...
Где заканчивается искусство и начинается оскорбление? Об этом рассуждал ведущий российский художник Никас Сафронов в творческой мастерской «Арт-Улей» перед молодыми живописцами ещё в марте этого года....
Он говорил о том, что впервые видит необычайно смелые карикатуры французов Charlie Hebdo и недоумевает.
Почему? Потому что совершать подобное (с его точки зрения) в стране, где почти половина населения исповедует ислам - это неправильно, нужно считаться со взглядами тех людей, что являются гражданами страны (раз уж Франция признала их права на гражданство).
"В нашем мире все взаимосвязано, мир глобализируется, ничто не может остаться без внимания, любое событие становится мировым " - подчеркнул художник. "И мы, люди искусства, должны с этим считаться*. Каждый мазок, нанесенный на полотно, - может иметь огромный резонанс."
Развивая мысль об ответственности художников, мэтр рассказал свою историю: когда-то в далеком 1983 году, с благими мотивами - чтобы привлечь внимание общественности к проблеме уничтожения наследия прошлого, он нарисовал элементы обнаженных тел поверх выброшенных под мост икон. Да - он достиг своей цели: имел место серьезный всплеск общественного внимания. Однако многие верующие люди и представители церкви оскорбились. И он понял, что был не прав и извинился, но - историю уже не переписать.
"Каждый раз, воплощая свое Я в картине, мы должны думать - а принесет ли это в мир Добро?"
Художник затронул в своей лекции, пожалуй, самую сложную тему: *Свобода слова в современном мире*. С одной стороны, рассуждал он, художник - свободный человек, который пытается внести в мир изменения, чтобы общество обратило внимание и задумалось.
Но в последнее время все чаще люди, причисляющие себя к искусству, добиваются этого путем эпатажа и нарушения канонов социума.
Поэтому - неоднократно подчеркивал Никас Сафронов - необходимо искать золотую середину, художник не должен нарушать базовые человеческие ценности.
К примеру, отвратительную акцию Pussy Riot в церкви подхватили на Западе как выражение свободы, но это было оскорблением, нарушением канонов общества.
"Настоящее искусство должно быть символичным, а не примитивным" - утверждал мэтр.
В сегодняшнем мире необходимо находить компромисс, нельзя нарисовать все, что вздумается, нельзя прийти в храм и кощунствовать.
"Нужно работать так, чтобы ваше творение и через тысячу лет было великой картиной и волновало души зрителей - вот это настоящее Искусство!" - сказал Никас Сафронов.
Начинающие живописцы не только внимали словам Мастера, но и задавали непростые вопросы.
Один из слушателей спросил - "Может ли государство использовать искусство как оружие?"
"Каждый популярный человек должен понимать меру ответственности, которая лежит на нем, осознавать, что к нему прислушиваются многие. Это непростая ноша" - подчеркнул художник.
"Что первично - талант или техника?"- вопрошали юные художники. Ведь еще с древних времен остро стоит вопрос - где пролегает грань между Мастером и ремесленником.
Никас Сафронов ответил:"Мастер всегда в себе сомневается, совершенствуется, а ремесленник всегда собой доволен, рекламирует себя. К примеру, Гоголь, признанный талант, сжег 2-ую часть Мертвых душ - потому что не хотел предстать перед своим читателем неидеальным. Только вам выбирать - какой след вы оставите в истории искусства."
К ЧЕМУ ЭТО Я ВСПОМНИЛА ЭТУ БЕСЕДУ МЭТРА ИСКУССТВА С МОЛОДЫМИ ХУДОЖНИКАМИ? ДА, В СВЯЗИ Со СКАНДАЛОМ НА ВЫСТАВКЕ В "МАНЕЖЕ"...
Но подробнее...
Активисты движения «Божья воля» 14 августа устроили погром на выставке нонконформистского искусства 60-70-х годов «Скульптуры, которых мы не видим» в «Манеже», повредив несколько экспонатов, показавшихся им богохульными. В частности, им не понравились гравюры на линолеуме, изображающие Иисуса Христа обнаженным и стилизованные головы Иоана Крестителя, выставленные на тарелках. По данным куратора выставки, были повреждены четыре работы.
Вот что ответил журналистам организатор акции -православный активист Дмитрий Цорионов по прозвищу Энтео, о богохульстве, границах допустимого в искусстве и радикализме верующих.
Цорионов: На ней происходит беспрецедентный акт богохульства, который не имел аналогов в новейшей истории России. Никогда ничего подобного не было выставлено на всеобщее обозрение, тем более на государственной площадке. Речь идет о порнографии с Иисусом Христом, о страшном хулении Божьей Матери, о нескольких десятках абсолютно кощунственных работ. На этой выставке было множество авторов, в том числе и современных, и всех их объединяла тема богохульства.
Это все уже было, Марат Гельман уже привлекал внимание кощунством к своим бездарностям. Мы помним выставку «Осторожно: религия». Многие из тех, кто ее разгромил, давно стали священниками. Это нормальная реакция общества на попрание самого святого в своей жизни. Пусть каждый у себя спросит, что бы он сделал, если бы увидел порнографическую карикатуру на свою мать, дочь, жену, как бы он поступил, если бы государство его не защищало.
Наравне с заявлениями в органы о нарушении статей 148 и 282 Уголовного кодекса («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» ), мы также будем подавать иск за клевету. Среди экспонатов повреждений не было. Кусок линолеума с богохульством мы взяли для того, чтобы показать правоохранительным органам. Одна тарелка из магазина «Икеа»,на которую была положена стилизованная голова Иоанна Крестителя и которая не имела отношения к экспозиции, была разбита в ходе дискуссии. Вот и все. Ни одной статуэтки разбито не было, это грязная клевета, чтобы отвлечь внимание от того, что эти люди нарушили как минимум две статьи Уголовного кодекса и им грозит реальное уголовное преследование.
Мы бы с радостью действовали в рамках закона.Закон не работает. Государство не защищает чувства верующих, оно не защищает наши святыни. Только поэтому мы вынуждены привлекать внимание общества к этому вопросу. Мы делаем это максимально мирными способами. Другие бы на нашем месте действовали более радикально, и были бы правы.
Лично я постоянно сталкиваюсь с проявлениями радикализма. Я слышу это от ветеранов боевых действий, от тех, кто приехал с Донбасса или воевал в Чечне, от представителей казачества. Слышу самые разные инициативы, некоторые из которых меня пугают. И я делаю все возможное, чтобы сдерживать этих людей, направлять их праведный гнев в мирное русло, чтобы они выражали свой протест в правовом поле. Хотя бы так, как делает наше движение — креативными акциями. Мы бы очень хотели позвонить в полицию, чтобы она закрыла эту богохульную выставку, но это не работает.
Если бы уважаемый гражданин Легойда добился, чтобы хотя бы один прецедент из многих случаев публичного богохульства был осужден по 148 статье, я бы обнял его как своего старшего брата. И поблагодарил бы бога за то, что у нас такое цивилизованное общество, которое защищает наши святыни. Но это не работает. Это прекрасно знает любой церковный чиновник. И мы вынуждены создавать общественный резонанс. Лично я не могу пройти мимо того, как хулится Иисус Христос, у меня сердце болит. И я такой не один, нас таких много – до восьми процентов населения нашей страны.
Мы подадим заявление в мэрию на проведение около «Манежа» митинга на пять тысяч человек. Если нам дадут добро, мы уверены, что без труда соберем этих людей, которые заявят о своей позиции. Мы озвучили послание к министру культуры Мединскому. Мы спросили, почему чиновник, который живет на наши налоги, позволяет топтать наши святыни за государственный счет. Что это за беззаконие?
Также было обращение к депутату Ярославу Нилову, который возглавляет комитет Госудмы по делам общественных и религиозных организаций. Под его началом создавался закон «О защите чувств верующих», и Нилов гарантировал, что он будет работать, хотя эксперты говорили, что это не так. В итоге закон не работает, а депутат посмел осудить тех верующих, которые выполняли свой долг. Мы от лица общественности, мы будем ставить вопрос о снятии господина Нилова с занимаемой им должности по причине профнепригодности. Это в том числе персонально его вина, что имеет место социальная напряженность, которая выходит на федеральный уровень. Как в случае с «Тангейзером» в Новосибирске, в случае с пьесой в МХТ имени Чехова («Идеальный муж» ). Данная социальная напряженность нарастает, и не понятно к чему это приведет. Этот чиновник должен нести за это ответственность.
Для нас очевидно, что это ритуальный акт богохульства. Именно в тот день, когда церковь празднует великий праздник — воздвиженье креста господня. Именно в тот день ритуально хулятся святыни в самом центре Москвы, об этом рассказывают СМИ, это делают нормой для нашего общества. Мы категорически против. Мы не привлекаем внимание к выставке, мы привлекаем внимание к серьезнейшему моральному выбору. С богом мы или против него, можем ли мы организовать справедливое, свободное общество, где не попираются религиозные свободы граждан, не попираются их святыни. Или мы будем жить как дикари. Речь идет о привлечении внимания людей к допустимости богохульства в общественном пространстве. Сама выставка никому не интересна, это один из многих криков Сатаны, одна из многих провокаций. Люди, которые сознательно устраивают такое поругание Иисуса Христа — экстремисты.
На вопрос журналистов:Но ведь христианство учит смирению и прощению.
Цорионов ответил так:Иисус Христос, сама любовь, сама кротость, взял бич, опрокинул столы менял, выгнал всех непотребно ведущих себя в святом месте. Христианство — это религия сильных, религия воинов, религия мучеников, это религия, которая покорила себе весь мир. Никогда христиане не были терпилами. Если бы вы посмотрели, чему учат наши святые, наши авторитеты — там прямые призывы к тому, чтобы через насилие достигался баланс в обществе, чтобы любые иноверцы боялись хулить православные святыни. Я к этому не призываю, но об этом пишет, например, Иоан Златоуст. Есть масса случаев, когда христиане жестко защищали свои святыни от поругания. Это нормально. Так делается в любой религии.
В нашем случае речь идет о главных религиозных символах, об Иисусе Христе, Божьей Матери, о святых, когда они изображаются в неподобающем, оскорбляющем виде — это кощунство.
Часто бездарные художники пытаются привлечь внимание к своим работам провокациями, и мне бы хотелось, чтобы это пресекалось по закону. Никто из нас не будет бегать по «Эрмитажу» или «Третьяковке» и требовать, чтобы у античных статуй закрыли бюст. Речь идет о прямом и сознательном поругании наших святынь. Никто не собирается переходить границы и требовать запрета чего-то необоснованно.
Мы хотим, чтобы Россия вспомнила о боге, чтобы основы христианской нравственности присутствовали в нашей жизни. Мы хотим жить в прогрессивном, свободном обществе, где будут соблюдаться человеческие нормы жизни, когда люди будут иметь какие-то нравственные ориентиры.
Журналисты заметили:Некоторые правозащитники уже сравнили вашу акцию с деятельностью ИГИЛ.
Цорионов:Во-первых, хотелось бы пожаловаться на низкий уровень ведения полемики этими людьми — всех, кто не согласен с их взглядами, они клеймят игиловцами, как раньше клеймили фашистами, или как коммунисты всех клеймят власовцами. Это очень дешевый пропагандистский прием. Я убежден, что один и тот же дух движет и террористами ИГИЛ, этими демонами во плоти, которые уничтожают православные монастыри, храмы, продают в рабство монахинь, и этими «правозащитниками», которые хотят отстоять право публично глумиться над Иисусом Христом. Люди, отстаивающие право на богохульство — преступники, и в любом цивилизованном обществе с ними никто не сядет есть за один стол, они должны быть изгоями, это варвары.
Почему нас сравнивают с ИГИЛ? Мы кого-то убиваем, совершаем теракты, похищаем? Что за детский сад! Я хочу отметить, что никто даже не побил этих преступников, организаторов выставки, хотя моральное право было.
ЧТО УТВЕРЖДАЮТ ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫСТАВКИ?
Известно, что было повреждено четыре скульптуры Вадима Сидура, некоторые только частично, а некоторые полностью. Все нарушители были задержаны полицией и доставлены в ОВД «Китай-город». В связи с последними событиями, выставка работ талантливых скульпторов середины прошлого столетия закрыта для посетителей.
ОТКЛИКИ
Поскольку тема эта в последнее время является для нашего общества крайне болезненной, акция "Божьей Воли" вызвала, что называется, широкий общественный резонанс. На этот раз, впрочем, реакция оказалась на удивление единодушной. Выходку осудили как либеральные публицисты, так и публицисты консервативные, как искусствоведы и музейные работники, так и миряне и многие клирики Русской Православной Церкви. Безусловно, не обошлось и без защитников - палитра нашего общественного мнения, чего бы там кто ни говорил, всегда довольно широка. Но в целом можно констатировать: даже те православные, которые вполне солидарны с господином Цорионовым в оценке экспонатов выставки, совершенно не согласны с его методами. Действовать надо по закону. Протестовать надо исключительно мирно. Хорошо, Украина у нас под боком все-таки многому нас научила.
Но если вы захотите узнать, какие именно скульптуры повреждены или уничтожены, то сделать вам это будет весьма сложно.
В прессе мы читаем: "Как рассказала РБК руководитель отдела PR и рекламы НВО "Манеж" Елена Карнеева, активисты повредили четыре работы Вадима Сидура, "некоторые полностью, некоторые частично".
Странная формулировка. Работ всего четыре. Чего проще сказать: три повреждены, одна утрачена полностью. Или там: три утрачены, одна повреждена. Или две на две. Но публику пичкают каким-то туманом.
Сам господин Цорионов прямо утверждает, что ни одного экспоната он не повредил. А все, что сделал - "разбил тарелку из ИКЕИ". Видео, которые во множестве разошлись по сети, в общем слова активиста подтверждают. Видно, как он разбивает ту самую тарелку, которя, правда, тоже была частью экспоната - судя по всему современного. Голова Иоанна Крестителя, карикатурная, с высунутым языком, из папье-маше. Ну, и тарелочка для нее соответствующая. Все в духе храма из клизм, которым так восхищался в свое время Марат Гельман. Где там Сидур? Еще одну литографию, видимо, оторвали от постамента, на котором она находилась.
Это уже Сидур, но не совсем понятно, что в итоге с этой работой произошло.
На видео скульптуры есть во множестве, есть неприятный скандал, перебранка, есть полицейский, который явился чуть позже - но нет никаких уничтоженных работ. Возможно, конечно, что новой тарелкой cтарую не заменить. Мало ли? Бывало так, что уборщицы в музеях современного искусства уничтожали экспонаты, не разобравшись, что это именно экспонаты, а не мусор. Такое сейчас искусство. В подобном случае остается лишь развести руками.
Перед нами наглядное, хотя и ползучее, распространение хаоса, ненависти, а не любви. Вряд ли это можно назвать чем-то благодатным.
P.S.Я, конечно, не стала бы бить скульптуры, рвать линолеум с рисунками, но честно признаюсь, что ничего духовного и трогающего сердце в скульптурах прославленного Сидура , кстати , фронтовика, не нашла... Видимо, не доросла)))