-Цитатник

Начало Русского Регулярного Войска. - (0)

Начало Русского Регулярного Войска. Вступление Хотя люди созданы для дружбы и согласия, но, к...

Аллен Даллес о достижении победы над СССР - (0)

Аллен Даллес о достижении победы над СССР А. Даллес. "Размышления о реализации американской...

Русский американизм - (0)

Русский американизм Почему мы всегда живем с оглядкой на Запад На «Первом канале» ТВ запуст...

Хасбулатов: Ельцин был куклой в лапах США - (0)

Хасбулатов: Ельцин был куклой в лапах США Руслан Хасбулатов, возглавлявший в 1991-1993 годах...

Без заголовка - (1)

В ложь о Катыни не верим отныне Когда надо кого-то дискредитировать и скомпрометировать, появляют...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Колхозница_я

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.12.2010
Записей: 67
Комментариев: 8
Написано: 100


Люди-звери

Четверг, 01 Марта 2012 г. 19:06 + в цитатник
Цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Люди-звери

«Хлеба и зрелищ!» – ревела римская толпа, требуя от властей дармовой пищи и развлечений. Жуткая антисанитария, болезни, нищета, регулярные пожары со многими жертвами – так жили «свободные» граждане Рима. Условия жизни плебеев требовали от властей эффективных мер для отвлечения внимания. Ведь чтобы успешно управлять «электоратом», нужно, чтобы он был сыт, нужно постоянно запудривать ему мозги всевозможными способами. Чудесным изобретением стали массовые кровавые зрелища, в которых не было табу ни на какие «физиологизмы».
Gladiator_posterart_man_s1_252 (700x511, 112Kb)
Жизнь Вечного города монотонна, население лениво. А куда спешить? Работать не надо, все делают рабы, эти ничтожества, которым нужно благодарить богов уже только за то, что они могут жить в столице великой империи, трудясь на благо избранных – гордых римлян! Скучно. Одно утешение – праздники: ежегодно 182 официальных плюс всякие торжества по сиюминутному поводу. В эти дни плебеи испытывали «чувство глубокого удовлетворения» жизнью и безмерно любили своих правителей.


Дары раздавали прямо во время мероприятий: хлеб просто разбрасывали по трибунам, вино и свежую воду рабы подносили всем желающим. Так, в Колизее за один раз можно было накормить до 60 тысяч зрителей! А что, на империю работало полмира, и хлеба вполне хватало. И зрелищ (бесплатных!) тоже хватало: театр, травля зверей, «наумахии», гладиаторские бои.

Древнеримский «экшен»

Римляне были завзятыми театралами. В антрактах спектаклей они могли перекусить, им подавали печеных лебедей и дроздов, вино и экзотические фрукты, устриц, привезенных за четыре дня езды из Британии. Утонченные ценители искусства хотели видеть все в натуральном виде. Сценическая техника была развита до удивительного совершенства: целые ландшафты со всяким редким зверьем вдруг возникали перед изумленным зрителем. Для этой цели под сценой работала грандиозная декорационная механизация. Все было реально: артисты-рабы по ходу действия предавались настоящей смерти. Так, в постановке «Орфея» главный герой поднимался из подземного царства и, играя на лютне, музыкой привлекал к себе рыскающих среди декораций настоящих хищников, которые его реально разрывали на глазах довольной публики. Или, скажем, Геркулес в одноименной пьесе реально сжигался на костре. Хорошая вещь театры! Одно только плохо: народу в них маловато помещалось, и не хватало острого сюжета, «экшена», как сказали бы сегодня. Да и чтобы смотреть все эти пьесы, все-таки нужно было иметь пару извилин в голове.

Иное дело – триумфальные шествия диких зверей в амфитеатрах, поначалу просто как показ фауны. Логично, что зрителям скоро приелась мирная картина диковинных существ в клетках, опять-таки маловато «экшена», крови не хватало. Она пролилась в 186 году до н. э., когда Фульвий Нобилиор провел в Риме первую травлю зверей, сражавшихся друг с другом. Но сначала наскучили местные дикие и домашние животные, потом надоели львы, пантеры, леопарды. Границы империи расширялись, зритель жаждал видеть в кровавой борьбе тварей все более экзотических – и в столицу мира в массовом порядке повезли все известные виды фауны, чтобы они сдохли, были убиты, растерзаны на потеху ликующим паразитам на трибунах. Потребность росла, далекие провинции заботились о том, чтобы арены не пустовали, множество людей было занято ловлей, дрессировкой и доставкой животных. Для развлечений Рима устроители зрелищ не отступали перед трудностями и опасностью. Со всего мира сюда свозили экзотичных колоссов: слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, зубров. Гигантским было количество тварей, содержавшихся для этой цели в особых зверинцах. Ими, околевавшими на аренах Рима, можно было бы наполнить все зоопарки нынешней Европы.

Животных выпускали из клеток под трибунами, которые для защиты зрителей были отделены от арены широким рвом с водой. На верхнем краю каменной ограды были гладкие проворачивающиеся валики, и вскочившие твари скатывались на них назад. Недостаточно воинственных «подбадривали» бичами, шипами, горящими стрелами, как и сегодня в корриде. К бою принуждали даже мирных по природе оленей, косуль, обезьян, жирафов, страусов...

Мало того, что звери раздирали друг друга – на арену вышел человек, чтобы померяться с ними силой, ловкостью и хитростью. Это были особые рабы (бестиарии), дравшиеся копьем и ножом. Для лучшей зрелищности их в специальных школах обучали убиванию конкретных видов зверей. Ладно, пока этим занимались люди с достаточным навыком и оружием, с помощью хороших псов, против этого нечего было бы возразить. Но – на арене стали приводить в исполнение смертные приговоры, в том числе невинным людям, какими были, скажем, христиане. Этих несчастных привязывали к столбу среди кровожадных бестий, и это не считалось жестокостью и происходило под аплодисменты ликующих «свободных граждан», которые сами в сущности были бестиями и исчадием ада.
Gladiator_gli2048 (700x244, 69Kb)
Дорогие забавы Клавдия

Римляне очень любили «наумахии» – зрелища редкие, требовавшие тщательной разработки и дороговатые даже для императоров. Идея привлекательна: с максимальным реализмом воспроизвести исторические морские сражения на искусственных акваториях, со всех сторон хорошо обозреваемых зрителями. Все было, как в бою: без колебания уничтожались дорогие корабли, беспощадно избивались их экипажи, воды обагрялись натуральной кровью (это вам не голливудский кетчуп!). Первым до этого додумался Гай Юлий Цезарь. На своих триумфальных играх в 46 году до н. э. он повелел выкопать на Марсовом поле Рима огромное озеро, и устроил на нем сражение между «египетским» и «финикийским» флотами (16 двух-, трех- и четырехпалубных галер, 2 000 солдат, 4 000 гребцов). Казалось, грандиознее не бывает, но Октавиан Август после годичной подготовки устроил «наумахию» с участием 24 кораблей (бой между греками и персами при Саламине).

Самую же исполинскую битву между «сицилийским» и «родосским» флотами, равной которой больше не было, сделал император Клавдий в 52 году н. э. на Фуцинском озере в 80 километрах от Рима, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Никакой другой водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем с экипажами из 20 000 приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех способных держать оружие. По берегам стояли заградотряды для предотвращения попытки бегства или мятежа. Редкое зрелище наблюдало практически все взрослое население Рима – необозримая аудитория в 500 тысяч человек! Размеры озера допускали свободное движение кораблей, и битва получилась что надо! Историк Тацит поразился: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Сражение продолжалось 5 часов, и лишь после обильного кровопролития, когда сдался последний «сицилиец», резне был положен конец. Погибло более 3000 человек, озеро покраснело от крови, публика была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, умел развлечь народ. И пусть правителем он был так себе, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым императором.

В программы развлечений входили кулачные бои, схватки борцов, бои без правил, бои между всадниками и казни преступников. Позднее на арену целыми общинами стали загонять христиан (взрослых, стариков, детей), которых умерщвляли жесточайшими методами под аплодисменты публики. Но пиком любой программы были гладиаторские бои, начинавшиеся приветствием участников: «Аве, цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!»

«Аве, цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!»

Гладиаторство возникло из погребального обряда этрусков, живших на Апеннинском полуострове до римлян. Сначала приносимых в жертву рабов убивали у свежей могилы господина. Потом просто умерщвление показалось не зрелищной забавой: в итоге их заставили драться на мечах, и сильный убивал слабого, вызывая восторг присутствующих. Согласно историку Титу Ливию, в Риме первый поединок трех пар гладиаторов состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке на похоронах гражданина Брута Перры, устроенных его сыновьями. Зрелище настолько всем понравилось, что было внесено в летопись города.

Первые римские гладиаторы сражались добровольно за деньги; потом их стали набирать из военнопленных; потом на арену пошли и приговоренные к смерти преступники. Закон это позволял, и злодеев осуждали «На бой с людьми» («ad gladium») или «На бой с животными» («ad bestias»), что было равнозначно осуждению на смерть. Больше везло тем, в чьем приговоре звучало «Для игр». Таких сначала обучали ремеслу показательного боя. Несмотря на большой расход человеческого материала, трудностей в пополнении гладиаторских трупп не было – империя расширялась, и кандидатов было хоть отбавляй.

Вне арены гладиаторы жили в специальных школах скрытыми от посторонних глаз, как современные атлеты: особая диета, изнурительные тренировки, постоянный контроль состояния здоровья.

Школы были частными, городскими или императорскими. Славились римские императорские «Большая» («ludus magnus») и «Утренняя» школа (готовила бестиариев); со временем они появились в каждом городе с амфитеатром. Верховная власть значительно влияла на их деятельность: руководитель школы «lanista» (кстати, слово, родственное «lanius» – «мясник») всегда был благородных кровей, назначался лично императором, нес перед ним персональную ответственность. Ему подчинялись тренеры, оружейники, повара, лекари, похоронщики. В школе царила жесткая дисциплина и суровые наказания за малейшую провинность (плети, кандалы, карцер).

Акцент делался на обучение виртуозному фехтованию. После овладения деревянным мечом новобранец для укрепления мышц тренировался тупым железным оружием вдвое тяжелее боевого. Обучение длилось 3 года, потом гладиатор 2 года сражался по контракту. Если ему удавалось выжить, то после еще 2 лет обязательной работы в школе в качестве тренера он получал полное освобождение и восстанавливался в гражданских правах. Решив продолжить карьеру гладиатора, он оставался в разряде «infames» («опозоренных», бесправных).

Физическое состояние гладиаторов было предметом постоянной заботы: они должны были обладать отменным здоровьем и хорошей мышечной массой, не только функциональной, но и красивой, пища была качественной и высококалорийной. Накануне боя давался показательный ужин, где воинов перед глазеющей толпой кормили самым изысканным образом.

Бойцы соответственно способностям и физическому уровню входили в разные группы, дравшиеся своим специфическим оружием и манером.

Гладиаторство как профессия

На арену вели разные пути. Трудно представить, но были люди (есть они и сейчас), которые добровольно шли на всяческие лишения, чтобы испустить дух в кровавом спектакле. Да-да, в Риме нередко и среди свободнорожденных находились мужчины и даже женщины, приходившие в школы гладиаторов («ludus gladiatorius»), чтобы потом выйти на смертный бой.

Что же подвигало людей на то, чтобы их клеймили раскаленным железом, бросали в карцер, заковывали в кандалы? Причина банальна: деньги! Простой крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть, хотя шанс погибнуть был куда больше. Отчаянные головы видели в гладиаторстве всего лишь профессию. Договор заключался на два года: человек объявлялся «юридически мертвым», давал клятву, что позволяет «сечь себя плетьми, жечь огнем и убивать железом», сознательно шел из свободы в рабство, в спартанские условия и изоляцию, вступал в другой мир, где царили жестокие законы чести. Законом было молчание – гладиаторы объяснялись на арене жестами. Законом были правила – так, например, упавший на землю и сознающий свое поражение был обязан снять шлем и подставить под меч противника горло или же вонзить в него собственный нож.

Премии победителям были велики: даже рабы имели право на получение денег. Нередко владелец гладиатора-победителя делился с ним, и тот постепенно набирал необходимую для выкупа из рабства сумму. Искусные гладиаторы пользовались симпатиями населения, были в большом почете у публики – и на арену потянуло даже аристократов, соблазненных аплодисментами толпы и (возможной) славой в случае победы. Кроме того, пресыщенные всеми самыми немыслимыми забавами, они искали новых впечатлений, идя при этом на частичную потерю социального статуса. Устроители боев делали все возможное, чтобы мужи благородных кровей всегда выходили победителями, но удача улыбалась далеко не всем: публика желала крови и смерти, и биться приходилось всерьез. Порой дело заканчивалось скандалом (они пасовали, когда дело доходило до их «добивания»), и император Вителий в 69 году н. э. запретил участие римских граждан в боях.

На арену выходили даже императоры, самым знаменитым был Коммод (провел 1200 боев!). Специально для него давались отрепетированные сражения против людей и животных. Это вышло ему боком: враги подстроили дело так, что во время тренировки в гладиаторской школе он был задушен.

Смерть была финалом поединка гладиаторов часто, но не всегда: смело дравшемуся побежденному воину даровалась жизнь. Если он был только ранен, арбитр обращался к зрителям с вопросом о его судьбе. Те могли показать поднятый вверх большой палец – «пощадить». Но если большинство показывало вниз, победитель закалывал поверженного.

Римские патриции и плебеи с упоением предавались самым немыслимым наслаждениям за счет порабощенного ими мира! Но пришли иные народы и смели эту мерзость с лица земли. Ничто не спасло граждан жестокой империи от неминуемого краха. Судьба всех цивилизаций, проливающих реки крови, – утонуть в ее бурных потоках.
Gladiator_RW015207 (700x315, 181Kb)
Нечеловеческая жестокость

При открытии Колизея убили 5 тысяч голов разных зверей! Патологически жестокий император Коммод за один день своей рукой убил 5 бегемотов, потом 2 слона, 2 носорога и 1 жирафа. При Гордиане III за один раз были убиты 32 слона, 60 львов, 10 тигров, 1 носорог, 1 бегемот, 30 леопардов, 10 гиен, 10 жирафов, 20 куланов, 10 лосей, 40 диких лошадей, множество медведей, вепрей и прочая мелочь. При Помпее и Цезаре убивались сотни львов; в 26 травлях, устроенных Августом, забили 3500 африканских животных; кульминацией были игры Траяна в 107 году до н. э., где истребили 11 тысяч голов дичи!

Фракийцы против самнитов

Всего было 8 категорий легко- и тяжеловооруженных гладиаторов.
Самнит – самый старый, классический тип гладиатора, названный по имени народа, неоднократно бившего римлян (за что он и был истреблен). Первыми гладиаторами были как раз пленные самниты. У них был продолговатый щит, напоминающий разрезанный вдоль цилиндр, шлем с забралом и высоким гребнем, короткий меч («gladius»), нарукавник на правой руке и наколенник на левой ноге.

Ретиарий – самый легко вооруженный, наиболее быстрый и ловкий гладиатор, рассчитывавший только на свои силы, ведь ни шлема, ни щита ему не полагалось, и поэтому он был весьма любим публикой. Сражался ретиарий обнаженным или одетым в тунику, широкий кожаный пояс защищал лишь живот, а наплечник – левое плечо, позднее в экипировку добавили латы для шеи и нижней части лица. Вооружением были сеть (лат. «rete») с грузилами, трезубец и кинжал.

У мирмиллона был шлем с изображением рыбы, фехтовальный рукав, меч и длинный галльский щит. Вооружение терциев состояло из небольшого круглого щита, кривого меча, шлема, пояса, наручей и поножей.

На арене сражались определенные пары бойцов. Так, самнит и мирмиллон никогда не дрались друг с другом – их соперниками обычно были ретиарий и терций.
Кроме того, были еще: фракийцы в шлемах с защитой шеи, защитой обеих ног, круглым щитом и длинным кривым мечом. На арену выходили легковооруженные провокаторы («рrovocatores»), сражавшиеся против самнитов; тяжелее всех вооруженные галлы с копьем, мечом, большим щитом и великолепным шлемом (прообразом были пленные галльские воины); димахеры с двумя мечами; лучники саггитарии; велиты с копьем и арканом; эсседары на кельтских боевых колесницах «esseda». Самые неспособные попадали в андабаты, конные гладиаторы с металлическим цепом или с двумя кинжалами (иногда – с двумя копьями), без дополнительной защиты, в шлемах с двумя отверстиями, не совпадающими с глазами. Они дрались друг с другом практически вслепую. Надсмотрщики подталкивали их сзади раскаленными железными прутами. Эта часть боев считалась самой забавной. На арене дрались также лилипуты.

Особым спектаклем были бои женщин: эфиопки, а также воительницы-«амазонки» сражались даже с мужчинами.

Вольф Мазур




tatasoz-
Рубрики:  КОЛЕСНИЦА ИСТОРИИ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку