-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sellerpro

 -неизвестно

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Картинки_Италинки про_искусство Эпоха_Наполеона Афоризмы АСТРОЛОГИЯ RainyWeather
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) dia-log

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.03.2005
Записей: 8382
Комментариев: 36595
Написано: 35581


Проба одного креативного метода

Воскресенье, 31 Июля 2005 г. 11:09 + в цитатник
Заимообразно взято у ...

«Случайный стимул» — широко известная креативная методика. Признаюсь честно, что когда я несколько лет назад впервые прочел ее описание, она показалась мне слишком простой для того, чтобы быть хорошей. Сейчас я сказал бы, что не знаю более простого способа получить десяток идей за три минуты.

Эта методика действительно проста, и именно в этом ее красота и сила. Довольно подробное ее описание есть, например, у Эдварда де Боно в книге «Латеральное мышление».

Вот мой вариант инструкции.
Сформулировать в форме вопроса задачу, для решения которой нужна идея.
Случайным образом выбрать объект.
Удерживая в уме вопрос и случайный объект, строить между ними связи и рассматривать каждую связь как знак, указывающий на ответ.

Секрет успешного пользования методикой кроется, как всегда, в деталях:
Случайный выбор должен быть действительно случайным, каким бы неподходящим не казался выпавший объект. Это значит, что, если 18-м словом на 30-й странице словаря оказалось слово «штанга», надо работать именно с ним, а не листать словарь дальше, даже если ваша задача – придумать новый дизайн женских духов. Кстати, вот, пожалуйста, идея: навинчивающиеся один на другой флаконы позволяют варьировать объем упаковки
На генерацию идей отводится небольшое время, около 3 минут. Не нужно застревать на одной идее – переключайтесь.
Если вдруг ничего не родилось (такое бывает на этапе освоения), попытка не повторяется до следующего дня. Иначе работа обесценивается и опять-таки превращается в скольжение по словарю в поисках наиболее устраивающего (и потому наименее креативного) варианта.
Думаю, не будет лишним напомнить, что все возникающие идеи нужно записывать. Даже после моей предыдущей заметки о пользе бабочек.

«Случайный стимул» работает потому, что мир мышления – это антилабиринт, где от любой точки можно прийти к любой другой. Говоря на психологическом языке, наше сознание устроено таким образом, что связи между двумя конкурирующими темами устанавливаются сами собой. Важно использовать толчок в направлении нового смысла, который дает возникновение этих связей.

Кстати о связях. Эта методика нравится мне, помимо прочего, еще и тем, что очень ярко показывает связь между креативностью и древними системами интерпретации знаков (оракулы, астрология, фэн-шуй, про который я уже писал, и так далее).

Дельфийский оракул работал примерно по такой же схеме. Желающие задавали вопрос, прорицательница Пифия изрекала ответ, который дельфийские жрецы облекали в стихотворную форму (не подумайте, что он от этого становился намного понятнее), а дальше вопрошавшие пытались как-то осмыслить ответ применительно к своей проблеме.

Было бы, я думаю, слишком примитивным думать, что хитрые жрецы просто обманывали народ. Нет. Они создавали человекообразующие машины. Потому что предметом оракула является конкретная человеческая судьба. В отличие от математики и других наук, где предмет абстрагирован, а теория строится на фактах, судьбу невозможно описать биографическими фактами, она должна иметь внутреннюю смысловую связность.

Креатив тоже в конечном итоге имеет дело с судьбой – например, судьбой компании, если мы говорим о его коммерческом применении. И в этом смысле он, несмотря на наукообразность слова «методика», гораздо ближе к искусству предвидения, чем к математике
Рубрики:  КРЕАТИВ
Я


Процитировано 8 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку