-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kosoalex

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) НАРОДНАЯ_МЕДИЦИНА Диабеткафе Camelot_Club

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.11.2012
Записей: 6732
Комментариев: 318
Написано: 7280


Русское барокко:Нижний парк Петергофа.Часть 2.

Суббота, 10 Июня 2017 г. 23:47 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Русское барокко:Нижний парк Петергофа.Часть 2.

Ансамбль западной части

Дворец Марли


 

Марли — миниатюрный павильон-дворец в западной части Нижнего парка дворцово-паркового ансамбля Петергоф.Дворец получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем (не сохранилась; разрушена во время Великой французской революции). Петергофский Марли и окружающие его пруды и сады не повторяют французский прототип; от него заимствованы общие композиционные решения и идея сочетания декоративного и хозяйственного предназначения парка.

Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — берёзовая.

   В строительстве и декоре дворца Марли принимали участие скульптор Никола Пино, каменных дел мастера Я. Неупокоев и А. Кардасье.

Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решёток очень изысканный и изящный.

Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж.  

Отмечается особая скромность дворца относительно других построек Петергофского ансамбля,характерная и для других малых дворцов, созданных для Петра (см. Летний дворец в С.-Петербурге). Фасады декорированы лаконичными деталями — рустованные лопатки с дорическими капителями, балконы с коваными решётками, переплёты мелкой квадратной расстекловки окон. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).

Первоначально Марли использовался для проживания знатных особ, гостивших в Петергофе; однако уже в середине XVIII века он приобрёл мемориальный характер. Здесь долгое время хранился гардероб Петра I (впоследствии большая часть его передана в Эрмитаж) и другие личные вещи. В дальнейшем за всю историю дворца его предназначение не менялось

 Но уже в середине XVIII века он был превращён в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены.Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е. Казанской и А. Гессена и открыт для посетителей в 1982 году. В настоящее время Марли закрыт на реставрацию 

Фонтан «Китовый»

Первоначально композиция фонтана была такова — в центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана ещё более живописный характер.


В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. Сейчас на струе из фонтана держится и вращается металлический шар.

Ансамбль восточной части

Павильон «Эрмитаж»

Петергофский Эрмитаж расположен на берегу залива симметрично дворцу Монплезиру. Петр I, издавая указ о строительстве, так его и называл – «другой Монплезир». Спроектировал здание И.Браунштейн.

Предназначалось оно для уединения, об этом говорит и расположение, и название дворца («Эрмитаж» - приют отшельника). Этот «приют отшельника» являлся местом, где император и его ближайшие друзья проводили свободное время: устраивали пиры, музыкальные и литературные вечера.Именно Петергофский Эрмитаж стал прообразом всех Эрмитажей, построенных в России, в том числе и петербургского Государственного Эрмитажа.

На первом этаже павильона находится вестибюль, декорированный пилястрами, с дубовыми резными дверями, которые закрывали «чуланцы», кухня с очагом, среднее квадратной формы помещение, где был установлен механизм подъемного стола, и коридор к лестнице, ведущей наверх. На втором этаже был оборудован зал для приемов, украшенный низкими дубовыми панелями и картинами, плотно закрывающими стены. Картины отделяются друг от друга золочеными брусками.Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. На втором этаже была устроена огневая точка, часть стен и балконы уничтожены. Художественные коллекции были заранее эвакуированы, вследствие чего и сохранились. В 1952 году музей отреставрировали и открыли для посещения.

Екатерининский корпус

Екатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединенных между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Федоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил своё название.

Не знаю каким чудом уцелел этот необыкновенный Гурьевский (в честь директора фарфорового завода графа Гурьева), или Русский сервиз, в котором содержится около 4500 предметов. Сервизом пользовались царствующие особы и их знатные гости на праздничных обедах в Зимнем дворце, а позже его ставили на столы в Екатерининском корпусе и Большом дворце.

Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.В годы Великой Отечественной войны деревянный флигель сгорел, а каменный получил очень сильные повреждения. В настоящее время в восстановленном здании открыт музей, посвящённый искусству первой четверти XIX века.

Фонтан «Сноп»

Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722—1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.

Фонтан-шутиха «Диванчики»

Фонтан-шутиха «Диванчики» — самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721—1723 годах.Фонтан «Солнце»

Фонтан «Пирамида»

В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомёт в виде трёхгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.

Как в западной части выделяется дворец Марли, так в восточной — Монплезир (1714–1723).

Банный корпус Монплезира

И наконец банный комплекс! Цари знали толк в баньке!!!
Садик перед входом

Парилка. Вместо камней использовали ядра. Их можно видеть на печке. Парных несколько. Рядом комнаты отдыха и конечно же купель

Купель расположена в комнате, напоминающей парадный зал. Изысканная мебель, паркет. В купели стоит стульчик, на него Екатерина присаживалась и принимала холодные ванны.

На этом фото видно душ над купелью. Вода поступала из него. Душ больше напоминает люстру)

Эта душевая сразила меня на повал. Когда мы вошли, воды не было. Но бабулечки смотрительницы были настолько великодушны, что продемонстрировали нам , как это работает. Обычно это делают только для экскурсионных групп. Нам повезло) 

Весь пол в дырочку, весь абсолютно. И из каждой льет струя.После водных процедур, ее Величество чаевничала При банном комплексе был большой штат прислуги. Огромная кухня. Работа кипела, так как приглашенных гостей всегда было много.

Чаши

1721-1722 гг., арх. Н. Микетти.1854 г., арх. А. И. Штакеншнейдер

У подножия Большого дворца в центре партерных цветников расположены парные фонтаны "Чаши", сооружение которых по проекту архитектора Н. Микетти завершилось в конце 1722 года. Пробный пуск состоялся в присутствии Петра I. Старейшие фонтаны Петергофа за мощь струй получили второе название – "Большие фонтаны". Поскольку работы по гидротехническому устройству восточного фонтана выполнял француз Поль Суалем, а западного – итальянцы Джованни и Джулиано Барратини, восточный фонтан иногда называют "Французским", а западный – "Итальянским".

Первоначально чаши и постаменты были вырезаны из дерева, покрыты свинцом и раскрашены под мрамор, но в середине XIXвека обветшавшие деревянные чаши и постаменты заменили новыми, вырезанными из каррарского мрамора мастерами Петергофской гранильной фабрики.Большие фонтаны" гармонично вписываются в рисунок центральных партеров и подчеркивают мощь "Самсона", находясь с ним на одной линии.

Фонтаны мраморных скамей "Нимфа" и "Данаида"

853-1856 гг., арх. А. И. Штакеншнейдер.

В середине XIX века "хор водометов" в партерах у подножия Большого каскада дополнили фонтанами в виде полукруглых скамей из белоснежного каррарского мрамора. 

Это одни из немногих фонтанов Нижнего парка, созданные в XIX веке. Автор проекта – А. И. Штакеншнейдер. Массивные локотники скамей выполнены в виде крупных волют, переходящих в мощные львиные лапы. За гладкими спинками, оживленными рельефными поясами геометрического орнамента, находятся бассейны с мраморными чашами, в которые помещены золоченые бронзовые статуи.

Над западной скамьей возвышается фигура Нимфы – речной богини, копия античной римской скульптуры III века до н.э., хранящейся в коллекции Государственного Эрмитажа. Над восточной скамьей – статуя держащей кувшин Данаиды, одной из пятидесяти дочерей ливийского царя Даная, обреченных за убийство своих мужей вечно наполнять водой бездонную бочку. Скульптура "Данаида" выполнена по модели И. Витали, сделавшего копию с мраморного оригинала работы немецкого скульптора XIX века Х. Рауха.

Беломраморные скамьи и золоченые статуи, стоящие над ними, придают особое очарование пейзажу Нижнего парка и по праву считаются одними из лучших памятников Петергофа.

Тритон

1726 г., арх. Т. Усов; скульптор Б. К. Растрелли.

Перед южным фасадом здания Оранжереи разбит небольшой сад, в котором выращивали фруктовые деревья, овощи и цветы. В центре сада устроен бассейн, из которого садовники брали воду для полива. В 1726 году, по замыслу Петра I, архитектор Т. Усов украсил бассейн фонтаном "Тритон". Морское чудовище впилось в бедро Тритона, но мощным усилием повелитель волн разрывает его зубастую пасть, из которой вырывается восьмиметровая струя воды. От схватившихся противников в испуге отползают черепахи. Из их ртов бьют двухметровые водяные струи.

Скульптурная группа "Тритон, разрывающий пасть морского чудовища", выполненная по модели Б. К. Растрелли, представляет аллегорию торжества России в борьбе за Балтийское море. Тритон олицетворяет молодой русский флот, нанесший решительное поражение шведской эскадре у мыса Гангут 27 июля 1714 года. Под морским чудовищем подразумевается флот Карла XII. Четыре черепахи, в страхе разбегающиеся в разные стороны, напоминают неверных союзников шведского короля.

Фонтан Оранжерейного сада был разрушен во время немецкой оккупации Петергофа. В 1956 году А. Ф. Гуржий, на основании сохранившихся рисунков, воспроизвел в бронзе скульптурную композицию XVIII века.

Фонтаны "Римские"



Фонтан "Солнце"

Фонтан-шутиха "Елочки"


 

Фонтан-шутиха "Дубок"

Фонтан-шутиха "Зонтик"

Фонтан-шутиха "Водяная дорога"




Фонтаны "Колокола"


Фонтан "Фаворитка"

 



продолжение следует....

Рубрики:  Архетиктура/парки

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку