Русское барокко:Каскады Петергофа |
Петергоф ( «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится на территории муниципального образования город Петергоф (с 1944 года по 1997 год — Петродворец) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке; Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александровский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века. |
Блистательный Петергоф – столица хрустальных фонтанов и изумрудных парков – обязательное место посещения всеми туристами, прибывающими в Петербург.
Облик столицы Петра был бы неполным без жизнерадостного петергофского пейзажа с его зелеными садами, изящными золотыми скульптурами, восхитительными водными феериями многочисленных фонтанов. Красоту Петергофа трудно выразить словами. Это настоящее воплощение праздника. Добро пожаловать в Петергоф!
Петергоф – это разросшаяся до пределов небольшого города, парадная резиденция Петра I. Сегодня – это широко известный и крупнейший в мире дворцово-парковый ансамбль.
Он находится в 30 км от Санкт-Петербурга. В состав Петергофа входят дворцы, каскады, регулярные парки – каждый из них отдельный шедевр архитектурного и садового искусства. Дворцы – лучшие образцы зодчества петровской эпохи. А парки Петергофа – это настоящее зеленое царство, где стены – пышная растительность кустарников, под ногами изумрудный ковер из махровой травы. Посреди этого буйства цвета белеют кипельные ажурные мостики и вазоны, величественно высятся бронзовые скульптуры. Но главное богатство здесь конечно же представляют фонтаны – всего на территории их насчитывается более 150. И каждый из них оригинален и неповторим.
И.К. Айвазовский. Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837
История Петергофа начинается в 1709 году, когда началась постройка первых дворцов Петергофа - Монплезира, Марли и Эрмитажа. А после блестящей победы над шведским флотом в 1714 году, Петр решил превратить Петергоф в роскошный символ победоносных действий российского флота. Работы по созданию ансамбля продолжались на протяжении двух столетий. И уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа, в который пока входили дворцы Монплезир и Марли и действовала часть фонтанов.
Марли
Петр добился своего: по пышности и богатству оформления Петергоф превзошел свой прототип – французский Версаль и стал самым ярким дворцовым ансамблем в Европе. Великолепные парки, многочисленные фонтаны, золоченые и мраморные статуи, пышное убранство дворцов Петергофа - все должно было демонстрировать богатство и славу России. После Второй мировой войны Петергоф сильно пострадал: были разрушены и разграблены дворцы, украдены великолепные скульптуры фонтанов, уничтожены парки и сады. Но городу удалось сохранить этот чудесное творение Петра. Петергоф был восстановлен и засиял ярче прежнего.
В 2005 году Петергоф отпраздновал 300-летие. Всемирная ценность Петродворца подтверждена включением в 1990 году дворцово-паркового ансамбля в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Каждому дворцу Петергофа соответствуют каскады: Большому дворцу – Большой каскад; Монплезиру – каскад Драконов, или «Шахматная гора»; Эрмитажу – Львиный, или каскад; Марли – каскад «Золотая гора».
Большой каскад
Большой каскад, расположенный перед Большим дворцом, является самым грандиозным фонтанным сооружением в мире. В ансамбль Большого каскада входят множество скульптурных композиций - бронзовые статуи, бюсты, вазы, барельефы, а также живописные гроты, лестнички, арочки и чаши.
Все это великолепие отливает золотом и омывается струями из бесчисленных фонтанов и фонтанчиков. Большой каскад - самое грандиозное фонтанное сооружение в мире: он объединяет 64 фонтана, 255 скульптур и декоративных деталей.
Решение каскада просто и лаконично. Две массивные семиступенчатые лестницы соединены арками Большого грота. Обширная площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого серебристой пеленой падают в ковш, соединенный с Морским каналом. Поверх Большого грота – терраса, скованная фасадами Малого грота. Он завершается мраморной балюстрадой, на которой расположены восемь мраморных ваз.
Перед входом в Большой грот на нижней террасе устроен фонтан "Корзина". Из туфового кольца бьют наклонные струи, переплетающиеся подобно прутьям ажурной корзины, из которой поднимаются девять мощных вертикальных струй, словно стебли фантастических хрустальных цветов. Движение воды в каскаде начинается потоками из двух маскаронов "Нептун" и "Вакх", расположенных на стене Малого грота, продолжается по ступеням лестниц и, пройдя под основанием каскада, завершается у подножия скульптур, символизирующих русские реки, – Неву и Волхов.
В центре Большого каскада находится бассейн. Центр бассейна в свою очередь украшает самая знаменитая скульптура Петергофа - «Самсон, разрывающий пасть льва». Символически эта композиция означает победу России над Швецией в Северной войне (шведский герб включал изображение льва, а победа в Полтавской битве одержана в день святого Самсония Странноприимца).
Мощная трехметровая фигура библейского героя олицетворяет Россию-победительницу, а из пасти побежденного льва вырывается двадцатиметровый водяной столб.
По первоначальному замыслу Петра I в Петергофе в честь победы над Швецией должен был быть создан фонтан с изображением Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но этот план не был осуществлен.
К идее установки памятного фонтана вернулись в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда в 1734 году шла подготовка к празднованию 25-летия Полтавской победы. Считается, что фигура Самсона появилась в связи тем, что Полтавская битва состоялась в день Сампсония Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.
По первоначальным замыслам, при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и при жизни Петра I фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году. За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон».
Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К. Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.
Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя была утрачена. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 года статуя была демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.
Восемь фонтанов, бьющих из пастей золоченых дельфинов, резвящихся у ног Самсона, создают красочную водяную феерию. Из ниш скалы выглядывают львы, олицетворяющие страны света. Из их пасти также бьют фонтаны. Центральный бассейн Большого каскада связан с морем посредством Морского канала. Он ведет от центра бассейна прямо в залив.
По обеим сторонам канала в 22 круглых чашах тоже устроены фонтаны, струи которых поднимаются на четырехметровую высоту. Эта аллея получила название Аллеи фонтанов.
Непосредственно к Большому каскаду по его обеим сторонам примыкают террасы - мраморные каскады с пятью фонтанными чашами с каждой стороны. Это знаменитые «Фонтаны на террасах». С обеих сторон каждой террасы стоят скульптуры, олицетворяющие мифологических героев.
Барельефы на водопадных уступах также посвящены этой тематике. Например, Персей, держащий отрубленную голову медузы Горгоны.
Львиный каскад
Согласно замыслу Петра I, каждому дворцу в Нижнем парке должен был соответствовать свой каскад, поэтому идея строительства нового каскада рядом с Эрмитажем возникла одновременно с возведением самого павильона. Первоначальный проект этого фонтанного сооружения выполнил архитектор Н. Микетти в 1720 году, но реализовать этот проект не удалось. Петровская идея создания каскада воплотилась лишь в 1801 году, когда неподалеку от павильона был построен Эрмитажный каскад по проекту архитектора А. Н. Воронихина: бассейн с водопадными уступами из пудостского камня, украшенный двумя бронзовыми скульптурами сторожевых львов, отлитых по модели И. Прокофьева. Каскад стал называться "Эрмитажным" по своему расположению или "Львиным" – по своему декору.
В 50-е годы XIX века Эрмитажный каскад из-за сильного разрушения был разобран. На его месте по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера был построен новый каскад, за которым закрепилось название "Львиный". Прежние скульптуры львов были помещены по сторонам колоннады, выполненной из гранита и мрамора. В центре бассейна, на гранитной скале установлена созданная по модели Ф. П. Толстого статуя нимфы Аганиппы – покровительницы одноименного источника у подножия горы Геликон. Согласно легенде, люди, пьющие из этого источника, поэтически вдохновлялись.
Львиный каскад – это единственный из четырех каскадов Нижнего парка, расположенный не на склоне, а на нижней террасе. Реставрация Львиного каскада в 2000 году завершила послевоенное восстановление фонтанных сооружений Нижнего парка.
Каскад Драконов или «Шахматная гора»
Одно из самых живописных сооружений Петергофа – Каскад драконов или Шахматная гора. Каскад высотой 21 м представляет собой покатую поверхность горы, на вершине которой зияет небольшой грот.
Самая большая площадь восточной части парка, украшенная цветниками и парными фонтанами, напоминает парадный зал, раскинувшийся под открытым небом. Ее смысловой центр – каскад "Шахматная гора".Он расположен на естественном склоне, протянувшемся вдоль всей территории Нижнего парка.Свое название каскад получил благодаря сливным ступеням, расписанным в середине XVIII века черными и белыми квадратами в шахматном порядк
Дорога перед гротом выполнена в форме широких ступеней, каскадом. Ступени эти художники раскрасили в черно-белые клетки, отчего сооружение приобрело название «Шахматная гора».
Архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, Т. Усов, И. Бланк, И. Давыдов принимали участие в проектировании и строительстве каскада, который задумывался Петром I как "Руинный", поскольку должен был представлять разрушенную крепостную башню – символ взятия русскими войсками шведских крепостей. В 30-х годах XVIII столетия внешний облик каскада изменился и стал напоминать неприступное жилище трех крылатых драконов, стерегущих вход в верхний грот. Выполненные по моделям К. Оснера, фантастические ярко окрашенные драконы дали каскаду еще одно название – "Драконова гора". Ощерив клыкастые пасти, драконы изрыгают потоки воды. Она скользит по четырем водопадным скатам и ажурной завесой закрывает вход в нижний грот.
На верхнем уступе перед аркой грота прижались к шахматным клеткам три монументальные бронзовые фигуры красочно расписанных крылатых драконов, как бы готовящихся к схватке.
По сторонам каскада установлены мраморные статуи работы итальянских мастеров. Это уникальная коллекция подлинной декоративно-парковой скульптуры XVIII в. Каскад отреставрирован и снова восхищает посетителей Петергофа.
В 1941 году, в самом начале войны, все мраморные статуи были сняты с пьедесталов и зарыты в землю. В 1953 году разрушенный каскад был восстановлен по рисункам конца XVIII века. Мраморные статуи, извлеченные из укрытий, вернулись на свои привычные места.
Каскад «Золотая гора»
Каскад «Золотая гора» поражает роскошью своей отделки. Представьте себе грандиозную лестницу с золотыми ступенями, по которым струится журчащая вода. Двадцать две сливные ступени облицованы мрамором, а их отвесные стенки обиты медными золочеными листами. По бокам каскада стоят по шесть мраморных статуй – греческих богов - на пьедесталах.
Марлинский каскад расположен на естественном склоне в западной части Нижнего парка. Прообразом для него послужил один из каскадов французской королевской резиденции "Марли ле Руа", которую Петр I посетил в 1717 году. Архитектор Н. Микетти разработал проект каскада в соответствии с подробными указаниями царя и учетом рельефа местности, однако, в связи со смертью Петра, проект этот так и не был полностью осуществлен.
Последующие работы проводились под руководством архитектора М. Земцова. Каскад был дополнен мраморными и свинцовыми золочеными статуями античных богов и героев, ступени отделаны белым мрамором. Вертикальные стенки ступеней покрыли медными золочеными листами, что создало интересную игру света сквозь зеркало падающей воды и дало Марлинскому каскаду второе название – "Золотая гора". Облик каскада сложился к 1732 году, дальнейшие изменения касались только скульптурного убранства.
На верхней стене в центре находится статуя владыки морей Нептуна с трезубцем в руках; слева от него - Тритон, трубящий в морскую раковину; справа - Вакх, бог вина и веселья.
В XIX веке вместо потерявших былой блеск свинцовых статуй установили привезенные из Италии копии с античных оригиналов, вырубленные из каррарского мрамора. В скульптурном убранстве "Золотой горы", как и в оформлении Большого каскада, прослеживается тема морского владычества России. В центре аттика, венчающего лестницу, находится статуя владыки морей Нептуна с трезубцем в руке. По сторонам от него – Тритон, трубящий в морскую раковину и Вакх, бог вина и веселья. Фасад аттика украшен тремя золочеными маскаронами морских чудовищ, из пастей которых начинается движение воды по ступеням. Сочетание золота, белого мрамора и темной зелени елей, растущих на склоне, придает Марлинскому каскаду необычайную эффектность.
и белый мрамор статуй создают праздничную цветовую гамму каскада.
Одной из лучших статуй скульптурного убранства каскада считается фонтанирующая мраморная "Андромеда" работы П. Баратта, итальянского мастера XVIII века. Вода со ступеней каскада попадает в мраморный бассейн, где возвышается статуя Флоры – богини весны и обновления природы. В годы войны большая часть скульптурного убранства была спасена, сам каскад получил серьезные повреждения, но послевоенная реставрация вернула ему исторически сложившийся облик. В 1973-1980 годах прошел капитально-реставрационный ремонт каскада. После инженерного обследования 2012 года большинство конструкций было признано ограниченно работоспособным или неработоспособным, в 2013 году начались реставрационные работы, которые завершились в сентябре 2015 года.
В бассейне перед каскадом возвышается еще одно изваяние Флоры - богини весны и обновления природы.
http://www.advantour.com/rus/russia/saint-petersburg/suburbs/peterhof-cascades.htm
http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/kaskad_zolotaya_gora
Гусаров А.Ю. Петербург - столица фонтанов. Путеводитель по фонтанам Санкт-Петербурга. — СПб, 2008.
Рубрики: | Архетиктура/парки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |