Тематика семинаров
Семинар 1.
Тема. Научно-организованные основы охраны психического здоровья.
Категория психического здоровья. Понятие психической "нормы".
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1 Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинических психологов.
2 Понятия психического здоровья, болезни и психической «нормы».
Семинар 2.
Тема. Медико-психологическая служба охраны психического здоровья.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Психологическая служба в системе психиатрической помощи населению
2. Нейропсихологическая служба в неврологии и нейрохирургии.
3. Клинические психологи в наркологической службе.
4. Психологическая помощь детям и семьям с аномалиями развития.
Семинар 3.
Тема. Психопрофилактика и задачи клинических психологов.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Задачи клинической психологии в работе с группами повышенного риска заболеваемости нервно-психическими болезнями.
2. Задачи клинической психологии в помощи переболевшим людям в целях предупреждения декомпенсации и инвалидизации.
Семинар 4.
Тема Клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике.
2. Топическая нейропсихологическая диагностика.
3. Личностная типологическая диагностика.
4. Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития.
Семинар 5.
Тема. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Роль клинических психологов в судебно-психиатрической экспертизе врачебно-трудовой экспертизе.
2. Психолого-педагогическая экспертиза с целью прогноза развития ребенка и рекомендации форм обучения.
Семинар 6.
Тема. Клинико-психологические формы воздействия и психологической помощи. Психологическая коррекция и психологическая "терапия".
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Клинико-психологические формы воздействия и психологической помощи.
2. Основные виды психотерапии.
Семинар 7.
Тема. Участие клинических психологов в социально-трудовой адаптации, реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Психологические аспекты реабилитации больных.
2. Принципы компенсации и восстановления нарушенных психических функций.
3. Особенности нейропсихологической реабилитации.
Семинар 8.
Тема. Восстановление нарушенных высших психических функций.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Пути и принципы восстановления высших психических функций.
2. Принципы восстановительного обучения.
Семинар 9.
Тема. Предмет патопсихологии, ее теоретические основы и актуальные проблемы.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. История возникновения патопсихологии в нашей стране.
2. Клиническая патопсихология, ее задачи.
Семинар 10.
Тема. Принципы построения методов патопсихологической диагностики.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Принципы построения патопсихологического исследования.
2. Количественная и качественная оценка результатов патопсихологического исследования.
Семинар 11.
Тема. Связь психологии с психиатрией. Место и роль патопсихологическихисследований в системе мультидисциплинарного изучения природы болезней.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Патопсихология и психопатология, их особенности.
2. Участие клинических психологов в решении практических задач психиатрической клиники.
Семинар 12.
Тема. Основные проблемы психосоматики.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Роль психологических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний.
2. Понятие «внутренняя картина болезни».
Семинар 13.
Тема. Нейропсихология: проблемы и методы исследования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.4:
1. Основные разделы нейропсихологии.
2. Нейропсихологическая разработка понятий симптом, синдром, фактор.
3. Характеристика методов нейропсихологического исследования.
Семинар 14.
Тема. Проблема локализации высших психических функций.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. История взглядов на локализацию психических функций.
2. Методологический аппарат нейропсихологии.
3. Теория системной динамической локализации высших психических функций.
Семинар 15.
Тема. Психологические проблемы аномального онтогенеза.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Типы нарушений психического развития детей.
2. Понятие гетерохронии и асинхронии психического развития.
Семинар 16.
Тема. Проблемы психокоррекции и психотерапии в клинической психологии.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
1. Особенности психотерапии и психокоррекции в клинической психологии.
2. Основные направления психотерапии.
Основная литература:
1. 3ейгарник Б.В. "Патопсихология" (любое издание). Аб. 1999.
2. Лурия А.Р. "Основы нейропсихологии" (любое издание). Аб. Гриф. 2002.
3. Хомская Е.Д. "Нейропсихология" (любое издание). Аб. Гриф. 2003.
4. Николаева В.В. "Влияние хронической болезни на психику" МГУ, 1987. Ч/з.
5. Лебединский В.В. "Нарушения психического развития в детском возрасте" (любое издание). Аб. Гриф. 2003.
6. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. "Клиническая патопсихология" МПСИ, 2002. Аб. Гриф. 2002.
Дополнительная литература:
1. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. "Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание" М. 1991.
2. Братусь Б.С. "Психологический анализ изменений личности при алкоголизме" МГУ, 1974. Ч/з.
3. Зейгарник Б.В. "Личность и патология деятельности" (любое издание). Ч\з.
4. Бурлачук Л.Ф. "Исследования личности в клинической психологии" Киев, 1979.
5. Соколова Е.Т., Николаева В.В. "Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях" М. 1995. Ч/з.
6. "Хрестоматия по нейропсихологии" ред. Е.Д. Хомская. МГУ, 1999. Аб.
7. Соколова Е.Т. "Психотерапия. Теория и практика" М., 2002. Аб.
8. "Атлас анатомия нервной системы: строение и нарушения" ред. Астапов и Микадзе (любое издание). Аб.
9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. "Клиническая нейропсихология" (любое издание). Аб. Гриф. 2003.
10. "Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека" Киев, 1989.
11. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии». СПб, 2003.
12. Рубинштейн С.Я. "Экспериментальные методики патопсихологии" (любое издание). Аб. 1999.
13. Цветкова Л.С. "Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение" МПСИ, 2000. Аб.
14. Медицинская и судебная психология. Курс лекций. Ред. Т.Б.Дмитриева, Ф.С.Сафуанов. Москва. Генезис.2005.
Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля по дисциплине
Формой промежуточного контроля являются ответы на вопросы в виде контрольного опроса на семинарах.
Формой рубежного контроля являются контрольные работы по тематике 1 и 2 разделов курса.
Форма итогового контроля – экзамен по билетам.