что их союз будет сложным - двум сильным волевым личностям, да еще и выбравшим одну профессию, не терпящую конкуренции, не так-то легко найти семейную гармонию. И Элем, и Лариса понимали, что придется идти на жертвы и бесконечно искать компромиссы, но друг без друга они уже не могли.

Два гения в одном доме



Лариса Шепитько и Элем Климов

Вскоре Элем Климов и Лариса Шепитько поженились. Делая предложение любимой, он пообещал никогда не давить на нее. И она согласилась стать его женой. Это был союз двух сильных личностей, близких друг другу по духу и мировосприятию.

Оба они рано узнали и что такое успех, и что такое профессиональные гонения. Первый полнометражный фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», который стал его дипломной работой, сделал его знаменитым, но принес немало проблем. Фильм не раз оказывался под угрозой закрытия, и был на экранах всего пару недель. В сторону режиссера зазвучали обвинения в антисоветской пропаганде. И это было только началом: трудности преследовали практически все картины Климова.


Лариса Шепитько и Элем Климов

Нелегким оказался и путь на экран лент Ларисы Шепитько: их отправляли на полку, подвергали жесткой цензуре, меняли актерский состав. Так в своей единственной цветной картине «Ты и я» режиссер планировала снять Владимира Высоцкого и Беллу Ахмадулину, они были единственные, кого Шепитько видела в этих ролях, но их кандидатуры запретили - в итоге в ленте снялись Юрий Визбор и Алла Демидова.


Лариса Шепитько и Элем Климов

Картина «Похождения зубного врача» практически предсказала судьбу самого Элема Климова. Талантливого режиссера, точно так же, как его героя-стоматолога, все время притесняли, давили, не давали работать.

Впрочем, картины Ларисы Шепитько тоже никак не укладывалась в каноны советского кино. Ее второй фильм «Крылья» имел успех у зрителей, но заслужил критику со стороны партийного руководства. Впрочем, именно после «Крыльев» кинорежиссера Ларису Шепитько признали.


Лариса Шепитько

Лариса и Элем отличались какой-то особой принципиальностью в своих картинах. Они готовы были вообще не снимать фильмы, чем снимать то, что шло в разрез с их представлении об искусстве, о честности, о миссии кинематографа. И в то же время они ни в коем случае не были сторонниками диссидентства, считая его игрой на публику.

Когда Ларисе было 35 лет, в 1973 году у супругов родился долгожданный сын - Антон. Во время беременности Шепитько упала, получив сотрясение мозга и серьезную травму позвоночника. Несколько месяцев она была прикована к постели. Гарантий, что она сможет выносить и родить здорового ребенка врачи не давали, но к счастью, все обошлось.

Испытание славой



Лариса Шепитько и Элем Климов

Через два года после рождения Антона Лариса Шепитько возвращается к работе и приступает к съемкам нового фильма «Восхождение» по повести белорусского писателя Василия Быкова - столь жесткому, даже в некотором смысле жестокому сценарию. Картина также оказывается на грани запрета. Лариса обратилась за помощью к Первому секретарю ЦК Белоруссии Петру Машерову. Он на просмотре не мог сдержать слез, а после сделал все, чтобы картина вышла на экраны.

<
Кадр из фильма "Восхождение"

Это случилось в 1976 году. Фильм завоевал множество наград на самых престижных международных кинофестивалях, в том числе и главную премию Берлинского кинофестиваля. Ларису приглашают в заграничные поездки, в круге ее друзей оказываются Милош Форман, Бернардо Бертолуччи и Фрэнсис Коппола. Подружилась и с Лайзой Минелли, гостила у неё в период, когда Лайза жила с Мартином Скорсезе. Однажды Коппола пригласил её к себе в гости, чтобы показать несколько вариантов финала «Апокалипсиса» и посоветоваться, какой вариант предпочесть.

Знаменитые актеры объяснялись ей в любви, а Лайза Минелли говорила о ней, что знакома с самой красивой женщиной Европы.

Казалось бы - живи и радуйся успеху, но тут начинаются проблемы в семье.


Режиссер Элем Климов на премьере своего фильма «Иди и смотри» (1985), отмеченного главным призом на XIV Московском международном кинофестивале.

В тот момент Элем Климов переживал тяжелейший период в своей жизни, в Госкино зарубили военную драму «Иди и смотри», в которую он вложил огромное количество сил. Из-за переживаний у режиссера случился нервный срыв. К тому же его начала мучить ревность. В глубине души он понимал, что Лариса не такой человек, чтобы заводить романы на стороне, но мысли о том, что он страдает, а она «купается в лучах славы» и ездит с триумфом по миру, омрачали жизнь.

Впоследствии Климов вспоминал, что это был самый критический момент в их браке. Его обижало отсутствие внимания со стороны супруги, и в какой-то особенно тоскливый день он просто ушел из семьи.


Режиссер Элем Климов и юный Алексей Кравченко, снявшийся в фильме «Иди и смотри» еще школьником, 1985 г.

Лариса, вернувшись из очередной поездки, стала искать мужа, который все время жил у друзей. Потом он ей позвонил, они встретились. Чтобы снова объясниться в любви и больше уже никогда не думать о разлуке. В семье снова воцарилась гармония. Но судьба отпустила им слишком мало счастливых лет вместе.


Счастливая семья

Мистика или предопределение?


Говорили, что Элем Климов до конца жизни не мог простить себе того, что он сам подтолкнул жену к роковой катастрофе. Ведь это он посоветовал ей взяться за съемки фильма «Прощание с Матерой» по знаменитой одноименной повести Валентина Распутина, объясняя свою позицию тем, что закрепить успех «Восхождения» можно только не менее серьезной работой.


Лариса Шепитько

Съемки должны были проходить на Селигере. Рано утром 2 июля 1979 года автомобиль, в котором съемочная группа ехала на выбор натуры, вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком - как потом выяснилось, водитель легковушки заснул за рулем. Шофер грузовика, увидев, что на него мчится неуправляемая «Волга», успел свернуть к обочине, но предотвратить столкновение не удалось. Кирпичи, которые он вез, после удара накрыли разбившуюся машину, шансов выжить у находившихся в ней не было.

Впоследствии знакомые Климова и Шепитько вспомнят немало странных совпадений и мистических знаков, предшествовавших трагедии. Накануне у одного из членов съемочной группы был день рождения, и коллеги уговаривали Ларису не выезжать так рано - но она, по своему обыкновению, была непреклонна: «Раз назначено - значит надо».

За год до смерти режиссер, которая всегда очень верила в предсказания и мистику, была в Болгарии, где встречалась с Вангой - и ясновидящая предсказала ей скорую смерть. Знакомые начали вспоминать, что в последнее время Лариса не раз говорила, что жить ей осталось недолго, словно предчувствовала беду. Но самое странное было то, что буквально за 20 минут до ее гибели Климов проснулся от кошмарного сна: режиссеру приснилось, как легковой автомобиль врезается в грузовик.

Он тоже был мистиком и считал, что ему отомстил Григорий Распутин, фильм о котором Элем Климов снял незадолго до гибели Ларисы (к/ф "Агония", снятый в 1975 году, выпущен на экраны только через 10 лет). Он больше никогда не влюблялся и никогда не снимал фильмов. В конце жизни он откровенно мечтал поскорее воссоединиться с любовью всей своей жизни.


Мемориальная доска Ларисе Шепитько во Львове

От маленького Антона правду скрывали почти полгода - говорили, что мама болеет, далеко уехала… Элем Германович больше не женился, воспитывал сына в одиночку. Он пережил жену на 24 года. Доделав начатый Ларисой фильм (название режиссер сократил до краткого «Прощание»), а также «Иди и смотри», он больше не снимал художественное кино. В память о супруге Элем Климов через год после ее гибели выпустил документальный фильм «Лариса». «У нас с ней была телепатическая связь», - признался режиссер в одном из своих последних интервью. Соединявшая их незримая нить сохранялась еще долго - Лариса приходила к Элему до конца жизни. Во сне.

Фильм Элема Климова "Лариса", 1980 г.



Лариса Шепитько (06.01.1938 - 02.07.1979) стала одной из первых женщин-режиссёров в советском кино, кому предложили работать в Голливуде. И она отказалась от этой работы, продолжив снимать своё кино в Советском союзе, но в её истории главное не это.

Жизнь Ларисы Шепитько была трагически короткой. Она умерла в 41 год, оставив мужа с шестилетним сыном. Как режиссёр, как человек кино она сумела сделать многое: сыграла в шести картинах, написала пять сценариев и сняла шесть фильмов. Лариса Шепитько получала главные призы на фестивалях в Карловых Варах, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Сопоте и Венеции. Среди самых известных наград - Гран-при Берлинского кинофестиваля в 1977 году за фильм «Восхождение».

Элем Климов (09.07.1933 - 26.10.2003) также оставил заметный след в кинематографе. Начиная со своей дипломной работы - сатирической комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964), имевшей большой успех в стране и заканчивая фильмами "Агония" (1981) и "Иди и смотри" (1985). Первый получил приз FIPRESCI МКФ в Венеции, а второй - Золотой приз МКФ в Москве. Элем Германович работал также как актёр и сценарист, он народный артист РФ, также почетный член британского киноинститута (с 1987 г.) Возглавлял правление Союза кинематографистов России (1986-1988 гг).

Элем Климов всю жизнь желал экранизировать «Мастера и Маргариту», даже подготовил сценарий, но не мог этого сделать сначала по идеологическим, а после по финансовым причинам.

Серия сообщений "Личности":
Часть 1 - Анна Павлова: русский лебедь
Часть 2 - Одри Хепберн (Audrey Hepburn) - самая красивая женщина всех времен и народов.
...
Часть 37 - Подвиг актрисы
Часть 38 - Иван Ефремов - писатель - фантаст со своими тайнами
Часть 39 - Самая красивая и трагическая история любви советского кинематографа


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку