Россия. Художественная роспись. |
В России существует более 200 видов художественной росписи, которые зарождались в разные времена и в разных уголках страны. Некоторые узнаваемы и популярны, другие доживают свой век вместе со старыми мастерами и закрывающимися фабриками. В древности люди верили, что рисунки не только украшают дом или вещи, но и оберегают хозяев, защищают их. Мы хотим рассказать о 31 росписи, которые существуют в нашей стране.
Может выполняться из набора простых ромбиков, кружков или треугольников, а может содержать сложный тематический рисунок и орнаменты. Главной же особенностью является черный контур всех элементов узора.
Один из современных видов росписей, который был придуман в 1976 году вологодскими мастерами: они решили сделать новый вид хохломы, взяв ее узоры, но заменив краски — стали рисовать голубыми и черными по серебру.
Яркие розаны, которые выполняются градиентами: на кисть берется сразу несколько цветов, чтобы был переход между оттенками.
Одна из самых древних славянских росписей, первые упоминания которой относятся еще к IX-X векам, но археологи считают, что она гораздо старше и могла зародиться до принятия христианства. Чаще всего люди использовали простые узоры с точечной росписью для посуды и животные мотивы для мебели или сундуков. Но самым узнаваемым персонажем стал уткоконь — выдуманное существо с телом утки и длинными конскими ногами.
На яркий алый фон мастера наносят целый хоровод синих, зеленых и белых точек, которые создают красивые рисунки. Самый частый мотив — древо жизни.
Один из самых узнаваемых народных промыслов благодаря голубым оттенкам. Обычно гжелью расписывают керамику, используя белый цвет как фон, но в последнее время встречается синяя керамика с белыми гжельскими узорами.
Для нее могут использовать разные фоны от красных до голубых, а рисунки богаты на цветы, бутоны, листики и веточки.
Возникла в IX веке, а главным цветом считается желтый. Он используется как фон, на котором изображаются сцены из жизни людей, животные, птицы или цветочные мотивы.
Считается, что первые мастера использовали рисунки из византийских книг, чтобы в той же манере украшать посуду и предметы декора, а позже такой росписью орнаментировали старообрядческие книги.
Промысел по росписи металлических подносов. Основной мотив — это цветочный букет. Чаще всего художники рисуют на темном фоне, но встречаются нежные жостовские росписи светлых оттенков.
Одна из самых простых видов росписей, для которой используются самые разнообразные цвета или краски. Но отличить ее можно по лаконичным узорам из веточек и цветочков. В прежние века костромской росписью украшали не столько мебель или посуду, сколько стены в теремах. Удовольствие это было дорогим, и позволить его могли не все, а по наличию рисунков на бревнах можно было судить о зажиточности хозяев. К примеру, если корова стоила 15 рублей, то расписать одну стену дома обходилось в 30.
Довольно яркая роспись, которая напоминает хохлому, но при этом имеет не такой ограниченный набор цветов. Так, мастера могут дополнять узоры изумрудной, пурпурной и лазурной красками.
Ее легко узнать по множеству мелких черно-красных деталей и геометрическим орнаментам из дисков, ромбов и крестов.
Это лаковая миниатюра, которая вместе с палехом и холуем является центром русской иконописи. Кроме того, в тематике преобладают русские сказки, исторические или бытовые сюжеты. Мастера стараются избегать слишком темных фонов, чтобы не перекликаться с «конкурентами», а потому мстёрская миниатюра светлая и яркая.
Эту роспись легко отличить благодаря классической обвинской розе — цветку с восьмью лепестками, который изображается на всех орнаментах.
Это свободная роспись, лишенная точной симметрии. Чаще всего художники изображают птиц и цветы белого и красного цвета. Фон при этом может быть как светлый, так и темный — синий или зеленый.
Сюжеты заимствуются из русских былин, легенд и сказаний. Фон всегда черный, а рисунки украшаются золотыми деталями.
Яркие красные узоры на светлом фоне, желтые и зеленые оттенки использовались как дополнительные цвета. Чаще всего мастера выбирали растительные узоры, мифических птиц Сирин или жанровые сцены из крестьянской жизни.
Как и в жостово, эта роспись специализируется на украшении подносов, однако цвета используются более элегантные: белые цветы с золотыми листьями на традиционном черном фоне.
Простая, но старинная роспись, которая зародилась на Ладоге и в ее окрестностях. Для рисунков часто используются простые узоры, напоминающие кельтские орнаменты.
Яркая роспись с крупными цветами, птицами, грибами и ягодами. Именно такую роспись часто использовали в советское время, чтобы украшать матрешек, деревянные пасхальные яйца, солонки и ложки.
Цветочные и животные узоры на ярком оранжевом фоне — по таким признакам легче всего узнать эту роспись, зародившуюся на Урале.
Родилась эта роспись в северных регионах страны и использовалась для украшения посуды и мебели. Основным цветом для промысла был выбран темно-красный — другие оттенки быстро выцветали на морозах и ярком солнце, а этот оставался заметным долгое время.
Для нее художники используют крупный орнамент, золотистые, зеленые, коричневые цвета и обязательно черный, которым изображают не только контуры, но и детали: птиц, ветки, кусты.
Обычно мастера обобщают четыре вида живописи — борецкую, пермогорскую, ракульскую и северодвинскую — в одну большую группу «северная роспись», потому что все они зародились в селах на берегах реки Северная Двина. Однако каждый из этих видов имеет свои особенности, и конкретно этот не исключение. Он имеет более яркие цвета и сложные орнаменты.
Это яркие рисунки на белой керамике придумали мастера донского казачества. Как и гжель, такая расписная посуда высоко ценится среди коллекционеров, но приковывает больше внимания благодаря ярким краскам.
Эта миниатюра также делается лаковыми красками, как палехская или холуйская, но в отличие от тех не использовалась для росписи икон. Основными же мотивами служат сцены из жизни обычных людей, реже эпизоды из русских сказок.
В этой росписи мастера используют самое широкое многообразие цветовой палитры, а также не ограничиваются сказочной или крестьянской тематикой — современные работы могут изображать космос, ракеты, спорт и строительство.
Яркая роспись, которая чаще всего делается на темном фоне. Для рисунка используют красные, желтые, зеленые и оранжевые цвета. Также в росписи всегда добавляется золотой цвет. Чаще всего мастера используют цветочные и ягодные мотивы, а также птиц.
Ее прозвали «огненной росписью» за яркий алый фон и золотые узоры. Одна из самых типичных русских росписей, которая ценится у иностранных коллекционеров.
Об этой росписи известно меньше всего, а данные разнятся. Но и для нее характерен свой определенный стиль: светлый фон, обычно прозрачный лак на дереве, и желтые, зеленые, оранжевые цветы.
источник
Рубрики: | Рукоделие/умелые ручки Искусство Россия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |