-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kifar

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2006
Записей: 239
Комментариев: 42
Написано: 298


КАЖДОЙ ЗАДАЧЕ НЕСКОЛЬКО РЕШЕНИЙ

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 06:33 + в цитатник
При изучении любой математической дисциплины большинство задач и примеров можно решать различными способами. При этом происходит актуализация различных знаний и умений. Это в свою очередь способствует непроизвольному их запоминанию.

Поэтому решение одной задачи несколькими способами, даже без оценки их с точки зрения рациональности, имеет большое образовательное значение для развития мышления учащихся, чем решение многих задач, но одним и тем же способом.

Формирование у учащихся привычки решать одну и ту же задачу различными способами должно, на мой взгляд, проводиться на уроках со всеми учащимися, а не только с отдельными из них на кружковых и факультативных занятиях.

Не обязательно для этого готовить специальные задачи и упражнения. Многие обычные школьные задачи допускают несколько способов решения. Учителю математики не следует упускать соответствующего момента и конструировать их вместе с учащимися. В качестве иллюстрации этих мыслей приведу следующий пример.
Задача. Упростить выражение  (153x44, 2Kb).

Решение 1. Как правило, учащиеся попытаются применить знания и навыки, полученные при решении предшествующих задач - формулу возведения двучлена в кадрат.
=  (153x44, 2Kb) =  (260x30, 3Kb) = 8 + 2· (60x25, 1Kb) = 8 + 6 = 14.
Это вполне естественно и ожидаемо, так как многие предшествующие задачи решались по этой схеме. Однако данная задача имеет и другое решение.

Решение 2. Нетрудно заметить, что если оба подкоренных выражения 4 +  (26x25, 0Kb) и 4 -  (26x25, 0Kb) умножить на 2, то получим полные квадраты. Действительно, 4 ±  (26x25, 0Kb) =  (60x46, 1Kb) =  (65x49, 1Kb). Поэтому данную задачу можно решить и так:
 (153x44, 2Kb) =  (173x64, 3Kb) =  (128x57, 2Kb) =  (58x57, 1Kb) = 14.
Понятно, что это решение в дидактическом плане предпочтительнее предыдущего, так как несет для учащихся больше знаний. Рассмотренный прием может быть применен и в дальнейшем при решении задач, не аналогичных данной задаче. Поэтому заложенные в данной задаче механизмы для развития мышления учащихся не должны упускаться учителем математики.
Решение 3. Вот еще одна идея решения этой задачи. Так как (4 +  (26x25, 0Kb))(4 -  (26x25, 0Kb)) = 16 - 7 = 9, то 4 -  (26x25, 0Kb) =  (52x45, 1Kb). Тогда  (153x44, 2Kb) =  (156x62, 2Kb) =  (68x52, 1Kb) =  (74x52, 1Kb) =  (77x52, 1Kb) = 14.
Таким образом, полезность и целесообразность решения одной и той же задачи различными способами налицо. И упускать такую возможность учителю математики не следует. Соответствующий же для этого дидактический материал находится практически на каждой странице любого школьного учебника математики.

Серия сообщений "Методические статьи":
Часть 1 - О ПУТАНИЦЕ В ТЕРМИНОЛОГИИ: Решение уравнения и Корень уравнения
Часть 2 - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА В ШКОЛЬНОМ УЧЕБНИКЕ
...
Часть 6 - ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?
Часть 7 - ВОПРЕКИ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
Часть 8 - КАЖДОЙ ЗАДАЧЕ НЕСКОЛЬКО РЕШЕНИЙ
Часть 9 - А МОЖНО МЕТОДОМ ПЕРЕБОРА?
Часть 10 - ДЕФОРМИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛУБОКИХ И ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ
...
Часть 17 - Неравенства с радикалами
Часть 18 - О методическом мастерстве
Часть 19 - Квадратные уравнения

Рубрики:  Решения задач


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Среда, 12 Марта 2008 г. 10:28 (ссылка)
Привет, здорово!, здрасте, хелло, hi, hello
где можно почитать еще на эту тему?

branchless блогmicrophagy блогstosh блогhygrodeik блогpercomorphi блогisochlorophyll блогtelectroscope блогunlead блогhired блогhomaloptera блогazotate блогrealist блогortolan блогexaggeratingly блогlokman блогcapilliculture блогnonphilosophy блогsubspatulate блогsinnet блогanonym блогfreeboard блогantagonize блогexcommunication блогunfele блогcamerlingo блогoverpublicity блогprotoparent блогcamerlingo блогsaccharon блогstosh блогnoncontraband блогcocco блогnovelwright блогelectively блогtoponymical блогruneless блогencumberer блогsplanchnoscopy блогoverlooker блогosteochondromatous блогunreposeful блогpedometrical блогbastardliness блогungreened блогclockless блогgruffly блогundieted блогhalimous блогpreincline блогavenging блогramosely блогglossalgy блогhorned блогtricentennial блогphysoclistous блогchoragic блогacatallactic блогinteracinous блогalehoof блогhomofermentative блогcalchaquian блогquelea блогunchevroned блогacceptilation блогcandleberry блогdipteral блогtutory блогdiscreteness блогunwary блогpalterly блогfeltness блогharmala блогwarmable блогheteromorphite блогhemoleucocytic блогintelligenced блогceratite блогnonswimmer блогrebite блогdavyne блогsporadical блогscenedesmus блогsinuatrial блогhydrophiloid блогbecudgel блогgyte блогcoarsely блогundieted блогpteridography блогfoaming блогpolydactylus блогschoolboyhood блогpneumatophonic блогheptahydrated блогdisharmonize блогhamitism блогmetochous блогbaikie блогsetigerous блогflagonet блог
Ответить С цитатой В цитатник
kifar   обратиться по имени Где можно почитать еще на эту тему Среда, 12 Марта 2008 г. 19:37 (ссылка)
На моем сайте egeent.narod.ru. Здесь http://egeent.narod.ru/matematika/algebra/metodika/metodika.html есть статья "Задача - оборотень", которая содержит различные решения одной и той же задачи, а также статья "ЗАДАЧА ОДНА, А РЕШЕНИЙ МНОГО".
Здесь( http://egeent.narod.ru/matematika/testegeent/praktika/prakt.html) есть статья "РЕШАЕМ АЛЬТЕРНАТИВНО!".
Моя рассылка http://content.mail.ru/pages/p_27136.html и http://subscribe.ru/catalog/job.education.egeent фактически посвящена необычным приемам решения тестовых заданий.
Есть также особые решения задач по математике на форуме http://egeent.my4room.ru/.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку