Зависимость характера деятельности от типа года, в который родился человек, прослеживается всегда, так или иначе сказывается, даже если это порой бывает незаметно. Астрологической детерминации подчинены все, не только философы, психологи, социологи, писатели, поэты, художники, исторические деятели, но и представители любых других сфер деятельности. Более подробное, развёрнутое изложение этой темы, содержащее сотни доказательств, а также объяснение влияния на мировоззрение человека месячных знаков имеется в книге "Астрология философии".
Вероятное и неочевидное. ЗАВИСИМОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ДАТЫ РОЖДЕНИЯ Автор: М. М. КИВА
Астрологические законы пронизывают все без исключения сферы человеческой деятельности, в том числе и сферу философского мышления. Имеет место зависимость концепций, систем, учений, идеологий от астрологических знаков мыслителей, их создающих. Для того чтобы стало понятным доказательство этого утверждения, нужно ввести некоторые условные обозначения. Философские системы можно разделить на 4
типа: эмпиризм, эстетизм, рационализм и прагматизм. Все годы двенадцатилетнего астрологического цикла подразделяются точно также. В
каждом цикле имеются по три года каждого типа. Три родственных года, взятые
вместе образуют тригон.
2004 - год эмпиризма 2000 - год эмпиризма 1996 - год эмпиризма
2003 - год эстетизма 1999 - год эстетизма 1995 - год эстетизма
2002 - год рационализма 1998 - год рационализма 1994 - год рационализма
2001 - год прагматизма 1997 - год прагматизма 1993 - год прагматизма,
и так далее, циклы повторяются снова и снова. Например, люди, родившиеся в
2004, 2000 и 1996 годах принадлежат к одному тригону. Эта принадлежность
обеспечивает сходность их типов мышления. Для удобства обозначим факт
рождения в год эмпиризма буквами (Эм), в год эстетизма - буквой (Ч)1 , в год
рационализма - буквой (Л) (логика), в год прагматизма - буквой (П).
Например, запись "Гегель (1770; Л)" означает, что он родился в
1 Другое название тригона эстетизма - тригон чувственности (но не в смысле
ощущений, а в смысле эмоций); он же - тригон художественного творчества, он
же - тригон веры.
стр. 257
1770 г., в год рационализма, а запись "Локк (1632; Эм)" - соответственно,
что год его рождения относится к тригону эмпиризма. Каждый астрологический
тригон представлен в истории философии своей группой мыслителей, которые
родились в соответствующие годы1 .
Весь цвет рациональной философии образуют люди, родившиеся в годы тригона
рационализма: Платон (427 до н. э.; Л), Лукреций (99 до н. э.; Л), Мальбранш
(1638; Л), Лейбниц (1646; Л), Вольф (1679; Л), Вольтер (1694; Л), Гельвеции
(1715; Л), Гольбах (янв.1723; Л), Фихте (1762; Л), Шеллинг (1775; Л), Гегель
(1770; Л), Маркс (1818; Л), Ленин (1870; Л).
Тригон прагматизма породил известных вульгарных материалистов: Ламетри
(1709; П), Кабанис (1757; П), Фогт (1817; П). Все крупнейшие
экзистенциалисты (за исключением Ясперса) являются представителями этого
тригона: Кьеркегор (1813; П), Марсель (1889; П), Хайдеггер (1889; П), Камю
(1913; П), Сартр (1905; П), Рикер (1913; П), Аббаньяно (П).
Если мы проведём астроанализ двух противоборствующих школ -
платоно-августиновской и аристотелево-томистской, то увидим за этим
противостояние двух логических тригонов2 : Аристотель (384 до н.э.; П),
Бонавентура (1221; П), Фома Аквинский (1225; П), с одной стороны, и Платон
(Л), Августин (374; Л), Иоан Скот Эриугена (810; Л), Аль-Фараби (870; Л),
Ибн Рушд (1126; Л), Дуне Скот (1266; Л), с другой.
Тригон чувственности порождает, во-первых, крупнейших скептиков: Юма (1711;
Ч), Бейля (1647; Ч) и Пиррона (365 до н. э.; Ч), а во-вторых, - крупнейшего
религиозного реформатора М. Лютера (1483; Ч). Прерогативой этого тригона в
онтологии является сенсуализм (если вложить в это понятие тот смысл, что
отправной точкой этой системы являются не ощущения как в эмпиризме, а
восприятия, эмоции, т. е. некая субъективная реальность, например,
удовольствие и неудовольствие у Кондильяка (1715; Ч)). Юм и Кондильяк либо
отрицают объективную реальность, либо оставляют этот вопрос без ответа, что
делает невозможным апелляцию к ощущениям, как воздействию объективной
реальности. У эмпиристов же, таких, как Бекон (1561; Эм), Гоббс (1588; Эм),
Локк (1632; Эм), Кант (1724; Эм), Фейербах (1804; Эм) и др. утвержде-
1 Астрологический год меняется плавно, в течение февраля, точка перелома
приходится примерно на 10-е число.
2 У тригона рационалистов логика - в теории, а у прагматистов - на практике;
остальные два тригона являются дологическими.
стр. 258
ние существования объективной реальности имеет принципиальное значение.
На протяжении всего XIX в. имело место противостояние гегельянцев и
кантианцев, которое представляло собой противостояние рационального и
эмпирического тригонов. Фихтегегелевский разум превращается в
марксизм-ленинизм и порождает диамат. Философию Канта развивает именно
по-кантовски Гербарт (1776; Эм) его астрологический брат, в отличие от Фихте
(Л), который её рационализирует (что вызвало бурный протест самого Канта).
Крупнейшим неокантианцем западной Европы был Виндельбанд (1848; Эм), а
России - Введенский (1856; Эм). Шопенгауер (1788; Эм) и Фейербах (Эм), имея
принадлежность к такому тригону, отрицали в гегелизме всё.
Все крупнейшие социалисты-утописты (за исключением Оуэна (1771; Ч))
принадлежат эмпирическому тригону: Кампанелла (1568; Эм), Бабеф (1760; Эм),
Сен-Симон (1760; Эм), Фурье (1772; Эм), Прудон (1809; Эм), тогда как научный
коммунизм был создан рационалистом Марксом (Л).
Несмотря на то, что Декарт (1596; Эм) и Спиноза (1632; Эм) считаются
рационалистами, их философия содержит многие признаки эмпиризма. Исходным
пунктом философии Декарта является высказывание: "мыслю, следовательно,
существую". Этим доказывается лишь необходимость существования. Рационализм
же выдвинул по сути дела прямо противоположное утверждение: всё существующее
разумно, существовать, значит мыслить. Этим утверждается необходимость
мышления. Критерий истинности Декарта - "ясность и отчётливость" - годен
скорее для эмпирической философии, чем для рациональной. Например, издалека
квадратная башня кажется круглой, но достаточно подойти ближе, достигнув
ясности и отчётливости, чтобы увидеть истину. Этот критерий истинности имеет
смысл для ощущений, для логики он не подходит. Логическое высказывание может
быть сложным, запутанным, и, тем не менее, его истинность может быть
доказана, например, исчислением предикатов. Принцип универсального сомнения,
применяемый Декартом, ведёт к отрицанию познавательной ценности не только
эмпирических фактов, но и к отрицанию познавательной ценности мышления,
логики, и, если в случае с данными ощущений дело может быть поправлено
применением критерия истинности - "ясность и отчётливость", то в случае с
логикой, мышлением этот критерий не работает; поэтому в результатах
логических размышлений приходится сомневаться бес-
стр. 259
конечно. Декарт невысоко ценит логику (весьма скептически отнёсся он,
например, к логике Аристотеля (П)), разум человека определяет как "вещь
несовершенную, неполную, зависящую от чего то другого..."; так же как и
Спиноза, он считает наилучшим, наивысшим типом познания вовсе не индукцию и
дедукцию, а "интуицию", которая есть то ли божественное, то ли природное
"озарение", т. е. мгновенное получение истинного знания. Даже врождённые
идеи, которые есть не что иное, как знание, полученное от природы (от
существования), он считает более достоверными, чем результаты размышлений.
Подобно тому, как у Эйнштейна тело обладает энергией только потому, что
обладает массой, у Декарта человек обладает знанием только потому, что
обладает телом (существованием). Далее, рациональные философские системы
являются монистическими, а у Декарта имеет место дуализм. Дуализм в скрытом
виде присутствует также и у Спинозы - два атрибута одной субстанции (материя
и дух) представляются реально различными один без помощи другого, каждый сам
через себя. Таким образом, внутри субстанции оказывается "метафизический"
разрыв. Рационалисты стремятся к единству, а эмпиристы - к множественности.
Геометрический метод изложения, которым пользуется Спиноза, нельзя
признать... особенно удачным или существенным для самой философии Спинозы.
Элеаты и Бруно (1548; Эм) излагали родственные взгляды, не прибегая к
геометрическому методу, который в некоторых случаях у Спинозы, как заметил
Кант, производит впечатление чего-то софистического. "...Действительная
логика мышления Спинозы отнюдь не совпадает с формальной логикой следования
его "аксиом", "теорем", "схолий" и их доказательств"1 . Если более точно
переформулировать последнее суждение, то следовало бы сказать, что
действительный путь мышления Спинозы не совпадает с логикой наукообразной
конструкции его сочинения, т. е. не является логическим. Далее,
представители первого тригона стремятся к естественности, природности
(первобытности) как в жизни вообще, так и в воззрениях на общество -
"порядок общества представлялся Декарту естественно сложившимся устройством,
подобным порядку природы..."2 . Астрологический брат Декарта - Гоббс в своём
сочинении "Левиафан" представил общество в виде живого организма. Нечто
подобное сделал Спенсер (1820; Эм) в своей социологии. Рационалисты,
наоборот, стремятся вырвать человечество из жи-
1 Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984. С.27.
2 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.554.
стр. 260
вотного царства, поднять его над природой, чтобы добиться истинно
человеческого состояния (марксизм-ленинизм).
Критерии истины тригонов и отношение тригонов к миру
Критерий ИстиныТригоныПредставление о миреЭтапы
Ощущение. Ясность и ОтчетливостьЭмпиристыМир есть Явление. Мир есть
тело.Ощущение
Красота. Положительные эмоцииЭстетистыМир есть Красота. Мир есть "поток
сознания".Восприятие
Логика. Отсутствие ПротиворечияРационалистыМир есть саморазвивающееся
Мышление (панлогизм).Мышление
Практический результатПрагматистыМир есть практика.Практическое действие
Каждый тригон вырабатывает своё собственное представление о мире и о
критерии истинности. Для первого тригона мир есть в первую очередь сцепление
протяжённых тел-механизмов. Эмпиристы в психическом видят прежде всего
физиологическое (Вундт (1832; Эм), Фрейд (1856; Эм)).
Второй тригон интерпретирует мир в одном случае как красоту (Шефтсбери
(1671; Ч)), стремится к реальности высшего порядка - "эстетической
реальности" (Шиллер (1759; Ч)), в другом случае как некую субъективную
реальность (Кондильяк (1715; Ч), Авенариус (Ч), Пруст (1871; Ч), Кафка
(1883; Ч)); объявляет психическое субстанцией, и создаёт "глубинную"
психологию (Юнг (1875; Ч)), в которой прежде всего апеллирует к
художественным образам (архетипам).
Вся история панлогизма представлена философами, родившимися в годы тригона
рационализма: Платон (учение об идеях), Лейбниц (монадология), Гегель. В
мире, который представляет собой лишь логику, логические правила оказываются
необходимым и достаточным критерием истинности. В психологии рационалисты
апеллируют не к художественным образам, а к логическим, - гештальтам (Кёлер
(1887; Л), Коффка (1886; Л), Левин (1890; Л)).
стр. 261
Четвёртый тригон интерпретирует мир как "совокупность положений дел"
(Витгенштейн (1889; П)); создаёт прагматизм (У. Джеймс (1842; П)), который в
психологии оказывается бихевиоризмом (Дж. Б. Уотсон (1878; П)).
В случае с 1-м тригоном мир понимается как набор ощущений, впечатлений, как
явление для нас, а объекты, предметы, являющиеся причиной этих ощущений,
объявляются непознаваемыми и трансцендентными субъекту. В таком мире ясные и
отчетливые ощущения оказываются единственно возможным и к тому же
необходимым и достаточным критерием истинности. На этом уровне красота
низводится до любого явления (что естественно, то небезобразно), а
представление есть воспроизводство и комбинирование ощущений. Логика, как
нечто противоположное эмпирии, оказывается обессмысленной и не находит себе
места. Практика оказывается практикой ощущений.
В представлении о мире, соответствующем 2-му тригону, картина несколько
иная. В мире, понимаемом как красота, или как представление, красота
оказывается необходимым и достаточным критерием истины. В мире, понимаемом
как воля, критерием истины будет эмоциональное удовлетворение. На этом
втором уровне прагматизм отсутствует полностью, как явление, диаметрально
противоположное эстетизму. Логика тождественна красоте: что красиво, то и
логично. Логика низводится до впечатления красоты (логика превращается в
красоту). Ощущения понимаются как представления, а явление как красота.
На третьем уровне, когда мир понимается как развитие понятий, идей,
необходимым и достаточным критерием истинности естественно будет соблюдение
правил логики. Что противоречиво - то и ложно, что содержит в себе
противоречие - то не существует. Понятия явления или ощущения оказываются
здесь бессмысленными и лишены права на существование. Красота превращается в
логику. Красота поднимается до понятия логики: что логично, то и красиво.
Практика здесь существует лишь как понятие или как практика мышления.
На четвертом уровне в мире, понимаемом как всеобъемлющий прагматический
процесс, практика будет естественно необходимым и достаточным критерием
истины. Явление и логика здесь лишь используются в практике и проверяются на
прагматическую целесообразность. Явление существует как явление практики, а
логика как логика практики. Так как диаметральная противоположность означает
взаимоисключение, высшую степень несовме-
стр. 262
стимости, а 2-й и 4-й тригон находятся в оппозиции, то красота на четвертом
уровне оказывается чем-то излишним, бессмысленным и лишенным существования.
В психологии тригоны распределились следующим образом:
1-й тригон - физиологическая психология.
2-й тригон - глубинная психология.
3-й тригон - гештальтпсихология.
4-й тригон - бихевиоризм.
Представители первого тригона в психологии стремятся экспериментировать,
свести психологию к физиологии или вывести психологию из физиологии.
Бессознательное или физиологическое оказывается основным элементом изучения,
поднимается до уровня субстанции. Вундт "выдвинул план разработки
физиологической психологии как особой науки, использующий метод
лабораторного эксперимента..."1 . "... Изучались ощущения, время реакции,
ассоциации, внимание, простейшие чувства. Предметом психологии Вундт считал
непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты
сознания"2 . Фрейд выводит психические явления из сексуального
(физиологического) инстинкта. "Сублимация - центральное понятие у Фрейда"3 .
Второй тригон, занимаясь психологией, изучает собственно психические
явления, субъективную реальность, не апеллируя ни к практике, ни к
физиологии (Юнг).
Тригон рационалистов стремится перестроить психологию по образцу точных
наук, прежде всего физики. Для описания гештальтов и разработки концепции
личности Келер, Левин используют заимствованное из физики понятие "поля".
Гештальтпсихология в противовес атомизму физиологической психологии
подчеркивала целостный и структурный характер психических образований.
Гештальт характеризуется простотой, правильностью, завершенностью,
выразительностью и осмысленностью.
Тригон прагматиков в психологии доходит до отрицания прерогативы своего
диаметрально противоположного тригона (тригона чувственности), т. е. до
отрицания субъективной реальности, анализируя лишь поведение личности, её
практику. Бихевиоризм критикуется "за устранение из психологии таких
фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и так далее, за
игнорирование социальной природы психики..."1 . Бихевиористы уст-
1 Там же. С. 104.
2 Там же.
3 Там же. С. 717.
стр. 263
раняют психику, эмоции из психологии и создают объективную психологию. Если
для представителя 4-го тригона весь мир есть "практика", поступки,
"совокупность положения дел" и тому подобное, то ему вполне достаточно
рассматривать лишь внешнее поведение субъекта; он изучает человека, даже
ничего не зная о его субъективных состояниях. Как пример здесь можно
привести деятельность И. П. Павлова (1849; П), который оказал большое
влияние на становление бихевиоризма. Ставя опыты по формированию условных
рефлексов у собак, он запрещал своим сотрудникам высказывания типа "собака
думает", "собака чувствует" и т. п.
В социологии также наблюдается детерминированность мыслителей
астрологическими знаками. Если эмпирическое направление в этой науке
развивается представителями первого тригона (Спенсер (1820; Эм), Вебер
(1864; Эм), Леви-Строс (1908 ; Эм), Миллс (1916; Эм)), то рациональное
направление - представителями третьего тригона (Дюркгейм (1858; Л), Парсонс
(1902 ; Л)).
Всю историю философии нельзя рассматривать как одну философскую систему,
находящуюся на различных ступенях своего развития. Рационализм Лейбница и
Вольфа, французский материализм не были итогом развития предшествующей
эмпирической философии. Кант строил свою систему на отрицании вольфовского
рационализма, восстанавливая в правах чувственность (ощущения). Немецкие
рационалисты (Фихте, Шеллинг, Гегель) проделали прямо противоположную
операцию, вернувшись к докантовскому рационализму. Вернувшись к эмпиризму,
Фейербах и Шопенгауэр создают такие философские системы, которые строились
на резком отрицании гегелизма и не имели в нем своих корней. Маркс наследует
рационализм Гегеля и критикует Фейербаха за физиологизм. Ницше (1844; Эм),
наоборот, имея принадлежность к эпирическому тригону, следует за
Шопенгауером, а за Ницше идёт его астрологический двойник Шпенглер (1880;
Эм).
История философии представляет собой четыре развивающиеся параллельно
эволюционные ветви, образованные соответствующими тригонами. Каждая из них
имеет свой внутренний сюжет развития. Основные критические потоки
направлены, как правило, представителям других тригонов. Если же различные
философские системы находятся внутри одной эволюционной ветви, то
действительно представляют собой одну единую философию, находящуюся на
различных ступенях своего развития.
1 Там же. С. 14.
стр. 264
Схема характеристик тригонов
Первые два тригона являются дологическими (внелогическими), вторые два -
логическими. Первый и последний тригон - практические, второй и третий -
теоретические. Первый и третий тригоны являются новаторскими
(революционными, мятежными), второй и четвертый - консервативными
(безмятежными).
1-й тригон - мятежные практики;
2-й тригон - безмятежные теоретики (эстеты);
3-й тригон - мятежные теоретики;
4-й тригон - безмятежные практики.
Представители 2-го и 4-го тригона стремятся к покою, к спокойному уютному
существованию. Им не нужны бури и потрясения, проблемы и нововведения. Они
стремятся найти в жизни надежное безопасное пристанище, где можно было бы
скрыться от
стр. 265
всех невзгод. Они очень плохо поддаются на провокации, их агрессивность
скрыта глубоко внутри. Различие между 2-м и 4-м тригоном состоит в том, что
4-й стремится к спокойной стабильной работе (работа для него цель жизни в
отличие от других тригонов, для которых работа есть лишь средство к жизни),
тогда как 2-й тригон предпочитает отдыхать или заниматься художественным
творчеством.
1-й и 3-й тригоны наоборот бегут от спокойствия, как от застоя,
безжизненности.Они отличаются мятежным духом, стремлением к борьбе, свободе,
всему новому и прогрессивному. Эти люди стремятся к революциям, восстаниям,
всякого рода преобразованиям. Безмятежное спокойное существование для них
смерти подобно, они стараются вырваться из "уютных гнездышек" в открытое
море бушующей жизни. Перемены действуют освежающе на их нервную систему. Их
агрессивность лежит на поверхности, они легко поддаются на провокации.
Астроанализ исторической практики показывает, что тип деятельности
крупнейших исторических личностей соответствует их астрологическим знакам.
Все великие революционеры, руководители восстаний, крестьянских и
освободительных войн являются представителями новаторских (1-го и 3-го)
тригонов: Жанна д'Арк (1412; Эм), Булавин (1660; Эм), Бабёф (1760; Эм),
Бланки (1805; Эм), Энгельс (1820; Эм), Плеханов (1856; Эм), Че Гевара (1928;
Эм); Д. Донской (1350; Л), Мюнцер (1490; Л), Разин (1630; Л), Пугачев (1742;
Л), Пожарский (1578; Л), Де Голль (1890; Л), Робеспьер (1758; Л), Бакунин
(1814; Л), Кропоткин (1842; Л), Маркс (1818; Л), Ленин (1870; Л), Сунь Ятсен
(1866; Л), Димитров (1882; Л), Тельман (1886; Л), Хо Ши Мин (1890; Л),
Грамши (1891; Л), Кастро (1926; Л) и так далее. Консервативные тригоны,
наоборот, дают истории самых крупнейших реакционных диктаторов, завоевателей
всего мира: Александр Македонский (356 до н. э.; П), Наполеон Бонапарт
(1769; П), Аракчеев (1769; П), Тьер (1797; П), Муссолини (1883; Ч), Гитлер
(1889; П), Пиночет (1915; Ч), Саддам Хусейн (1937; П).
В области художественной литературы и поэзии каждый тригон также создаёт
свой стиль, свою школу, своё направление. Так, эмпирический тригон создаёт
литературу, для которой характерны: страстность, активность, стремление к
беспокойству, новаторство, антропологизм, физиологизм, натурализм, эмпиризм
(описательность), эпичность, мистицизм. В этой литературе имеет
стр. 266
место также культ любви, она отличается также образностью, метафоричностью,
афористичностью и богатством эмпирических подробностей. Полнота
эмпирического описания позволяет некоторым из них достигнуть уровня эпоса.
Таково творчество писателей и поэтов, родившихся в годы первого тригона:
Боккаччо (янв.1313), Шекспира (1564), Толстого (1828), Гончарова (1812),
Фета (1820), Золи (1840), Шоу (1856), Горького (1868), Блока (1880),
писателей движения "Бури и натиска" (Гердер (1744)) и так далее.
Для литературы тригона чувственности характерны: художественный реализм,
лиричность, эстетизация и психологизм. Таково творчество писателей и поэтов,
родившихся в годы второго тригона: Байрона (1788), Пушкина (1799), Есенина
(1895), Северянина (1887), Сервантеса (1547), Бальзака (1799), Пруста
(1871), Кафки (1883) и так далее.
Литература третьего тригона несёт в себе такие черты, как: рационализм,
насыщенность идеями, схематизм, точность, простота и лаконизм. В отличие от
нелогических тригонов логические показывают не всю действительность, как она
есть, а выхватывают главное, логическую структуру действительности. Этим
отличается творчество писателей и поэтов, родившихся в годы тригона
рационализма: Стендаля (1783), Грибоедова (1795), Мопассана (1850),
Твардовского (1910), Цоя (1962) и так далее.
Общая характеристика творчества представителей тригона прагматизма такова:
гражданский пафос, социальная значимость, включенность в
общественно-политический процесс, злободневность, аллегоризм. (Как и у
представителей предыдущего тригона, в их сочинениях нет полноты
эмпирического описания, например, можно не найти описания погоды, одежды и
тому подобного.) Их основной творческий принцип гласит: "Поэтом можешь ты не
быть, но гражданином быть обязан!" (Некрасов). 4-й тригон дает самую
выдающуюся и блестящую плеяду писателей-граждан и поэтов-граждан: Мольер
(1622), Лафонтен (1621), Гете (1749), Роллан (1866), Барбюс (1873), Фонвизин
(1745), Радищев (1749), Крылов (1769), Салтыков-Щедрин (1826), Гоголь
(1809), Некрасов (1821), Достоевский (1821), Брюсов (1873), Маяковский
(1893), Шолохов (1905), Фадеев (1901), Евтушенко (1933), Высоцкий (1938), В.
Распутин (1937) и так далее.
Зависимость характера деятельности от типа года, в который родился человек,
прослеживается всегда, так или иначе сказы-
стр. 267
вается, даже если это порой бывает незаметно. Астрологической детерминации
подчинены все, не только философы, психологи, социологи, писатели, поэты,
художники, исторические деятели, но и представители любых других сфер
деятельности. Более подробное, развёрнутое изложение этой темы, содержащее
сотни доказательств, а также объяснение влияния на мировоззрение человека
месячных знаков имеется в книге "Астрология философии".
стр. 268