-Рубрики

 -Стена

lorella1 lorella1 написал 28.06.2015 21:32:33:
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ,ДОРОГАЯ!!!!!ЗДОРОВЬЯ!СЧАСТЬЯ! МИРА!!!!!
Лариса_Воронина Лариса_Воронина написал 28.06.2015 08:24:00:

Кира, с Днем рождения!!!! Желаю здоровья, побольше радости в жизни и самого большого счастья!!!!!
Юрий_Чернышев Юрий_Чернышев написал 28.06.2014 06:40:01:
С днем рождения!
Natalie_Summer Natalie_Summer написал 28.06.2013 05:52:19:

С Днём Рождения!!!Здоровья,прежде всего,любви и благополучия!
tatyana_leona tatyana_leona написал 13.12.2012 12:25:43:
В восторге от Вашего дневника! Удачи!!!!!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kIrena_Snake

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2010
Записей: 2322
Комментариев: 34441
Написано: 66968


Киев. Успенский Собор Киево-Печерской Лавры ХI-ХХI в.в.

Вторник, 10 Мая 2011 г. 19:58 + в цитатник


На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская Киево-печерская Лавра — удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.

28 августа - праздник Успения пресвятой Богородицы - один из двенадцати больших, самых древних праздников церковного года. Его отмечают издавна, что легко может подтвердить история храмов, построенных в честь Успения Богородицы.



В частности, Успенского собора в Киеве. К примеру, главный храм Киево-Печерской лавры - Успенский был главной православной святыней Киевской Руси. На протяжении многих столетий собор был одной из наиболее чтимых святынь Православной Церкви.





 

Успенский собор был первым каменным храмом на территории монастыря. До его сооружения монахи совершали службы в деревянной церкви во имя Успения Божьей Матери, которая находилась над пещерами.

Строительству Успенского собора предшествовало несколько знамений, говорится в Патерике Печерском.



Предания рассказывают, что сама Богородица, призвав в Константинополе четырех церковных мастеров во Влахернский собор (в котором хранились ризы Царицы Небесной), сказала им: "Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве". От нее строители получили ее образ, мощи семи мучеников и деньги на 3 года строительства.

Мощи должны были лечь в фундамент церкви, а икона - стать храмовой. Мастерам был явлен в небе образ церкви, которую им предстояло возвести, и было сказано: "Меру же я послала — пояс Сына Моего". Известно, что средства на постройку храма пожертвовал варяжский воевода Шимон (Симон).

Это он принес преподобному Антонию золотой пояс и золотой венец c родового образа Распятия, о котором говорила Богородица строителям. Шимону дважды, в самые трудные моменты его жизни, была явлена в небе церковь. Объявлено ему было и соотношение пропорций небесного храма: 20-30-50.



Когда зодчие пришли из Царьграда в Киев и спросили преподобных Антония и Феодосия: "Где вы хотите строить церковь?" В ответ услышали: "Где Господь укажет". Место будущего храма после молитв святых трижды обозначалось чудесным образом — выпадавшей росой и небесным огнем.



Интерьер храма был расписан фресками и украшен мозаикой. Кроме греческих мастеров, разукрашивал собор киевский живописец Алипий, который учился у греков мозаичному делу. Выдающимся произведением резьбы по дереву был главный пятиярусный иконостас 22-метровой высоты. После пожара 1718 г. собор был значительно увеличен и заново расписан и украшен. В свое время внутренние интерьеры храма украшали росписи и В.П. Верещагина и других известных художников.



Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви. Успенский собор - настоящий пантеон, где похоронено более 300 известных лиц, в основном это видные государственные, общественные и культурные деятели того времени. Здесь же хранились редкие ценности, библиотека Петра Могилы, археологические находки.

По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению прп. Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Закладка (в 1073 году при участии киевского князя Святослава, сына Ярослава Мудрого), строительство, роспись и освящение (1089) храма сопровождались, по патерику, многочисленными чудесами, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония.



Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя.

Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.



По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 г. начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 г. было закончено.

Завершалось строительство Успенской церкви в игуменство прп. Никона, ставшего настоятелем монастыря в 1078 г. В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.

В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». Освящение Великой лаврской церкви, также сопровождаемое многими знамениями благоволения Господня, состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.




Киев. Успенский собор Печерской лавры. Вид на алтарную часть из южного рукава

С собором связаны имена святых Антония и Феодосия - основателей Печерского монастыря. В украшении собора принимал участие известный иконописец Алипий. В конце XI века вблизи северной стены храма была сведена небольшая каменная церковь Иоанна Предтечи.



За всю историю храм Успения Божьей матери испытывал нескольких опустошительных разрушений. Уже в 1230 году после довольно сильного землетрясения пришлось восстанавливать южную стену церкви, в 1240 храм ограбили и сильно повредили орды монголо-татар, в 1470 собор был отремонтирован усилиями Семена Олельковича.

На конец XVII века в соборе сохранялись такие церковные реликвии, как череп Владимира Святого, мощи святого Феодосия Печерского, икона Игоревской Богоматери.


Киев. Успенский собор Печерской лавры, 1073-1077 гг. Общий вид с севера (до разрушения)

А главной святыней собора была икона Успения Богоматери, которая считалась подарком самой Богородицы. 21 апреля 1718 года пожар уничтожил почти все, кроме иконы. B 1718 после страшного пожара от Успенского храма осталась лишь каменная основа. 5 августа 1729 года состоялось торжественное открытие восстановленного собора. Когда к Петру Первому дошла весть о чудотворном спасении иконы, то он с радости великой подарил собору золотую лампадку, густо усеянную бриллиантами.



На иконе Успения Божия Матерь изображена почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие (оно покрывало отверстие в середине доски, где хранились частицы мощей семи святых мучеников, положенные по благословению Пресвятой Богородицы храмоздателями в основание церкви). У главы Божией Матери стоят шесть апостолов и среди них Петр с кадилом в руке; у ног Ее — пять апостолов, а святой апостол Павел припадает с левой стороны к ногам Богородицы. Посредине изображен Спаситель, держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, — два ангела с белыми убрусами. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

Если к городу приближалась опасность, или же на храмовой праздник (15 августа) икону крестным ходом обносили вокруг собора. К сожалению, пожар уничтожил уникальную библиотеку, которая находилась на хорах церкви. К другим святыням собора можно отнести бриллиантовый крест, подаренный царем Николаем Первым, икону св. Владимира. На жертвеннике главного алтаря находился золотой крест, который включал в себя частички животворного креста Господнего.



Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Некрополь собора насчитывал более, чем 300 погребений. Здесь были могилы игумена Феодосия, первого киевского митрополита Михаила. Начиная с XII века, собор служил также местом захоронения князей из династий Рюриковичей и Гедеминовичей, высшей светской и церковной знати, многих выдающихся исторических и культурных деятелей.
Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр Могила, архимандриты Иннокентий Гизель, Елисей Плетенецкий, Павел Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

Успенский собор был образцом при сооружении ряда древнерусских храмов - Михайловского Златоверхого собора в Киеве, соборов в Суздали, построенных во времена Владимира Мономаха.



Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира. Свт. Михаил был сподвижником князя и вместе с ним много потрудился в деле крещения и христианского просвещения русского народа. Он скончался в 991 г. и был погребен в Десятинной церкви, устроенной св. кн. Владимиром. Отсюда его мощи были перенесены: около 1107 г. — в Ближние пещеры, а в 1730 г. — в Великую лаврскую церковь, где мощи двух великих просветителей Руси оказались рядом.

У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского (мощи его в 1240 г., ввиду нашествия Батыя, были сокрыты), а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.



В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского. Святитель Павел учился в Киевской Духовной Академии, был пострижеником Лавры. Выйдя на покой, пожелал возвратиться в Лавру, где и скончался 4 ноября 1770 г. При взрыве Успенского собора в 1941 г. рака и нетленные мощи святителя пострадали.

В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской. Это название икона получила оттого, что перед нею молился в последние минуты своей жизни св. благоверный князь Игорь. Он принял схиму в Киевской обители во имя св. мученика Феодора и был убит возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Перед нею особенно усердно молились богомольцы, претерпевшие какие-либо несчастья. В 20-е годы XX в., незадолго до закрытия и разграбления монастыря безбожной властью, икона была отреставрирована и покрыта новой ризой.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.



Лаврская ризница в древности располагалась на хорах. Здесь же хранились и свитки с планами постройки Великой церкви, чудесно доставленные из Влахерны и «блюдоми на память таковому чудеси». По этим планам строили Успенские храмы в Ростове и Суздале.
Ризница Лавры была необычайно богатой. Главное место в ней занимали священная утварь и облачения — из парчи, кованые золотом, украшенные алмазами и драгоценными камнями. В ризнице хранились также дорогие митры, например, кованая золотом, с алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом митра свт. Петра Могилы; напрестольные кресты, например, золотой крест с частью Животворящего Древа и землей от гроба Господня, подаренный гетманом Мазепой; чаша императрицы Анны Иоанновны; чаша гетмана Мазепы с хризолитами, аметистами и топазами; наперсные кресты свт. Петра Могилы (с гравировкой); дарохранительницы прорезной киевской работы; оклады Евангелий: один пожертвован Петром и Иоанном Алексеевичами в 1639 г.; второй — царицей Марфой Матвеевной и др. Кроме названного, в ризнице хранился клад, найденный в тайнике Великой церкви во время ремонта 1898 г., а также медаль с портретом кн. Константина Константиновича Острожского, которая отличалась особой красотой и тонкостью работы и считалась одним из лучших произведений европейского ювелирного искусства.



К киевским ювелирам приезжали учиться мастера из других городов. Пользовалась известностью и лаврская мастерская, поставлявшая изделия из золота и серебра во все пределы русской земли.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII–XVI вв. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр Могила для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII в. боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII в. вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок. В 1470 и 1722– 1729 гг. церковь возобновлялась.

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».

Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой.

Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окруженнии апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.



В XVIII в. мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

Кроме главного Успенского престола, в Великой церкви имелись еще пять приделов: три внизу — св. ап. Иоанна Богослова (справа, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), св. первомученика архидиакона Стефана (слева) и св. Иоанна Предтечи (в северо-западном углу), и два на хорах — св. ап. Андрея Первозванного (справа) и Преображения Господня (слева).



В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова.
До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании по-страдали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в за-крытой раке в Ближних пещерах.

Древних ценностей в ризнице Лавры сохранилось мало — барельефы Богородицы, вероятно, украшавшие некогда внешнюю стену главной апсиды; фрагменты мозаик, части запрестольного места со следами инкрустации, несколько икон XVII—XVIII вв., образцы кирпичей XI в. и некоторые другие.


Киев. Успенский собор Печерской лавры. Общий вид руин с колокольни лавры

Простояв столетия, Успенский собор не выстоял в годы Второй мировой войны. Самого страшного и, казалось, фатального удара храм Успения получил 3 ноября 1941 года, когда заминированная святыня украинского православия были взорвана. Длительное время на святом месте находились руины, и экскурсоводы рассказывали о варварстве немецких оккупантов. В 1982 году была сделана попытка восстановления собора, но делалось это без учета исторических и архитектурных особенностей всего ансамбля Лавры, которое угрожало церквям, что находятся рядом.



В отдельности надо рассказать об одном из наиболее противоречивых моментов нашей истории. Кто виноват в том, что вершина Киевской архитектуры длительное время лежала в руинах? Точных данных относительно этого вопроса нет. Собор, на мой взгляд, мог быть разрушен как советскими подпольщиками (у них уже был огромный опыт предшествующих лет), так и немцами. Обратимся к фактам. Октябрь-ноябрь 1941 года - Киев в предчувствии страшных и тяжелых времен. Фашисты вывозят из Лавры наибольшие ценности Музейного городка, размещавшегося в довоенное время на территории Лавры. Этим процессом лично руководит печально известный Ерих Кох.

Как известно, немецкая доктрина на первый план ставила не только физическое, а и духовное уничтожение порабощенных народов, поэтому, разрушив главный храм Украины немцы, по всей вероятности, старались растоптать последние остатки духовности, которая еще сохранялась в обожженных "сталинщиной" душах нашего народа. С другой стороны всем хорошо известно бездушное и безхозяйственное отношение советского руководства к выдающимся памяткам истории. Сожженный Крещатик, взорванный Николаевский цепной мост... Все это дело рук советского подполья. А не ли стоит Успенский собор в этом же кровавом списке? И вдобавок - именно в начале ноября Лавру посетили президент Словакии Тисо и несколько высокопоставленных чиновников фашистской Германии, и, как утверждают некоторые исследователи, именно ради их убийства территория Лавры и была заминирована. Но я ничего не утверждаю. На все вопросы даст ответы история.



Руины храма тщательно исследовали в послевоенные годы научные работники. На основе многочисленных рисунков и гравюр XVII-XVIII веков были исследованы основные этапы его перестроек. К примеру, в 1718 году в Лавре случился страшный пожар, от которого пострадали все здания на верхней территории монастыря, в том числе и Успенский собор.



Восстановливался храм в 1722-1729 годах. Таким образом, после перестроек конца XVII - начала XVIII века Успенский собор внешне набрал вид компактного двухэтажного массива с углублением в центре западного фасада. Все бани имели характерные для украинского барокко двухъярусные грушевидные завершения. Именно Успенский собор после перестройки стал совершенным воплощением бароккового архитектурного типа.

Разрушение собора в войну нанесло непоправимый ущерб не только архитектурному ансамблю Заповедника, но и историческому облику Киева.


Kиев. успенский собор Печерской лавры. Северный фасад, реконструкция Н. В. Холстенко

Долгое время считалось, что древние части Великой Печерской церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.




Указом Президента Украины от 9 ноября 1995 года Успенский собор был возобновлен в 1999 - 2000 годах. Поэтому восстановление этой святыни на территории Лавры принадлежит к знаковым событиям XX века. 21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в.
Сегодня Успенский собор украшает склоны Днепра, в нем идут последние работы по украшению внутреннего убранства.. Толщина стен достигает 1,70 м, как было изначально.





Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 гг. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. При восстановлении собора в 2000 г. отдельные фрагменты пола были оставлены для осмотра.

Общая площадь Успенского собора около 2 тыс. кв.м. Высота 52 м.
Уцелевшие фрагменты собора и сейчас своим величием вызывают ассоциации с монументальными сооружениями той традиции, которая берет свое начало в архитектуре античного Рима. Еще раз подчеркнем, что среди памятников византийского художественного круга XI в. русские соборы занимают не периферийное, подражательное место, а представляют собой явление, поразительное по масштабу, по быстроте формирования творческой самостоятельности основных композиционных решений и по художественному качеству своих созданий.



В своем проекте настенной живописи художники стремились воплотить украинскую барочную традицию. Всего на стенах собора помещено 186 композиций.

Обновленный Успенский собор, как и в XVIII в., украшают 48 рипид. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота.

Изразцы, как храмовое украшение, стали использоваться еще в конце X в. На восстановленном Успенском храме имеются 362 гипсовые розетки.



В северном пределе восстановлена небольшая каменная церковь Иоанна Предтечи, "храм в храме". Во время последнего восстановления Успенского собора Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.





Сейчас здесь проходят лишь венчания.

Иконостас более 20 м высотой в 5 ярусов, покрыт 5 кг сусального золота. А на купола ушло оного более 8 кг. В центре величественно озаряет храм позолоченное паникадило, массив которого более полутонны.

При воссоздании иконостаса использовались рисунки академика Солнцева, а как аналог — иконостас Троицкой надвратной церкви, резьба которого подобна той, что украшала прежний иконостас главного алтаря Великой церкви. Нынешний сосново-липовый иконостас длиной 25 м и высотой — 21 м состоит из пяти ярусов. Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.



В мае 2011 года состоялось торжественное открытие росписей центрального придела Успенского собора Киево-печерской Лавры. «Ни в одном православном храме нет таких уникальных многофигурных композиций!» - Руслан Кухаренко.

В интерьере храма восстановленв росписи XVIII в. по акварельным рисункам академика Ф. Солнцева, сохранившимся в историческом архиве С.-Петербурга. Они послужили образцами для подборки сюжетных композиций, которые дополнили отсутствующие фрагменты. Стены интерьера украсили лепными элементами: карнизами, поясами, растительными орнаментами в стиле украинского барокко.

На хорах в северо-западной части восстановлено помещение библиотеки, интерьеры которой — шкафы, большой стол, кресла и пр. — также предполагается восстановить.

Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.



"Шестой Вселенский Собор"
Роспись храма Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор Киево-печерской Лавры) Киев. 2011
Масло, штукатурка, позолота 470 х 850 см.


"Апокалипсис"
Роспись храма Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор Киево-печерской Лавры) Киев. 2011
Масло, штукатурка, позолота 670 х 13000 см.


"Четвертый Вселенский Собор"
Роспись храма Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор Киево-печерской Лавры) Киев. 2011
Масло, штукатурка, позолота 420 х 550 см.


