-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kontaza

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 13575


Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов

Вторник, 07 Января 2014 г. 15:30 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов

 

  В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.

Георгий Свиридов

  16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии родился Георгий Васильевич Свиридов.   



  Главное в творчестве композитора Свиридова - вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, хоровые произведения, оратории, кантаты), одухотворённая поэзией, звучанием русского слова и его смыслом, в ней соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование.  

 

  Георгий Васильевич не только «распел» строки Маяковского (помимо оратории — музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Пастернака (кантата «Снег идет»), прозу Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Георгий Свиридов положил на музыку многие строки Шекспира, Беранже, Некрасова, Тютчева, Корнилова, Прокофьева, Твардовского, Сологуба, Хлебникова.


Композитор Свиридов, с солистами ГАБТ Пьявко и Архиповой.

   Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича.

  Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Свиридов писал в «Записных книжках»:

«Новые звуки - это не значит новый язык. Придумать новые звуки может, вообще говоря, любой человек, для этого совсем не надо быть композитором. Мне пришлось однажды иметь беседу с изобретателем "конкретной" музыки, парижанином Пьером Шеффером, очень симпатичным, и в своей области, несомненно, даровитым человеком. Он сказал о себе: "Я не считаю себя композитором, и не являюсь им. Я - инженер-акустик. Но я человек, и, как всякий человек, имею некоторую долю фантазии, умение комбинировать. Таким образом я создаю музыку - чередованием звуков, которые представляются мне интересными. Но ведь это делал и Мусоргский, и Шопен".

Дело здесь, конечно, не только в таланте и технике. Главное дело в духовной посылке, в побудительном мотиве Творчества и, если угодно, только в нем. Легкомысленные стихи Пушкина воспринимаются нами так хорошо потому, что мы знаем, что это Великий Пушкин. Его величие только украшает иной раз свойственное ему легкомыслие, шутливость, озорное начало. Оно его делает более близким нам, более человеком. Но главное в нем, разумеется, не это, а то Великое, недоступное, что делает его Гением».

 

   Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

Орфей

   В течение всей творческой жизни Георгий Васильевич Свиридов проявлял интерес к церковному наследию. В начале 1970-х родились "Три хора из музыки к трагедии Алексея Константиновича Толстого "Царь Федор Иоаннович" 

 

  Первый хор триптиха: Молитва "Богородице Дево, радуйся" была написана в 1969 для двух смешанных хоров с солирующим альтом. Все же цикл открывается хором. Случилось чудо. Спектакль был разрешен к постановке, ноты вышли из печати. И только немногие понимали и восхищались духовным мужеством композитора, не побоявшегося пропеть на всю страну свою молитву сердца, написанную на древний канонический текст.

  Древний знаменный распев – основа национальной русской музыки – главенствует и в этом маленьком хоровом цикле Свиридова. Эта черта музыкального стиля, особая свиридовская гармония, опирающаяся на старинные натуральные лады, пронизывает все его творчество Георгия Васильевича. Строгие, словно текущие из глубины веков, распевы завораживают слушателя с первых же тактов. Однако встречаются в нотах и пометки композитора: "espressivo" (выразительно), "более одушевленно", "dolce" (нежно) и "страстно", указывающие на то, что это – произведение XX века.



Слова из 2-го номера цикла – "Любовь святая":

"Ты любовь святая,
От начала ты гонима,
Кровью политая,
Ты любовь святая".



В 3-м хоре ("Покаянный стих") текст и распев частично заимствованы из рукописи Федора Крестьянина (XVI век):

http://vedomosti.meparh.ru/2005_7_8/13.htm

Ещё сообщения по теме: Пушкинская метель и Композитор Георгий Свиридов

Рубрики:  Музыка
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

ekaterina21   обратиться по имени Вторник, 07 Января 2014 г. 16:45 (ссылка)
Танюша, спасибо за то, что нашла такой замечательный пост! Это же целая лекция о творчестве Свиридова! Прочитала с большим удовольствием.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 08 Января 2014 г. 00:25ссылка
Люблю музыку Свиридова, это классик, который жил в одно время с нами. Мир еще не раз откроет его творчество.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку