Что такое трубная доска? Не найдешь в
Википедии, а у меня - запросто.
Трубная доска - это деталь теплообменника турбины или парогенератора на электростанции. Пар, образующийся при кипении воды, приведя в движение лопасти турбины электрогенератора, нуждается в охлаждении и конденсировании, для рециклирования технологической жидкости, проще говоря - чтобы гонять воду по кругу.
Для этого применяется кожухо-трубный теплообменник, представляющий из себя, в зависимости от мощности турбины и объема пара, сотни или десятки тысяч латунных трубок в огромном, размером с сельский дом, кожухе, по которым мчится холодная вода, охлаждая пар, или воду, или иную среду. Длина трубок тоже варьирует, в зависимости от типа теплообменника, от 2 до 14 метров. Таким образом, в одном большом теплообменнике может содержаться порядка 210 километров трубок! 210 километров трубок - это серьезная проблема с точки зрения борьбы с их коррозией.
Входные отверстия трубок называются "инлеты", а выходные - "аутлеты", как атлеты, но в ауте. Вот эти отверстия и сосредоточены на поверхностях, именуемых трубными досками, огромных 5х5 метров стальных плитах толщиной 2 см, на которых сплошь дырочки, дырочки, дырочки... Попадая в "инлет", жидкость протекает по трубкам сквозь охлаждающуюся среду, выходит из "аутлетов" в так называемую поворотную камеру, а и из неё течет в обратном направлении по другой партии трубок, у которых тоже есть "инлеты". Их стоит упоминать столь часто, потому-что скорость жидкости высокая, турбулентные возмущения во входных участках трубок теплообменника создают кавитационные каверны и истончают стенки трубок, а развальцованное соединение конца трубки и трубной доски - место потенциальной протечки. Антикоррозионная и физическая защита "инлетов" это необходимый и дорогостоящий процесс. Но не такой дорогостоящий, как защита трубок по всей длине!
Также проблему создает известковый налет, сужающий стенки трубок и значительно уменьшающий их пропускные и теплообменные свойства. Для предотвращения этого в теплообменнике используется специальная обескальценная вода, в которую, в добавок, хитрые люди-энергетики запускают много-много поролоновых шариков, покрытых слоем абразива на клею. Шарики живут своей жизнью, "шарясь" по закоулкам теплообменной системы и очищая от извести внутренние стенки трубок. Так как диаметр шарика лишь незначительно меньше диаметра трубок, то чистота и отсутствие заусенцев на "инлете" обязательное условие. Чистить, а затем красить, а затем подтирать и шлифовать эти тысячи дырочек - процесс весьма трудоёмкий и дорогостоящий.
Трубные доски также всё время подвергаются воздействию жидкости и кавитации. Антикоррозионная защита трубных досок заключается в нанесении на их поверхность специальных шпатлевок с последующей сушкой и прочими технологическими хитростями, которые производители материалов и мы, производители работ, держим в секрете, потому как это наш хлеб.
Для защиты трубок, "инлетов" и трубных досок от коррозии и износа применяются специальные материалы и уникальное дорогостоящее окрасочное оборудование. Так как для обработки трубок теплообменника надо останавливать турбину на капитальный ремонт, разбирать кожух, то затраты на материалы в размере 50-150 у.е. за кг себя окупают.
Забавно, что вот из множества таких незначительных, мало кому известных деталей состоит наша повседневность, мы уже перестаем обращать внимание на подобные чудеса, достижения, хитрости, доставшиеся нам даром, а ведь СТОИТ ПРЕРВАТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЗНАНИЙ ВСЕГО НА ОДНО ПОКОЛЕНИЕ, и человек, рожденный в отрыве от опыта предков, будет бегать голышом, жрать траву, кусаться, насиловать, бояться грома и удивляться спичкам... Какое хрупкое творение - человеческая цивилизация!
***
Сегодня позвонил Виталик и предложил мне купить 20 000 тонн топочного мазута по 370 долларов за тонну. Странно слышать такое предложение от человека, собственноручно занимающегося ремонтом дверей в квартирах. Тем более, что мазут М100 и М40 сейчас в Киеве продается по 4 194 у.е. за тонну. Мазут же Виталика стоит в цистернах "на границе", где "тучи ходят хмуро". При этом Виталик не уточнил по какую именно сторону границы стоит состав цистерн с его дешевым мазутом!