-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в KIM2011

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.02.2011
Записей: 11301
Комментариев: 575
Написано: 12032


25 марта родился Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). от Томаовсянка...

Вторник, 25 Марта 2014 г. 23:09 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка 25 марта родился Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)




Автопортрет в шляпе. 1921



Игорь Эммануилович Грабарь — русский художник-живописец, реставратор, искусствовед. Народный художник СССР и лауреат Сталинской премии.



   Игорь Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.  



  Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны. Он родился 13 марта 1871 в Будапеште, в русской семье, которая принадлежала к этнической группе, компактно проживавшей в Угорской Руси. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами, и в этой специфической атмосфере прошло детство Игоря. В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. Отец переселился в Россию в 1876 под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е).



 



  Прожив за границей более пяти лет, живописен все острее стал понимать, что ему хочется возвратиться на родину, увидеть родных и близких, окунуться в художественную жизнь своей страны, в которую теперь он мог войти отнюдь не новичком, а уже сложившимся мастером. В июне 1902 Игорь Грабарь вернулся в Россию. Сначала он прибыл в Адлер, где в то время проживали его родители, затем посетил Москву и познакомился там с художником Михаилом Врубелем. Творчеством коллеги Игорь Эммануилович заинтересовался еще за границей, поскольку регулярно получал экземпляры журнала «Мир искусства» с репродукциями самых разных картин, в том числе и Врубеля







  В конце концов живописец с удовольствием обосновался в промозглом Петербурге и встретился с Дягилевым, которого уже считал своим другом, хотя и только по переписке. Кроме того, он познакомился с художниками, входившими в объединение «Мир искусства»: Львом Бакстом, Константином Сомовым, Иваном Билибиным и Александром Бенуа. Грабарь сеще большим энтузиазмом принялся за работу в журнале, готовя к выпуску не только статьи, но и даже целые тома по истории живописи. Помимо всего прочего он занимался организацией различных выставок. При такой бурной деятельности мастер продолжал писать картины, в которых с большой любовью отражал холодную природу России.





«Вешний поток». 1904



Уловить миг жизни солнечного света в окружающей среде, в массе снега, принимающего на себя все световые и цветовые изменения, это вызывало сильнейший художественный азарт в Грабаре, заставляло «швырять» краски на холст в увлечении красотой мотива. Этот зимний живописный сезон в Дугине Грабарь завершил этюдом «Вешний поток». «Когда в конце марта снег почти всюду сошел, в Дугине начинали искать его остатков в оврагах - обычай, ведущий свое начало еще от последних снегов К. Коровина и Левитана 1880-х и укоренившийся с тех пор в Москве». Найденный Грабарем «очаровательный овраг» поразительным образом соединил в себе осеннюю высохшую листву, остатки зимнего снега и весеннюю синеву ручья. Цвета трех времен года художник объединил в активную красочную гамму, создав взволнованное, трепетное и правдивое ощущение наступающей весны.





"Мартовский снег". 1904



  Летом 1904 в Дюссельдорфе состоялась выставка современной европейской живописи, на которую среди самых известных русских живописцев, таких как Валентин Серов и Виктор Борисов-Мусатов, был приглашен и Игорь Грабарь.  Наибольшим успехом пользовался «Мартовский снег». Написанная в переработанной импрессионистической манере работа восхищает соотношениями цвета и света. 

  Грабарь использовал обычную линейную композицию, в которой фигура шагающей крестьянки в голубовато-розовой юбке и с коромыслом наперевес является ее центром и придает картине особое оживленное настроение. В этом же году этот холст приобрел
образованный русский купец, известный собиратель западноевропейской и русской живописи, директор тверской мануфактуры Иван Морозов.





«Февральская лазурь» 1904



  "Февральская лазурь полна восторга от солнечного морозного дня. Вот как Гробарь рассказал о том дне: «В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник —праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, то от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты я обомлел: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты мог передать, то и то это будет бесподобно», — подумал я».





«Иней». 1905



  На полотне «Иней» представлена настоящая волшебная сказка зимнего леса, увиденная солнечным морозным утром. На фоне голубого неба застыли белесые деревья, свесив свои тонкие серебристые, замороженные ветви. Живописец увидел и удивительно тонко передал на холсте нежно-звучный хрустальный образ. Сам он о любимом зимнем явлении говорил следующее: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».







  Зима была важным мотивом в творчестве мастера. Частным случаем этого мотива стал иней, занявший в искусстве Грабаря отдельное место. Чтобы воспроизвести его разнообразные виды и переливы, необходимо было добиться соединения графического и живописного эффектов. Грабарь, обожавший экспериментировать, старался запечатлеть это явление природы в утреннее и вечернее время, в солнечный и пасмурный день, пытаясь найти самый потрясающий и естественный образ.





«Сирень и незабудки» 1905



  На крышке рояля стоит небольшой молочного цвета кувшин с белыми и розово-фиолетовыми ветками сирени. Рядом - плетеная корзина с огромным букетом нежных незабудок, отражающихся на темной лаковой поверхности инструмента. Фоном для натюрморта служит интерьер комнаты. Ее пространство создано с таким мастерством, что вовсе не отвлекает от любования цветами. 

  Возле бежево-розовой стены стоят венские стулья, над которыми висит картина, рядом белеет камин. Но вся эта светлая, словно наполненная свежим воздухом комната — не просто фон. Не случайно цветы представлены на крышке музыкального инструмента и в произведении дан фрагмент другой картины. Эта изысканная творческая обстановка является важной частью натюрморта, призванной передать праздничную весеннюю атмосферу.





«Морозное утро. Розовые лучи». 1906



  В середине 1900-х Игорь Грабарь активно занимался живописью и одновременно писал о ней критические статьи. Ко всему прочему, мастер принимал активное участие в создании юмористического журнала «Жупел», но, не будучи графиком, предлагал туда лишь свои публицистические творения. Во время обсуждения концепции журнала он познакомился с такими видными отечественными писателями, как Максим Горький и Леонид Андреев. Художники и литераторы вместе планировали номера периодического издания, в котором под видом юморесок и забавных карикатур скрывались острая сатира и социал-демократические идеи.





«Неприбранный стол». 1907



  Художник жаждал новых впечатлений от русской природы, ее сурового климата. Он с удовольствием отправился в путешествие по Вологодчине, Северной Двине и Архангельской области. Из этих холодных краев живописец привез множество этюдов и рисунков, некоторые из них были показаны на очередной выставке «Мира искусства». Однако собрания и встречи мирискусников все чаще становились напряженными, и уже в 1904 объединение перестало устраивать выставки. В том же году закрылся журнал «Мир искусства». После некоторых раздумий Грабарь решил переменить место жительства; он ликвидировал свою мастерскую в Петербурге, продал многие вещи и переехал в Москву.





«Рябинка». 1915



  Как талантливый искусствовед, в различных изданиях Грабарь публиковал обзоры всевозможных выставок и критические статьи о работах других художников, из-за чего со многими коллегами оказался в натянутых и даже враждебных отношениях. В Германии для лейпцигского журнала Игорь Эммануилович писал статьи на немецком языке, а в Петербурге для исторического журнала два месяца изучал архивы Академии художеств и создал свой первый труд из области истории русского изобразительного искусства. Затем он начал работу над монографиями о творчестве Валентина Серова и Исаака Левитана. Таким образом, на собственные занятия живописью времени почти не оставалось.





«Утренний чай (В аллее)». 1917





На озере. 1926





«В саду. Грядка дельфиниумов». 1947



http://vk.com/rus_zhivopis

Рубрики:  художники, картины, иллюстрации

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку