Со второй половины XIII — начала XIV века начался новый этап в развитии белорусского зодчества, состоялась творческая переработка восточнославянских и византийских традиций. Особенности архитектуры этого времени определялись социально-экономическими, политическими и культурно-религиозными условиями, в которых находилась Белоруссия в составе Великого княжества Литовского. Распространение и развитие новых традиций продолжалась на территории Белоруссии и Украины, также они интенсивно проникали на земли, заселенные балтами, где бурно развивались города и возник феномен новой городской культуры. На православных и языческих землях княжества кроме храмов возникают многочисленные православные и католические монастыри. Важнейшим и наиболее доступным материалом для строительства оставалось дерево. Из него возводились не только жилые сооружения, но и замки, дворцы, храмы, монастыри. Наряду с этим развивалось и каменное зодчество. Пеноплекс купить в Минске с доставкой. Пеноплекс для пола
https://azimyt.by/penopleks-dlya-pola-pod-styazhku/
После исчезновения угрозы со стороны крестоносцев в результате их поражения в Грюнвальдской битве, городская культура окончательно стала формироваться как неотъемлемая часть западноевропейской цивилизации. В это время распространялось магдебургское право, поэтому административный центр города постепенно переместился на рыночную площадь, где ставили ратушу (Витебск, Чечерск, Слоним, Минск и др.), иногда в комплексе с торговыми рядами, как в Несвиже). Для этого времени характерно появление местечек как промежуточной формы поселений между городом и большой деревней. При городках строились каменные замки, например, в Крево и Лиде.
В XIV—XV веках на территории Белоруссии сохранились важнейшие черты зодчества западных земель Руси XI—XIII веков, но после Кревской унии 1385 года на территорию Великого княжества Литовского стали проникать и распространяться традиции католической культуры, центром которой в XIV — начале XVII века становятся Витебск, Мстиславль, Орша и Смоленск. Меняется направление развития архитектуры, что было связано с достижениями в технике строительства и определенным переосмыслением форм западноевропейской архитектуры — готики и ренессанса, а начиная с конца XIV века, и барокко. Храмы Белоруссии XIV—XV веков отличались от крестово-купольных древнерусских сооружений в конструктивном отношении, а также тем, что в большинстве случаев представляли собой тип зальной базилики. На территории современной Западной и Центральной Белоруссии в местах компактного расселения евреев и татар в XIV—XV веках появляются первые деревянные синагоги и мечети.
При сочетании традиций местного оборонного зодчества с византийским и западноевропейским влиянием в первой половине XVI века сформировался самобытный четырёхбашенный тип православного храма с оборонительной функцией, который представлен Мурованковской, Сынковичской, Супрасльской церквями-крепостями и Николаевским собором в Бресте. Их стиль, который вобрал в себя черты центральноевропейской готики, определяется как белорусская готика. Кроме крестово-купольных, в этот период возводятся базиікальные здания, наблюдается также сочетание этих двух типов храмов. К белорусской готике также относится несколько древнейших каменные безбашенных культовых сооружений конца XV—начала XVI века: Вселюбская церковь, Троицкий костел в Ишкольди, новогрудская Борисоглебская церковь.
Массивный объем одного из наиболее ранних храмов, Троицкого костела в Ишкольди, состоит из двух частей: основного пространства, разделенного на три нефа гранеными столбами, и большой пятигранной апсиды. Церковь, в отличие от более поздних примеров, еще безбашенная, экстерьер определяется лаконизмом и сдержанностью, храм создает впечатление цельного монолита, со слитыми воедино различными архитектурными элементами: щипцом, контрфорсом, вытянутыми окнами, крутой двухскатной крышей. Отделка также отличается своей скромностью, причудливый рисунок перекрытий придает внутреннему пространству легкость и движение вверх.