При изучении любой математической дисциплины большинство задач и примеров можно решать различными способами. При этом происходит актуализация различных знаний и умений. Это в свою очередь способствует непроизвольному их запоминанию.
Поэтому решение одной задачи несколькими способами, даже без оценки их с точки зрения рациональности, имеет большое образовательное значение для развития мышления учащихся, чем решение многих задач, но одним и тем же способом.
Формирование у учащихся привычки решать одну и ту же задачу различными способами должно, на мой взгляд, проводиться на уроках со всеми учащимися, а не только с отдельными из них на кружковых и факультативных занятиях.
Не обязательно для этого готовить специальные задачи и упражнения. Многие обычные школьные задачи допускают несколько способов решения. Учителю математики не следует упускать соответствующего момента и конструировать их вместе с учащимися. В качестве иллюстрации этих мыслей приведу следующий пример.
Задача. Упростить выражение
.
Решение 1. Как правило, учащиеся попытаются применить знания и навыки, полученные при решении предшествующих задач - формулу возведения двучлена в кадрат.
=
![(153x44, 2Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909152_1.jpg)
=
![(260x30, 3Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909170_2.jpg)
= 8 + 2·
![(60x25, 1Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909200_3.jpg)
= 8 + 6 = 14.
Это вполне естественно и ожидаемо, так как многие предшествующие задачи решались по этой схеме. Однако данная задача имеет и другое решение.
Решение 2. Нетрудно заметить, что если оба подкоренных выражения 4 +
![(26x25, 0Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909252_4.jpg)
и 4 -
![(26x25, 0Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909252_4.jpg)
умножить на 2, то получим полные квадраты. Действительно, 4 ±
![(26x25, 0Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909252_4.jpg)
=
![(60x46, 1Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909284_5.jpg)
=
![(65x49, 1Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909294_6.jpg)
. Поэтому данную задачу можно решить и так:
![(153x44, 2Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909152_1.jpg)
=
![(173x64, 3Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909352_7.jpg)
=
![(128x57, 2Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909360_8.jpg)
=
![(58x57, 1Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909370_9.jpg)
= 14.
Понятно, что это решение в дидактическом плане предпочтительнее предыдущего, так как несет для учащихся больше знаний. Рассмотренный прием может быть применен и в дальнейшем при решении задач, не аналогичных данной задаче. Поэтому заложенные в данной задаче механизмы для развития мышления учащихся не должны упускаться учителем математики.
Решение 3. Вот еще одна идея решения этой задачи. Так как (4 +
![(26x25, 0Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909252_4.jpg)
)(4 -
![(26x25, 0Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909252_4.jpg)
) = 16 - 7 = 9, то 4 -
![(26x25, 0Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909252_4.jpg)
=
![(52x45, 1Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909380_10.jpg)
. Тогда
![(153x44, 2Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909152_1.jpg)
=
![(156x62, 2Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909408_11.jpg)
=
![(68x52, 1Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909422_12.jpg)
=
![(74x52, 1Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909434_13.jpg)
=
![(77x52, 1Kb)](http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/15909/15909442_14.jpg)
= 14.
Таким образом, полезность и целесообразность решения одной и той же задачи различными способами налицо. И упускать такую возможность учителю математики не следует. Соответствующий же для этого дидактический материал находится практически на каждой странице любого школьного учебника математики.
Серия сообщений "Методические статьи":
Часть 1 - О ПУТАНИЦЕ В ТЕРМИНОЛОГИИ: Решение уравнения и Корень уравнения
Часть 2 - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА В ШКОЛЬНОМ УЧЕБНИКЕ
...
Часть 6 - ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?
Часть 7 - ВОПРЕКИ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
Часть 8 - КАЖДОЙ ЗАДАЧЕ НЕСКОЛЬКО РЕШЕНИЙ
Часть 9 - А МОЖНО МЕТОДОМ ПЕРЕБОРА?
Часть 10 - ДЕФОРМИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛУБОКИХ И ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ
...
Часть 17 - Неравенства с радикалами
Часть 18 - О методическом мастерстве
Часть 19 - Квадратные уравнения