Когда я была маленькой девочкой, на стене около моей кровати висел гобеленовый коврик с сюжетом из "Красной шапочки"
Этакая пасторальная картинка, где Серый Волк был в холке ростом с Красную Шапочку, имел наиумнейшую морду и вид настоящего джентельмена.
И в книжке все было замечательно и не страшно ничуть, как-то я старательно не воспринимала ни пожирание Волком Бабушки, ни его переодевание в женское платье, ни его настойчивые зазывания Красной Шапочки в постельку...
Ах, где то время, где же оно...
Все оказалось не так, как обещала детская сказка... И не так, как обещает вот эта история:
Петя и Волк.
Эдуард Снежин
Мальчик шёл по тропинке в лесу, а впереди ковылял смешной лопоухий щенок.
Была весна, журчали ручейки, и кусты трещали от лопающихся почек. На ветках сосен тенькали синицы и щёлкали дрозды, согревшись, наконец, от зимней стужи.
Друзьям было солнечно и радостно.
Петя шёл и пел:
– Вместе весело шагать по просторам, по просторам…
А щенок согласно подвизгивал и всё время соскакивал с тропинки в лес, чтобы уткнуться чёрным мокрым носом в мох с запашистыми ростками зелени.
Наконец, путешественники углубились в густые, загадочные дебри, где за каждым кустом мог притаиться дикий зверь.
Продвинутый Петя совсем не испугался, однако, для собственного успокоения, запел героическую песню:
– Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк.
Где ты бродишь серый волк, серый волк, серый волк?
А серый волк бродил неподалёку и очень возмутился, что мальчик его не боится. Он выпрыгнул на тропинку навстречу компании, оскалил большие зубы перед щенком, так как тот шагал первым, и грозно спросил:
– Так ты меня не боишься?
– Не знаю, – махнул щенок хвостом.
– А что ж твой хозяин распевает, что я не страшен?
– А вы… Вы спросите у него, – ответил благовоспитанный пёс.
Волк обошёл щенка и оскалился на мальчика:
– Я тебе не страшен?!
– Страшен, – сказал мальчик, – но я не один!
И тут маленький щенок понял, что волк угрожает его любимому Пете, который каждый день кормит его манной кашей с сыром, прыгнул между мальчиком и волком, лицом к бандюге, широко расставил лапы, ощетинил шерсть и так зарычал, что волк растерялся.
– Наверно, у этого малыша такая любовь к хозяину, что он не пожалеет отдать за него свою жизнь, а мне, как минимум, откусит нос, – подумал он.
И зверь побежал вглубь леса с отвисшим хвостом, потому что, в отличие от собак, волки никогда не машут им. Тем более что бандюга заметил вдалеке Красную шапочку, которая пела, собирая подснежники, и ему очень захотелось, по весне, "впендюрить" ей.
Волки – они большие проказники и всё время ищут, кого бы съесть или трахнуть.
А Петя сказал щенку:
– Какой ты у меня храбрый! – и погладил между ушей.
– Теперь я знаю, что не боюсь волка, – подумал щенок, но мальчику не сказал об этом, так как собаки и волки не всегда могут говорить на языке, понятном людям, а только в экстремальных случаях.
Между тем Красная шапочка осторожно срывала с поляны нежными изящными ручками цветочки, благоухающие дивным запахом, и пела:
– Хорошо весной гулять,
Если солнце светит.
Приходи – я буду ждать,
Где ты, милый Петя?
И тут мы поймём, наконец, куда же направлялись мальчик с собакой.
Дело в том, что именно здесь, в глухом лесу, Красная шапочка назначила свидание Пете, опасаясь, что её застукает вечно подозрительная бабушка, следящая за сохранением нимфеткой девичьей невинности.
Бабушки и в старости живут по законам своей безрадостной юности, и, конечно, девочка стыдилась признаться доброй старушке, что давно уже не девочка.
А волк, услышав песню, в негодовании прибил лапой на лбу нахальную зелёную муху и подумал:
– И здесь облом! И всё из-за этого несносного мальчишки!
Однако, решив не сдаваться, сорвал притаившийся под ворохом опавших сучьев огромный пушистый подснежник и выскочил на поляну перед Красной шапочкой.
– Ах! – выронила девушка от неожиданности собранные цветы.
– Какой он великолепный! – промолвила она, разглядывая подснежник.
– Но у меня есть один, ещё более великолепный предмет, – игриво промурлыкал волк папанинским голосом, вдохновлённый успехом.
– Что же это за предмет? – невинно спросила девушка.
Тут волк вскочил на задние лапы, а Красная шапочка упала в обморок от ужаса при виде предмета, назначение которого она знала хорошо.
Кто знает, что бы случилось потом, не будь рядом мальчика с собакой?
Рыжий терьер, не терпевший надоевшее ему по телевизору порно-шоу в стиле «Дом-2», в два прыжка очутился около эксбициониста и со всей силой вцепился ему в демонстрируемый экспонат.
Волк взвыл и, с великим трудом высвободив зажатый предмет – всё-таки у нас добрая сказка – кинулся прочь, проклиная всё на свете: и весну-провокаторшу, и храброго щенка, и удачливого Петю, и соблазнительную Красную шапочку.
На этом мы закончим повествование, т. к. хэппи-энд уже состоялся – юные герои встретились, и не в наших правилах подсматривать, что же они стали творить там дальше, охраняемые смелым преданным щенком.
А весна растекалась свежими пьянящими ароматами по широким просторам и пробуждала у всякого существа Счастье новой жизни.
***
Вот такая сказка...
А сколько исследований написано по этому сюжеты... Вот, например, это:
Красная Шапочка и бедный Волк
Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге к бабушке девочка встретила волка. Возникает вопрос: какая мать пошлёт маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно нужно было идти, почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с незнакомыми волками?
Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть настолько беспечной. Создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или, хуже того, она решила от неё избавиться. В то же время трудно найти объяснение бестолковости Красной Шапочки. Как могла она, рассмотрев хорошенько волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все ещё думать, что перед ней её бабушка? Почему она не бросилась бежать? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! Да и прежде всего, любая хорошая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: "Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью!"
Бабушка и охотник тоже ведут себя подозрительно. Вообще, если посмотреть на эту историю, как на драму с участием реальных людей, можно увидеть, как каждый действует по своему собственному сценарию.
1. Мать стремится избавиться от дочери с помощью "несчастного случая", чтобы в конце разразиться словами: "Ну разве это не ужасно! Нельзя и шагу по лесу пройти, без того чтобы какой-нибудь волк не пристал..."
2. Волк, вместо того, чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет не по средствам. Он мог бы догадаться, что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Видимо, в юности он начитался Ницше (если он умеет говорить и подвязывать чепец, то почему бы ему не читать философов?), и теперь живет под девизом "Живи опасно и умри со славой!".
3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, жаждет приключений. Может быть, поэтому она и не хочет жить по соседству с родственниками. Бабушка может быть достаточно молодой женщиной, ведь у неё совсем юная внучка. Так почему бы ей не поискать острых ощущений?
4. Охотник относится к тому сорту избавителей, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью миленькой юной особы. Перед нами типичный сценарий подростковых игр.
5. Красная Шапочка сообщает волку, где он её может снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она заигрывает с волком, и ей настолько везет, что игра заканчивается для неё удачно.
В этой сказке каждый герой стремится к действию любой ценой. Если учесть результат их совместных действий, то приходиться признать, что все в целом – интрига, в которую втянут несчастный волк. Его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, а девочку использовали в качестве приманки. Мораль сюжета не в том, что маленьким девочкам нужно держаться подальше от леса, где водятся волки. Нет, это волкам нужно держаться подальше от девочек, которые притворяются простушками, и от их бабушек. Короче говоря, волку нельзя ходить по лесу одному. Ещё один вопрос остается открытым: а что, собственно, делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?
Если читатель увидит в этой трактовке цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни. Ведь нельзя не задуматься: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом, когда вырастет?
Анализ сказки о Красной шапочке в интерпретации
американского психолога Эрика Берна подготовила
Мария ИВАНОВА
***
Вот оно, оказывается, как все хитро закручено...
И еще о том же самом:
Сказка о Красной Шапочке и Сером Волке
Галина Бедненко, Татьяна Лапшина
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
Красавицам и баловницам),
В пути, встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе, волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью, охраняя честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам...
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней".
Из сказки Ш. Перро "Красная Шапочка".
Однажды с нами случаются сказки…
Мы повторяем любимые сказки из детства или вдруг узнаем себя в издавна знакомом сюжете. Мы стараемся доиграть сказку до счастливого конца, но обретаем поражение. Мы стараемся избежать ужасного финала, но он все равно случается. И так повторяется раз за разом… Мы можем переходить из одной сказки в другую и возвращаться к старой. Это не всегда то, что мы можем изменить только по своей воле. Для того чтобы выйти из сюжета нам необходимо его осознавание. Умение видеть его участников и сценарий в реальности.
Сказка о Красной Шапочке и Сером волке - это классический сценарий о Жертве, Насильнике, Наблюдателе и Спасателе. При этом роли в повторяющемся сценарии часто ротируются, или это происходит скорее формально (в более коротких отношениях). В этом сюжете можно зависнуть надолго и навсегда.
Познакомимся с героями подробнее…
Волк - характерный тип мужчин, которые могут вначале вежливо общаться и все узнавать, затем насилуют (так или иначе, но особенно заметно это в сексуальных отношениях), потом притворяются доброй бабушкой ("ты сама этого хотела", "или я не прав?"), потом опять насилуют (часто в другой форме). Это мужчины, которые встречаются нам по жизни, когда мы идем по своим делам и к своей цели (к какой-то, простите, Бабушке). И мы не сразу можем узнать этого Волка. Разве нас не предупреждали о Волках? Да. Но он такой вежливый, хотя и немного странный...
Руководствуясь своим небесполезным эмпирическим опытом и стараясь упредить потенциальных Красных Шапочек, мы описываем здесь признаки, по которым можно узнать этого персонажа. Также это полезный инструмент для обнаружения Волка в себе.
Во многих мужчинах (но не во всех!) живет этот Волк, большой или маленький, сформировавшийся или еще зародыш. Однажды в детстве подвергшись насилию (физическому или психологическому) жертва, Красная Шапочка любого пола, содержит в себе "психологический зародыш" насильника. Тут мы полагаем, что у мужчин шанс превратиться в Волка выше, чем у женщин, которые чаще оказываются Красными Шапочками.
Красная Шапочка - девушка или женщина с виктимным (жертвенным) сценарием поведения. Она регулярно невзначай (или осознанно) провоцирует, затем пожинает горькие плоды своей неосторожности, после чего постарается призвать Охотника, спасителя и мстителя в одном лице.
Красная Шапочка всегда ждет своего Волка. Потому важно уметь найти ее в себе, обнаружить и не дать развиваться до врастания в постоянный виктимный сценарий поведения. Необходимо познакомиться со своей внутренней Красной Шапочкой и на осознанном уровне. Потому что архетипически, бессознательно что-то может говорить "Да, да, это твой, именно твой Волк", или "На этот раз ты от него убежишь и не дашься", или "Сделай его сама!!", или "А разве бывают не Волки?..". А пока этот голос не опознаётся как голос Красной Шапочки - участницы виктимного сценария - он может властвовать над нами.
Охотник - вспомогательный персонаж этого сценария. Его обвиняющую роль могут отыгрывать и оба предыдущих участника, и Наблюдатель. Иногда, впрочем, появляются и отдельные участники. Их присутствие в игре, что характерно, часто определено заранее.
"Это не хвост…", - ответил Волк и густо покраснел.
Как узнать Серого Волка
В начале отношений:
1. Нарочитая вежливость и чрезмерное соблюдение социальных правил (принятых в обществе или более узком сообществе) на первоначальной стадии знакомства и ухаживания.
2. Чрезмерная и нарочитая, очень детальная заботливость.
3. Принципиальность в денежных вопросах, прижимистость и скупость
4. Любовь к халяве и скидкам при достаточном заработке или доходах.
5. Резкие скачки настроения без особой причины и повода.
6. Неожиданно большая его информированность о ваших делах (прошлом, окружении). Он знает о вас больше, чем вы о нем.
7. Активное восхищение "сильными", авторитарными и/или беспринципными и хитрыми людьми.
8. Он мало рассказывает, но много слушает. Или наоборот, не обращает внимание на то, что рассказываете вы, а пестрит своими удивительными рассказками.
9. Отсутствие друзей - мужчин. Реже наоборот - исключительная преданность одному-двум друзьям.
10. Внезапные исчезновения, от нескольких минут на встрече (и это не уборная!) до нескольких дней.
11. Вы не знаете, есть ли у него другие женщины.
При развитии отношений:
12. Яростная борьба или наоборот большая привязанность к матери.
13. Отказ от каких-то обычных гигиенических привычек.
14. Выясняется, что у него были серьезные черепно-мозговые травмы.
15. Он склонен нарушать границы личного пространства (слишком близко придвигается, трогает там и сям).
16. Он очень ревнив.
17. Он носит при себе или хранит дома оружие, которому уделяет особое внимание, но объяснить толком, зачем ему оно, не может.
18. Внезапные вспышки агрессии. Необязательно по отношению к вам. Это могут быть посторонние предметы, объекты, он сам (аутоагрессия).
19. Внезапные вспышки ревности. В контексте ситуаций они могут выглядеть как демонстративные и несерьезные.
20. Странные действия, гласно мотивированные его "местью" за какие-то ваши слова или поступки.
21. Рассказы о тяжелых предательствах, совершенных женщинами в его жизни.
22. Он много говорит об отношениях, используя "высокие" слова или наоборот грубую обсценную лексику, скабрезности.
23. Он говорит о вечной любви.
24. У него есть специальный альбом фотографий его бывших пассий.
25. У него есть манера внезапно подкрадываться сзади и делать что-то неожиданное.
26. Выражение ненависти, злобы и презрения к "другим" людям, всем вместе или каким-то отдельным категориям.
27. В его доме живут домашние животные, которым явно недостает ухода.
28. Вы не знаете, есть ли у него другие женщины.
В сексе:
29. Если вы отказываетесь сделать нечто для вас неприемлемое, вам сообщают, что это ваши комплексы, которые необходимо изжить.
30. Он отказывается переставать что-либо делать по отношению к вам, несмотря на ваши просьбы. Для него в этом смысле не существует слова "нет". Как в общественных местах, так и в приватной обстановке.
31. Запрет спонтанной активности женщины в сексе: запрет кричать, кусаться.
32. Оральная или орально-анальная фиксация в сексе: предпочтение орального и/или анального секса, помешанность на женской груди.
33. После свидания и страстной ночи с ним, вам почему-то кажется, что вас грязно поимели.
34. Если вы делаете для него что-то против своей воли, а потом высказываете ему свою обиду или недовольство, он способен убедить вас в своей правоте или вашем истинном желании сделать это. Туз Мечей Lunatic Tarot
В сформировавшихся отношениях:
35. Его настойчивая забота (при этом он может заниматься нарочито "не-мужскими" делами) постепенно переходит в жесткий контроль.
36. Попытки оградить вас от вашего окружения (родственников, друзей, подруг).
37. Он делает в отношении вас нечто неприятное, а затем объясняет, что все это происходит исключительно из благих побуждений, потому что вас любит или хочет вам помочь, изменить вас к лучшему.
38. Фраза вроде "Да кого сегодня волнуют условности?" в деликатных лично для вас ситуациях.
39. У него бывают длительные или тяжелые переживания депрессии, упадка сил после социальных поражений.
40. Преследование и слежка за вами с его стороны.
41. Частые или неоправданные обвинения вас в "неправильном" к нему отношении и поведении.
42. Частые или внезапные требования позаботиться о нем.
43. Странные привязанности и привычки (в т.ч. частое употребление алкоголя).
44. Рассказы о том, что сейчас денег нет, но будут вот-вот и завтра.
45. Шантаж причинения себе вреда или самоубийства (в легких вариантах - обвинения в оставлении его в беспомощном или неадекватном состоянии).
46. Он боится и не хочет перемен. Говорит, что его устраивает то, что есть.
Если его и ваши отношения можно охарактеризовать не менее чем 10 пунктами, то Вы повстречались с Серым Волком.
Как узнать Красную Шапочку
Как мы уже говорили, Серый Волк вовсе не всегда опасен. Серый Волк опасен, прежде всего, когда встречается с нашей внутренней Красной Шапочкой. Бывает так, что некоторые из нас предпочитают себя вести как Красная Шапочка в повседневной жизни. А бывает так, что появление именно Серого Волка заставляет нас играть по его правилам и стать жертвой. И, безусловно, случаются ситуации, когда Красная Шапочка, встречаясь с новым мужчиной, пытается включить его в привычный сценарий, а значит - сделать Серым Волком.
Как же понять, что в нас заговорила Красная Шапочка? В каких ситуациях мы ведем себя как Красная Шапочка?
Идет Красная Шапочка по лесу и песенку поет.
Волк вылезает из-под куста и говорит:
-Красная Шапочка, а тебе не страшно тут одной?
Заблудишься еще, или нападет кто!
-А чего бояться? Дорогу знаю, секс люблю!!
Вы Красная Шапочка когда/если:
В повседневной жизни:
1. Вам нравится нащупывать границы терпения и выдержки мужчин.
2. Вы нередко рискуете, попадая в двусмысленные ситуации.
3. Вам кажется, что сейчас вы способны общаться с любым опасным мужчиной и "не поддаться" ему или "сделать его". Вам нравится опасная игра, и вы намерены ее выиграть.
4. Иногда вам кажется, что вы способны манипулировать любой информацией для достижения своих целей. Впрочем, обычно результат выходит немного не таким, как планировался.
5. Периоды безрассудства в вашей жизни сменяются периодами сильного страха перед мужчинами.
6. Иногда вы замечаете, что вы делаете то, что нужно не вам, а кому-то другому.
7. Вы не согласны с теми сценариями женского поведения, которые предлагают ваши родственницы.
8. Вам сложно сказать "нет" даже в интимных вопросах в том числе, касающихся личных границ.
9. Вы верите, что мужчина лучше знает, что допустимо в отношениях, а что - нет.
10. Вам очень льстит внимание мужчин, особенно сильных и властных.
11. Мужественные люди, рассказывающие о том, как пострадали от "стерв" вызывают у вас острое чувство жалости.
12. Порой вы чувствуете, что, если вас обижают, вы сами виноваты и не имеете права противостоять обидчику.
13. Если вы и не чувствуете себя виноватой, в том, что вас обидели, обидчику легко доказать вам противное.
14. Вы полагаете, что в большинстве случаев, жертвы насилия спровоцировали насильника. "Сами виноваты". Если делать все правильно, ничего не случится.
15. Если кто-то из близких сильно разгневан и довольно агрессивно проявляет свое недовольство, причины такого его поведения вы видите, прежде всего, в себе. В следующий раз вы поступите по-другому, умнее, и всё будет иначе.
16. Вы полагаете, что если вести себя правильно, ничего страшного не случится.
17. Впрочем, даже если отступить от принятых правил совсем чуть-чуть, ничего страшного не произойдет.
18. Что бы ни происходило в семье или паре, вы всегда оказываетесь "крайней". Паж дисков Lunatic Tarot
В прошлом или сегодня:
19. Вы подвергались изнасилованиям или попыткам изнасилований.
20. Как минимум однажды мужчина намеренно причинил вам физическую боль и вы приняли это как должное.
21. В вашей жизни бывало такое, что после интимных отношений с мужчиной, хотя вы и были согласны вначале, вам казалось будто бы вас изнасиловали.
В отношениях с мужчинами:
22. Вас мало привлекают обычные мужчины. Зато интересны странные, чудаки или плохие парни. Вас крайне привлекают странные мужчины-чудаки или "плохие парни".
23. Или выходит так, что вы знакомитесь с "милым" мужчиной, а в итоге он оказывается чудаком или "плохим парнем".
24. Большинство ваших романов - это истории про "рокового" мужчину. Или "роковые" мужчины и плохие парни иногда перемежаются нежными любовниками. Причем, с последними вам явно скучно и чего-то не хватает.
25. После разрыва отношений с мужчиной (даже если по вашей инициативе) у вас нередко возникает желание отомстить "за все, что было", хотя вы до конца и не осознаете, в чем именно это все заключается.
26. Вам кажется, что ваши отношения с мужчинами развиваются, то чрезмерно быстро (внезапная страсть и даже секс на первом свидании), то удручающе медленно (долгие ухаживания мужчины, казалось бы, без какого-либо намерения "идти дальше").
27. Начав отношения с мужчиной, вы хотите довести их до "финального конца" или наиболее удачного момента, не считая возможным прервать их на полуслове. Это касается как постели: раз уж разделись, надо заняться сексом - так и вообще общения: раз уж затронула эту тему, надо выслушать его до конца.
28. Вас во многом не устраивают отношения с партнером, но вы сохраняете отношения, потому что больше и лучше ничего уже не будет.
29. Вам кажется, что если вы будете правильно себя вести, партнер непременно изменится к лучшему.
30. В сексе, если происходит нечто вам совсем неприятное, вам сложно дать понять партнеру, что вам это совсем не нравится и не нужно и попросить (потребовать) прекратить это.
31. Вы готовы на любые уступки из страха, что ваш партнёр разгневается. Даже если никогда не видели его во гневе и он не делал вам ничего плохого. Вы можете сказать в гостях: "Он убьет меня, если...".
32. Вы готовы на любые уступки из страха, что ваш партнёр уйдёт, ведь именно этот мужчина самый последний и самый желанный. Двойка Мечей Lunatic Tarot
33. В сексе вы часто практикуете садо-мазоотношения. Или непременно хотели бы попробовать. В мечтаниях вы иногда представляете своего партнера рабом или господином.
34. В отношениях вы склонны подчиняться партнеру и тем самым снимать с себя ответственность за происходящее.
35. Вы часто рассказываете своим подругам о злоупотреблениях вашего партнера или, напротив, не можете вымолвить не слова, когда подруги вас расспрашивают о том, чем о вас обидел.
36. Иногда после секса вам очень хочется ласки, но вы стесняетесь/боитесь попросить об этом вашего партнера.
37. Периодически вы ловите себя на ощущении, что вас пугает что-то в вашем партнере и его поведении.
38. Прошлые отношения вашего мужчины со слабым полом либо покрыты мраком, либо он, напротив, часто рассказывает вам о былых отношениях, чтобы вы не повторяли ошибки предшественниц.
39. Если партнер просит прощения, вы готовы простить ему всё, то есть вообще всё, и жить дальше, будто бы ничего не произошло.
40. Рано или поздно в ваших отношениях наступает такой момент, когда вы не знаете, кого больше жалеть - себя или его. Ругаете себя и жалеете его, жалеете себя и ругаете его.
41. Вы готовы длительно терпеть раздражающие черты поведения партнера, лишь бы при обсуждении он не почувствовал себя виноватым или не решил, что вы слишком много просите.
42. Вы способны допускать странное или неадекватное, асоциальное поведение своего спутника в общественных местах. Вы, вообще, нередко готовы ради мужчины отбросить все "условности".
43. Иногда вам кажется, что вы не могли бы прожить и дня без вашего возлюбленного, а иногда - что для всех будет лучше, если вы просто сбежите. Причем эти настроения часто и быстро сменяют друг друга.
44. Убежав от Серого Волка, вы облегченно вздыхаете, говорите, что вам повезло… и вновь отправляетесь на поиски приключений.
45. Иногда вы напоминаете себе "Серого Волка" как минимум по 10 пунктам из типичных признаков Серого Волка.
- Девочка, из чего у тебя шапочка?
- Из волка.
- А почему красная?
- А потому что мясом наружу.
Вы встретились с Красной Шапочкой, если
Шаг 1. Она с самого начала заявляет об особой значимости для нее неких важных людей (родителей, родственников, возлюбленного). Наказы этих значимых людей или само их существование как будто отрицают возможность развития более близких отношений с вами.
Шаг 2. Затем она соблазняет и провоцирует вас на более близкие отношения. Тем настойчивее, чем активнее вы держите дистанцию.
Шаг 3. Она дает вам ее соблазнить.
Шаг 4. Она обвиняет вас в том, что вы ее грязно использовали. Или еще раз прокручивает первые три шага, пока не добьется чего-то более существенного (например, предложения о замужестве).
Шаг 5. Она сообщает всем и каждому, каким именно путем вам удалось ее получить. Чаще всего для получения сочувствия окружающих, реже - для извлечения материальной выгоды путем шантажа.
Шаг 6. Теперь вы - Красная Шапочка, а она Серый Волк. Теперь вы ищете себе Охотника (Спасителя, другую любовницу).
Как узнать Маму Красной Шапочки?
1. Она очень заботится о приличиях и правилах, обладающих для нее какой-то самоценностью.
2. Она наряжает, балует дочь, будто переживая вместе с ней легкомыслие юности.
3. Иногда кажется, что она живет где-то в своем прошлом…
4. Она много предостерегает, но дает двусмысленные, слишком общие или противоречивые указания.
5. Она говорит только часть правды. Ровно столько, сколько необходимо знать ее дочери.
6. Никаких подробностей о том, что именно может произойти и что делать в случае опасности - не поступает.
7. Мама рассказывает истории про подлецов, которых исправили разумные женщины.
8. Она …бывшая Красная Шапочка.
Бабушка Красной Шапочки
Это таинственный персонаж, живущий за краем леса… Она не всегда участвует в истории. Но часто это важный герой семейной истории Красной Шапочки. Это может быть и бабушка (по матери или по отцу), и тетка, и даже значимая, но незнакомая или умершая родственница.
1. Она знает, что если девушка попала в беду, значит сама виновата.
2. В конце концов, это случается со всеми женщинами.
3. Она знает, каково это - жить с Волком.
Лесоруб - Спасатель или Свидетель
Лесоруб - это случайный свидетель и спасатель в реальных ситуациях насилия. Впрочем, он может остаться и пассивным свидетелем, наблюдателем, не реализовавшимся Охотником или еще одним Волком…
Внутренний Охотник на Волка может быть интроектом, нашей внутренней субличностью. Той, что поможет дать отпор насильнику, своему или чужому.
Однако это может быть и привычная роль в повторяющемся сценарии. Тогда Охотник живет только в историях о Красной Шапочке и Сером Волке.
Это Лесоруб, если:
1. Он ждет, пока все не произойдет и наблюдает.
2. Возможно, он знакомый и даже приятель Волка.
3. Когда случается накал отношений и даже разрыв, он является в образе спасателя.
4. Если все уже закончено, он делает вид, что пытался спасти или хотел этого.
5. Он может явиться мстителем, чтобы расквитаться с Волком.
6. Он какое-то время заботится, помогает по хозяйству и "выгуливает".
7. Потом скажет "У тебя есть тот, кто о тебе позаботится, детка", или что-то в этом роде и укажет на себя.
8. При отказе от такой заботы он будет в искреннем недоумении и возмущении ("Как можно быть такой жестокой с таким хорошим человеком?")
9. Он может быть другом Волка.
10. Он может быть еще одним Волком.
11. Это необязательно мужчина. Это может быть даже мама…
Теперь, когда очерчены все основные действующие лица, можно снова вернуться к сказке и разобраться, чем она для нас полезна или опасна.
Существует совершенно особый род сказок, который психологи и психотерапевты называют "сценарными". Персонажи этих сказок становятся нашими ролями по жизни. Сценарная сказка имеет свойство повторяться несколько раз в жизни человека. Пока мы в сказке, финал её может казаться нам непредотвратимым. Тем не менее, само осознание того, что мы уже мчимся по неведомым дорожкам, может многое изменить. Если ознакомившись с текстом, вы поняли, что живёте в сказке про Красную Шапочку и Серого Волка, важно уже просто принять этот факт. Помнить, что вам свойственно попадать в этот сценарий и стараться избегать подобных ситуаций и не попадать в ловушки сценария. Важно так же помнить, что эта сказка - не единственная. И помимо самой реальности, есть ещё огромное количество сказок, некоторые даже с очень счастливым концом.
Другой вариант: проиграть или изменить сказку в символической реальности. Тут вам на подмогу может прийти психотерапевт, психодраматист или же ваши таланты и воображение.
В процессе психодрамы можно воссоздать сценарий от лица каждого из внутренних персонажей участника. Пережить сценарий до конца в безопасных условиях. Или деформировать сценарий таким образом, чтобы он перестал быть таким притягательным или перестал быть, в нашем случае, травматичным и виктимным.
Если же нет возможности обратиться к психотерапевту, можно обратиться к самой сказке и собственным творческим ресурсам. Сказки не всегда были такими, как нам рассказывали бабушки. И уж тем более, они не навсегда такими останутся. Можно попробовать переписать сказку. Конечно, это не удастся с первого раза. Чем больше вариантов сказки подскажет ваше воображение, тем лучше. И тем свободнее станет ваш собственный сценарий. Сказки можно осваивать и переписывать словами, сказками, танцем и любой другой формой творческой активности. Тут вас ничто не останавливает.
Главное одно: по-настоящему захотеть выйти из сказки и начать жить собственной ни на что не похожей жизнью.
© Бедненко Г., Лапшина Т., июнь - июль 2006
***
Если б это было так просто - жить...
Разве что улыбнуться вот над этим:
СЦЕНАРИЙ ПОРНОФИЛЬМА ДЛЯ РЕКЛАМНЫХ АГЕНТСТВ
p.s.: Видимо, лимит какой-то существует и для поста он исчерпан. Потому -придется сделать вторую часть...