Шейх мухаддис Али ибн Хасан ибн Абдульхамид Аль-Халяби Аль-Асари Имам Ахмад передал в «Муснаде» (4/158) от Укбаты ибн Амира, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды я встретил посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он мне сказал: «О Укба ибн Амир, поддерживай связи с тем кто их с тобой порвал, уделяй (из имущества) тому, кто тебе отказал (в этом), и прощай тому, кто поступил с тобой несправедливо». Достоверность хадиса подтвердил наш шейх Аль-Альбани в «Ас-сильсиля ас-сахиха» 891.
Это благородное пророческое наставление относится к числу самых великих, славных и возвышенных наставлений, ведь оно – руководство к достижению высоких нравов, самых совершенных качеств и характера. Привел этот хадис имам Ибн Касир в его тафсире (6/491) в объяснении к словам Всевышнего Аллаха: «Прояви снисходительность, вели творить одобряемое и отвернись от невежд». Сура «Преграды», аят 199.
И здесь видно внешнее соответствие в смысле между аятом и хадисом, и даже в трех местах по ходу текста: поддерживание связи с порывающим соответствует проявлению снисходительности, дарование тем, кому отказали соответствует совершению одобряемого, и прощение поступившего несправедливо соответствует отворачиванию от невежд.
И что может быть прекраснее того, что передал имам Аль-Бухари в его «Сахихе» (4643) и в «Адабуль-муфрад» (244) от Уахба ибн Кайсана, что он рассказывал: «Я слышал как Абдуллах ибн Зубейр говорил стоя на минбаре: «Прояви снисходительность, вели творить одобряемое и отвернись от невежд». - Клянусь Аллахом, это приказано только в отношении нравов людей, и клянусь Аллахом, что я буду проявлять это с ними, когда буду с ними находиться!»
Сказал имам Ибн Аль-Кайим в «Мифтаху дарис-саада» (1/344): «Здесь не имеется введу то, чтобы он отвернулся от тех, у кого нет знаний, чтобы не учил такого и не наставлял, но имеется ввиду то, что ему следует отвернуться от невежды, который обвиняет в невежестве его – такого пусть не принимает и пусть не укоряет его».
Так же упомянул имам Ибн Аль-Кайим в «Мадариджус-саликин» (2/305), что этот аят «был для пророка, мир ему и благословение Аллаха, устанавливающим прекрасные нравы».
И сказал имам языковед Абу Хиляль Аль-Аскари в «Китабус-сынаъатейн» (с. 132): «И ты видишь, что в снисходительность входит поддержание связей с теми кто их порывает, прощение причинившим несправедливость и наделение того, кто отказывает в подобном; а в приказ одобряемого входит богобоязненность, поддержание родственных связей, оберегание языка от лжи, отведение взгляда от запретного, отречение от всего мерзкого, потому что не разрешено приказывать одобряемое а самому придерживаться чего-то из запретного».
И чтобы речь о нравах, а точнее – о высоких нравах, не была лишь теоретическим рассуждением, я напомню и приведу то, что передал имам Аль-Бухари в его «Сахихе» (4642) от Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он сказал: «Прибыл Уейна ибн Хисн ибн Хузейфа и остановился у сына своего брата – Аль-Хурра ибн Кейс, а он был из тех кого приблизил к себе Умар, а на собраниях Умара были чтецы Корана и его советники, независимо от того, в возрасте они были или были молодыми. Сказал Уейна сыну своего брата: «О сын моего брата, у тебя есть положение у этого правителя, так попроси же у него для меня разрешение на прием». Он ответил: «Я попрошу у него разрешение для тебя».
Говорит Ибн Аббас: «И Аль-Хурр попросил разрешение для Уейны, а Умар дал разрешение. А когда Уейна вошел к Умару, то сказал: «Прекрати, о Ибн Аль-Хаттаб! Клянусь Аллахом, ты не отдаешь нам наши доли и судишь между нами несправедливо!» Разозлился Умар, так что хотел что-то сделать с ним, и тут сказал Аль-Хурр Умару: «О повелитель верующих! Поистине Всевышний Аллах сказал Своему пророку: «Прояви снисходительность, вели творить одобряемое и отвернись от невежд». А этот человек – из невежд».
Говорит Ибн Аббас: «И клянусь Аллахом ничего не сделал Умар с этим человеком после того как прочитали ему этот аят. Всегда он останавливался перед тем, что было в Книге Аллаха».
Есть ли (здесь/сейчас) тот, кто останавливается? Чье сердце наполнено справедливостью, и кто сторонится притеснения и несправедливых поступков?«Мин макарималь-ахляк»
Читать далее...