"Четвертый Вселенский Собор" фрагмент
Роспись храма Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор Киево-печерской Лавры) Киев. 2011
Масло, штукатурка, позолота 430 х 550 см.
http://n-dl.narod.ru
http://photo.ukrinform.ua/
http://www.kievtown.net/
http://rusk.ru/st.php?idar=113481
http://architecture.artyx.ru
http://www.lavra.ua
turson.at.ua/index/0-77

Рубрики:  Православие
Архитектура, урбанистика, дизайн, ландшафт, декор
Города, страны, континенты...
Метки:  

Процитировано 29 раз
Понравилось: 15 пользователям

Radeia   обратиться по имени Вторник, 10 Мая 2011 г. 17:05 (ссылка)
Спасибо ,великолепный пост !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 10 Мая 2011 г. 17:17ссылка
Рада, что понравился!!
ива_цолова   обратиться по имени Вторник, 10 Мая 2011 г. 17:17 (ссылка)
СПАСИБО за замечательны пост ...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 10 Мая 2011 г. 17:18ссылка
Пожалуйста!!)) Я просто обожаю Лавру и бывать в ней...
ulakisa   обратиться по имени Вторник, 10 Мая 2011 г. 19:02 (ссылка)
Великолепный пост,интересная информация,не пришлось побывать там,спасибо за экскурсию!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 10 Мая 2011 г. 19:43ссылка
Внутри пока почти никто еще не побывал. Только те, кому посчастливилось. Надеемся, что скоро посетить собор смогут все желающие.
Желаю побывать. Святыня величайшая!
milaya_lyudmila   обратиться по имени Вторник, 10 Мая 2011 г. 19:41 (ссылка)
Пост просто супер
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 10 Мая 2011 г. 19:47ссылка
Рада, что привнесла что-то новое для тебя
Лара_Кремова   обратиться по имени Вторник, 10 Мая 2011 г. 21:22 (ссылка)
Спасибо за пост! Собор великолепен! ( На моей иллюстрации изображен Успенский собор и колокольня города Астрахани.)
889_or (640x480, 78Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 10 Мая 2011 г. 22:26ссылка
Очень красивый и торжеественный! Как восхитительна христианнская архитектура!!
ПРО100НАТА   обратиться по имени С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! Вторник, 10 Мая 2011 г. 21:25 (ссылка)
Добрый вечер, только там побывала, с радостью прогулялась еще разок. Хороший пост!
a97ba769f0e1 (640x480, 78Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 10 Мая 2011 г. 22:25ссылка
я сама только оттуда.. )) так сказать пост "по следам памяти"))
Jelly77   обратиться по имени Вторник, 10 Мая 2011 г. 21:57 (ссылка)
КРАСОТА , КОНЕЧНО, НЕОПИСУЕМАЯ! СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ТАКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ!!! ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ!
72346406_7eIpkins_Budte_lyubimuy (500x500, 835Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
МОННА   обратиться по имени Вторник, 10 Мая 2011 г. 22:28 (ссылка)
Замечательный пост!!! Лавра- наше сокровище!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 11 Мая 2011 г. 02:59ссылка
Да.. это точно.. СОКРОВИЩЕ!!
Karmelac   обратиться по имени Вторник, 10 Мая 2011 г. 23:10 (ссылка)
Спасибо!
Анимация
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Andrev_Andreev   обратиться по имени Среда, 11 Мая 2011 г. 00:16 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 11 Мая 2011 г. 03:04ссылка
Спасибо, что заглянули
Gali50na   обратиться по имени Среда, 11 Мая 2011 г. 01:14 (ссылка)
kIrena_Snake, Спасибо!
Комментарий наисала в посте к видео о Лавре))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
ТАТКИН_блокнот   обратиться по имени Среда, 11 Мая 2011 г. 02:50 (ссылка)
Лаконичный и красивый!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
eternityRS   обратиться по имени Среда, 11 Мая 2011 г. 07:55 (ссылка)
.
51613868_50563230_42962832_blagodaryu (500x363, 53Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Akmaya   обратиться по имени Среда, 11 Мая 2011 г. 12:24 (ссылка)
 (314x314, 57Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Лебединая_верность   обратиться по имени Четверг, 12 Мая 2011 г. 12:32 (ссылка)
Ириша, очень красиво. Спасибо за постик.
yellowflower (120x53, 2Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Надежда_Пушкарева   обратиться по имени Пятница, 12 Августа 2011 г. 19:12 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
TATIANA_36   обратиться по имени Суббота, 21 Апреля 2012 г. 05:41 (ссылка)
Замечательно, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
nadin155   обратиться по имени Воскресенье, 12 Октября 2014 г. 00:24 (ссылка)
С праздником Собора Киево-Печерских святых!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку