-

Быстрый переход по страницам блога Kitidodo:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kitidodo

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.04.2009
Записей: 518
Комментариев: 191
Написано: 1151


Лени Рифеншталь

Воскресенье, 23 Августа 2009 г. 00:14 + в цитатник
Цитата сообщения Владимир_Шкондин Лени Рифеншталь



22 августа 1902 года
родилась немецкая танцовщица, актриса, кинорежиссёр
и фотограф Лени Рифеншталь

 

Лени Рифеншталь — великая и ужасная

 

Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl). Родилась 22 августа 1902 года в Берлине. С раннего детства отличалась совершенно железной волей, невероятным упорством и честолюбием, талантом во всем, за что бы она ни бралась. В 4 года Лени всерьез заинтересовалась танцами и театром, на роликах каталась так, что ее «показательные выступления» в берлинском Тиргартене привлекали большое количество зевак и порой заканчивались активным вмешательством полиции. Берлинскую гимназию Лени закончила, разумеется, с отличием. Вообще, будучи лучшей ученицей, она оставалась столь же необузданной и способной на самые вызывающие поступки (ее оценка по поведению была лишь «удовлетворительно»). В балетную школу русской балерины Евгении Эдуардовой Лени приняли в 19(!) лет, хотя обычным возрастом для этого было 6 лет. Она трижды ломала лодыжку, но через два года стала официально лучшей ученицей балетной школы. Вскоре ей предложили длительный контракт и турне по Европе. Выступая в Праге, Лени сильно повредила колено, и все врачи сошлись во мнении, что о балете ей нечего больше и думать.

Дома Лени просидела недолго. Сходив как-то в кино, она решила сделать карьеру киноактрисы. Очаровав режиссера Фанка, она добилась специально для себя роли с танцевальными фрагментами, рискнула на крайне редкую в 1925 году операцию на мениске, долго разрабатывала колено и практически вернула свою прежнюю форму!

Во время съемок фильма несчастья преследовали и Лени, и всю группу так плотно, что режиссер посчитал проект проваленным и закрыл его, отправившись в Берлин. Тогда Лени сама взяла в руки камеру и за свой счет сделала 600 метров натурной съемки, которые затем и спасли фильм! Потрясенный Фанк начал лично обучать Лени мастерству и режиссера, и оператора, а по возвращении она немедленно устроилась на работу в отдел копирования, где освоила процессы проявления и копирования пленки и монтажа фильмов!

Карьера Рифеншталь стремительно шла в гору, ее популярность росла. Одно время она вызвала настолько большую ревность со стороны самой Марлен Дитрих, что однажды на съемках та показала Лени свой голый зад.

В 1931 году Рифеншталь создала собственную кинофирму и за год сняла фильм «Голубой свет», который немедленно получил серебряную медаль в Венеции (в Париже ее фильм не сходил с экранов 14, а в Лондоне — 16 месяцев!).

В начале 30-х годов в ее жизни возникает Гитлер. Рифеншталь написала ему письмо, тот ответил, и с тех пор Рифеншталь стали замечать в обществе высших партийных функционеров.

Честолюбивая и по-женски легкомысленная Лени сама намекала на свои близкие отношения с Гитлером и Геббельсом. Вероятно, это все было не совсем так. Вероятно, главным в ее жизни оставалась карьера и только карьера — без малейшей примеси политики, хотя она в те годы и симпатизировала национал-социалистам, как и большинство немцев.

И вот наступил ее звездный час. Именно ей решил Гитлер поручить съемки документального фильма о съезде НСДАП 4-10 сентября 1934 года в Нюрнберге, где специально был построен огромный стадион. Нелегкую в творческом отношении задачу Лени Рифеншталь решила блестяще, создав буквально из ничего двухчасовой фильм «Триумф воли» (Triumph des Willens), за который Лени получила Гранд-при и золотую медаль в Париже и главный приз — на фестивале в Венеции, который признан лучшим пропагандистским фильмом всех времен и народов, который обладает огромной гипнотической силой и который поэтому и сейчас еще запрещен к показу в некоторых странах.

Команда Рифеншталь (120 человек) позволила себе целый ряд экспериментов, которые впоследствии стали классикой съемок неигрового кино. Именно она впервые разместила между древками знамен, на высоте 38 метров, специальные лифты для подвижной съемки с разных точек. Именно она поставила всех операторов на роликовые коньки. Именно она впервые сделала панорамную съемку в документальном кино, начала использовать пожарные машины для съемок сверху из подвесных люлек, проложила рельсы для съемок с движущихся вагонеток, впервые использовала вкрапление в документальное кино постановочных сцен. Ниже показаны два рабочих момента съемок фильма «Триумф воли» (1935 год).

Вот так делала свои фильмы Лени Рифеншталь:

После этого Лени Рифеншталь стала в Германии фактически тем, что теперь назвали бы «народный режиссер». Вопросов, кто будет снимать фильм об Олимпиаде 1936 года в Берлине, не возникало. Фильм «Олимпия» (Olympia) начал сниматься еще в 1935 году и был закончен лишь в 1938 году. Собственно говоря, Лени сработала на своем обычном уровне великого режиссера, и «Олимпия» официально входит сейчас в десятку лучших фильмов мирового кино.

Кадры из «Олимпии»:

Опять очень много придумано именно ею. Чтобы снять прыгунов с шестом, она вырыла ямы прямо на поле и смогла показать прыгунов на фоне неба. Чтобы эффектно снять бег на короткие дистанции, она впервые придумала катапультировать камеру одновременно со стартом бегунов. Чтобы снять общие планы стадиона и спортивных состязаний с воздуха, она использовала дирижабли и воздушные шары с маленькими камерами. Прыжки в воду операторы Лени снимали тремя камерами — одна камера вверху, другая, впервые в истории кино, — под водой, а третья, с двумя скоростями, — сбоку. В киномонтаже, пуская пленку в обратную сторону, меняя ритм и постепенно замедляя его, она добилась потрясающего эффекта парения в воздухе прекрасных человеческих тел.

Вообще, как можно заметить, в фильме Рифеншталь поется настоящий гимн совершенству человеческого тела, совершенству линий и движений. Собственно говоря, это было вполне в русле проводившейся в то время в Германии кампании по пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта. В предыдущем фильме, «Триумфе воли", как раз и показано посещение руководителями страны гигантского по размерам летнего молодежного лагеря.

Еще два кадра из «Олимпии»:

Было снято около 400 километров пленки. Монтаж занял почти два года, 10 недель ушло только на отсмотр материала.



Впоследствии, отвечая на обвинения в сотрудничестве с нацистским режимом, Лени говорила, что она думала только о работе и ни о чем больше. И это совершенно верно, если только принять во внимание ее редкий талант. Думаю, если бы сейчас та Лени Рифешталь взялась делать рекламу женских прокладок, то она сделала бы довольно длинную ленту, на следуюший же день после показа которой по телевидению купить прокладки стало бы весьма проблематично ввиду их (временного, конечно) отсутствия. Вот это и называется — просто талант.

Шедевры Лени Рифеншталь «Триумф воли» и «Олимпия» реально можно купить в записи на DVD, хотя, конечно, они отнюдь не фигурируют на витринах.

Началась война. Геббельс лично обратился к Лени с просьбой снять несколько фильмов. К ее чести, после того, как она сама увидела уничтожение польских деревень вместе с их жителями, Лени раз и навсегда оставила мысли о карьере фронтового киножурналиста и вообще попыталась порвать свои тесные связи с нацистской верхушкой. И всякое финансирование ее проектов моментально прекратилось. Вокруг Лени образовалась пустота, и практически всю войну она провела в полной бездеятельности как режиссер. Лени пыталась переломить ситуацию, пыталась снова наладить отношения, но теперь уже ни Гитлер, ни Геббельс не захотели иметь с ней ничего общего.

После войны ей пришлось несладко. Она прошла через допросы советских конрразведчиков, через суд, через клевету бывших коллег, через публичный позор. Лени Рифеншталь не сдавалась. С 1950 по 1964 годы он пыталась реализовать 11 своих проектов — ни один фильм не был снят.

В 70-е годы, разменяв восьмой десяток, Лени решает прославиться иначе, занявшись фотографией. Для старта она выбрала малоизученное нубийское племя и сделала на этом материале несколько фотоальбомов. Ей никто не помогал, кроме начинающего оператора Кетпера, который стал ее очередным избранником и верным спутником жизни, будучи моложе Лени на 40 (!) лет.

Взгляните на фотографии из тех альбомов:


 

 
   

Их выход стал сенсацией, и Лени снова оказалась в центре внимания. В 1975 году ее альбомы были объявлены «лучшей работой в области фотографии». Но Лени этого оказалось мало. Она освоила технику подводной съемки и со всей страстью своей неуемной натуры отдалась увлечению подводным плаванием, в столетнем возрасте снимая фильмы о подводном мире!

Лени Рифеншталь, одна из самых выдающихся женщин, скончалась в сентябре 2003 года, прожив почти ровно 101 год. Впрочем, мне не хотелось бы приводить здесь ее последние фотографии. Посмотрите на фотографии молодой Лени Рифеншталь:


 
 

Много интересного о жизни и творчестве Лени Рифеншталь можно найти, например, на

этом посвященном ей сайте

и на ее

персональном сайте

Информация для поста взятя ЗДЕСЬ и ТУТ

Рубрики:  ЖЗЛ,известные люди
история
женщина
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку