Всё о виде глагола в русском языке |
В курсе русского языка как иностранного рассматриваются значения видовых пар глаголов в прошедшем и будущем временах, в повелительном наклонении и в форме инфинитива (с отрицанием и без него).
На начальном этапе обучения для глаголов несовершенного вида (НСВ) вводятся значения процесса и повторяемости, а для глаголов совершенного вида (СВ) - результата и однократности (1 раз).
Обратите внимание, что, к примеру, в предисловии к уроку по видам глагола в пособии «Живая методика" говорится, что он адресован учащимся, владеющим русским языком в рамках I - III сертификационных уровней (В1 - С1). Т.е. это аспектный, обобщающий урок, который может состояться на среднем и продвинутом этапах обучения, когда студент твёрдо владеет базовыми видовыми значениями (процесс / повторяемость для НСВ и результат / однократность для СВ), хорошо знает пары наиболее употребительных глаголов.
Ни в коем случае иностранцу не выдаётся вся эта информация сразу, она вводится циклически, поэтапно и тщательно закрепляется в системе языковых и речевых упражнений.
Вот как объясняет вид глагола, используя подручные средства, Наташа Браун: https://www.youtube.com/watch?v=m651X6Soyyc
Открытые уроки от преподавателей РУДН и Института Пушкина:
1. Методика работы с видо-временной системой глагола: http://www.youtube.com/watch?v=xyl8YBgOSgw
2. Трудные темы русской грамматики. Виды глаголы: https://www.youtube.com/watch?v=w8-IuHF8ewU
The Big Silver Book of Russian Verbs
http://www.lesjeunesrussisants.fr/conjugaison/documents/THE_BIG_SILVER_BOOK_OF_RUSSIAN_VERBS.pdf
Пособия по видам глагола:
1. Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребление. Практическое пособие для иностранцев, изучающих русский язык
2. Соколовская К.А. Виды глагола в русской речи. Пособие по русскому языку как иностранному
3. Скворцова Г.Л. Употребление видов глагола в русском языке. Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык
Помимо категории вида выделяют так называемые способы глагольного действия, которые указывают на характер представления протекания действия.
Есть 3 группы способов глагольного действия:
1. временные
2. количественные
3. оценочные
Временные способы глагольного действия:
1) Начинательный - глаголы с приставкой ЗА- : забегать, закричать, запеть (указание на начало действия)
2) Окончательный - глаголы с приставкой ОТ- : откататься, отцветать (указание на прекращение действия)
3) Ограничительный - глаголы с приставкой ПО- (поговорить, походить, погулять, почитать, поиграть и т.п.) указывают на ограниченность действия незначительным отрезком времени
4) Длительно-ограничительный - с помощью приставки ПРО- образуются глаголы, означающие окончание действия, длившегося некоторое, обычно длительное время: проездить, прожить, пробыть; проболтать, проговорить; пролежать, просидеть, простоять; проработать; проспать, проболеть, прозаниматься. В предложениях обычно указывается время действия и подчёркивается его длительность: долго, весь день, целую неделю. Однако возможно: проработал только год, проболел всего неделю, прождал минут десять.
Обратите внимание, что несмотря на то что такие глаголы являются глаголами совершенного вида, они обозначают процесс, длящееся действие.
- Не могу понять, как объяснить ученице разницу в глаголах в предложениях : (1а) Я вчера тебя прождал 2 часа или (1б) Я вчера тебя ждал 2 часа. Как ей объяснить какой глагол выбрать - СВ или НСВ?
Оба варианта указанных Вами предложений могут использоваться, однако глагол с приставкой ПРО- вносит дополнительный оттенок значения. "Прождал" - очевидно, более эмоциональный глагол; может, даже с оттенком раздражения, здесь длительность особо подчёркнута. Таким образом, в приставочном глаголе в большей степени проявляется прагматический компонент значения. "Ждал" - нейтрально.
Количественные способы глагольного действия:
1) Однократный - глаголы с суффиксом -НУ-: прыгнуть, чихнуть, крикнуть (обозначают одноразовое, обычно мгновенное действие)
2) Распределительный - глаголы с приставками ПО- и ПРО-: покидать (все игрушки), перебить (все чашки) - обозначает действие поочередно распространяющееся на ряд объектов
Оценочные способы глагольного действия:
Припугнуть, взгрустнуться, сполрснуть (бельё), приоткрыть - указывают на небольшую интенсивность и непродолжительность действия.
Из «Книги о грамматике: РКИ» под ред. А.В. Величко
Вид глагола в инфинитиве
Как употребляются виды глагола в инфинитиве?
Глаголы НСВ в форме инфинитива обычно употребляются в сочетании с глаголами, обозначающими:
1) начало, продолжение, конец действия (начать, стать, продолжать, закончить, перестать, прекратить): начал говорить, продолжал работать;
2) желание говорящего прекратить действие (надоесть, устать, расхотеть, отговорить, передумать): отговорил ехать, устал писать;
3) умение, навык (уметь, научиться, привыкнуть): научился плавать.
Глаголы НСВ используются для обозначения
1) процесса, действия в его развитии: Я хочу отдыхать на море; Можете спокойно выбирать книги, до закрытия библиотеки ещё много времени;
2) повторяющегося действия: Вы должны задавать вопросы преподавателю каждый раз, когда не понимаете объяснения;
3) сигнала, побуждения к началу действия, приступа к действию: Можете читать. Вот меню. Можете выбирать.
При наличии отрицания глаголы НСВ указывают на
1) ненужность, нецелесообразность действия: Не надо включать свет, ещё светло. Не нужно приглашать этого человека на наш вечер.
2) запрещение: В транспорте курить нельзя.
Глаголы СВ указывают на
1) результативность, законеченность действия: Я хочу купить книгу; Вам надо отдохнуть, а потом продолжите работу. Можно задать вам вопрос?
2) используются при выражении суммарного значения со словами два раза, пять раз и т.п., дважды, трижды: Вы должны дважды повернуть ключ;
3) при выражении потенциальной возможности действия (конкретно-примерное значение): Олег всегда готов помочь. Иногда хочется бросить всё и уехать. Ему можно позвонить в любое время.
Глаголы СВ в форме инфинитива употребляются с глаголами со значением результативности: удасться, успеть, забыть, остаться: удалось заработать, забыл позвонить.
При наличии отрицания глаголы СВ указывают на невозможность, затруднённость действия: Улицу не перейти. Здесь не покурить. Этот чемодан не поднять.
Упражнения и теоретические объяснения по этой теме можно найти в учебных пособиях Г.Л. Скворцовой "Употребление видов глагола в русском языке", А.А. Караванова "Виды русского глагола: значение и употребление".
Кроме того, подробные теоретические объяснения можно прочитать в статьях Л.П. Юдиной "Функционирование видов глагола" и И.П. Слесаревой "Употребление видовременных форм глагола во вторичных значениях" в "Книге о грамматике: Русский язык как иностранный" под редакцией А.В. Величко.
В предложениях Собираюсь купить новое платье. Хочу посмотреть новый фильм глагол в инфинитиве употребляется в СВ. Всегда ли? В каких случаях СВ, а в каких НСВ?
В примерах Собираюсь купить новое платье. Хочу посмотреть новый фильм глагол СВ передаёт целостный, единичный акт, законченное однократное действие. Если бы речь шла о повторяющихся действиях или действиях в процессе, мы бы употребили глагол несовершенного вида: Я собираюсь покупать продукты по интернету. Я хочу целый день смотреть сериал.
Не могли бы Вы объяснить, в чем разница между видовым значением глаголов совершенного и несовершенного вида в императиве типа: 1. Читайте, слушайте, повторяйте слова. 2. Прочитайте и прослушайте текст (диалог). Эти фразы мы видим в качестве заданий в учебниках русского языка.
Думаю, что в контексте учебника формы императива НСВ и СВ выступают как синонимичные. Это вполне устоявшиеся формулировки заданий. Автор волен выбрать ту, которая ему ближе.
Возможно, форма НСВ создаёт впечатление, что действие происходит здесь и сейчас, даётся непосредственная установка.
Но в целом здесь особых смысловых различий нет.
Как выражается побуждение к действию в русском языке
Помимо таких форм императива, как работай(те), пиши(те), говори(те), существуют и другие способы выражения побуждения, волеизъявления.
Формально глаголы пошли и поехали являются формами совершенного вида прошедшего времени. В своём первичном значении они таковыми и являются. Однако в разговорной речи они могут обозначать и побуждение к совместному действию.
Призыв к совместному действию может передаваться с помощью следующих форм однонаправленных глаголов движения: идём (те), пойдём (те), пошли; едем (те), поедем (те), поехали; летим, полетим, полетели; бежим, побежим, побежали; плывём, поплывём, поплыли.
Формы пошли, поехали, полетели, побежали, поплыли используются в разговорной речи.
Если побуждение адресовано другому человеку (другим людям) используются формы Идите! Плывите! Бегите! Летите! В случае с ехать и идти употребляются префиксальные формы поезжайте! и пойдите!
Эта тема хорошо представлена в пособии Л.С. Муравьёвой «Глаголы движения».
Ещё хочу сказать о существовании таких грубых разговорных форм, которые тоже важно узнавать в речи и понимать, что они обозначают. Это также формы прошедшего времени, которые имеют значение императива: а ну быстро слез!, Встала и пошла! Слез, встала, пошла в первичном значении глаголы совершенного вида прошедшего времени, а в своём вторичном значении выражают побуждение (чаще всего в грубой форме).
Подробно об употреблении видо-временных форм глагола во вторичных значениях можно прочитать в статье Ирмы Петровны Слесаревой. Эта статья находится в разделе «Особенности функционирования в предложении отдельных грамматических форм и грамматических категорий» «Книги о грамматике: РКИ» под редакцией А.В. Величко.
Как правильно: «не стесняйся спрашивать» или «не стесняйся спросить»?
Как правильно: «не стесняйся спрашивать» или «не стесняйся спросить»?
Сразу скажу, что носитель русского языка может сказать и так, и так. Оба варианта будут правильными.
Нам знакомы базовые значения глаголов несовершенного и совершенного вида. Во-первых, это процесс для несовершенного вида и результат для совершенного (долго писал – написал статью). Во-вторых, это повторяемость для несовершенного вида и однократность для совершенного (часто спрашивал – я спросил у него, который час).
Помимо этих базовых значений нужно знать и другие. Преподавателю их нужно знать, чтобы уметь грамотно объяснить иностранцу, а иностранцу – чтобы говорить по-русски правильно. Нужно знать семантические различия глаголов несовершенного и совершенного вида в формах прошедшего и будущего времени (с отрицанием и без: не писал / не написал; не буду писать / не напишу), инфинитива (не могу писать / написать) и императива (пиши! / напиши!); переносные значения видов.
Пример, который приведён в вопросе, я бы объяснила следующим образом. “Не стесняйся спрашивать”: спрашивать (глагол НСВ), потому что говорящий призывает собеседника спрашивать часто, никогда не стесняться спрашивать. Здесь значение повторяемости, поэтому использован глагол несовершенного вида. Не стесняйся спросить – здесь речь идёт тоже о повторяющемся действии. Однако этот пример, на мой взгляд, можно классифицировать как наглядно-примерное значение. Это представление повторяющегося действия на отдельном примере. Наглядно-примерное значение СВ характерно для разговорной речи. Чаще всего в этом значении употребляются глаголы в форме простого будущего времени: Обычно он придёт с работы, сядет, выпьет чаю и начнёт рассказывать разные небылицы. Но могут использоваться и другие глагольные формы. Это одно из частновидовых значений.
Подробнее об этом можно прочитать в учебном пособии Е.В. Петрухиной “Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований”.
Когда мы говорим «садись», а когда говорим «сядь»?
Вид глагола в императиве (повелительном наклонении) – отдельная подтема в рамках большой темы «Вид глагола».
Вообще формы императива используются уже с первых уроков: «Слушайте», «Читайте», «Повторяйте» и т.д. Но умение правильно использовать глаголы несовершенного / совершенного вида в инфинитиве и императиве согласно стандартам относится к уровню В2 (второму сертификационному). Это отражено и в тестах. Если наш студент готовится к ТРКИ-2, мы обязательно будем отрабатывать с ним эту тему.
Хорошо представлены виды глагола в пособии Галины Леонидовны Скворцовой «Употребление видов глагола в русском языке». Пособие состоит из нескольких глав: употребление глаголов НСВ и СВ в прошедшем времени; употребление глаголов НСВ и СВ в будущем времени; употребление глаголов НСВ и СВ в повелительном наклонении; употребление глаголов НСВ и СВ в форме инфинитива; употребление глаголов НСВ и СВ в сложноподчинённых предложениях времени.
Глаголы НСВ в повелительном наклонении могут привносить в высказывание оттенок вежливой просьбы, приглашения: «Пожалуйста, садись»; «Садитесь», «Приходите ко мне в субботу на день рождения», «Передайте, пожалуйста, за проезд», «Угощайтесь».
А глаголы СВ в повелительном наклонении могут привносить в высказывание оттенок резкого, а иногда и грубого требования: «Сядь! Ты мне мешаешь», «Встань, когда разговариваешь со старшими!»
А если глагол в императиве используется с отрицанием, то возникают новые оттенки значения: «Не садись сюда» (это не нужно или запрещено); «Смотри не сядь сюда» (предостережение, опасение). То же самое в «Не упади!», «Не поскользнись!», «Не забудь!», «Не урони!», «Не опоздай!».
Пособие по глаголам
Для отработки, повторения и закрепления темы «Вид глагола» на уровнях В1-В2 можно использовать учебное пособие «Глагол в тексте (по рассказам А. Чехова и А. Аверченко)», авторы: Наталья Степановна Новикова, Ольга Маратовна Щербакова. В книге представлены 12 адаптированных рассказов А. Чехова и А. Аверченко с зеркальным (параллельным) переводом на английский язык. Каждый текст снабжен системой упражнений, обучающих правильно выбирать видовые формы глагола, глаголы движения и глагольные приставки; образовывать с помощью суффиксов и префиксов глагольные виды, а также отглагольные существительные; осуществлять глагольное управление и др. Инструкции ко всем упражнениям даются на двух языках - на русском и английском. В конце книги приводится необходимый справочный материал на русском и английском языках и ключи к упражнениям.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/533314/
Реклама Airbnb - ИМПЕРАТИВ НСВ и СВ с отрицанием и без отрицания
Послушайте текст рекламы Airbnb и обратите внимание на формы императива: не приезжай! приезжай! чувствуй! пробуй! стань своим! Можно использовать на уроках.
Когда в одном и том же контексте возможен глагол и несовершенного, и совершенного вида?
Есть случаи, когда глаголы несовершенного и совершенного вида выступают как синонимы. Глаголы разного вида могут использоваться для описания одной и той же ситуации. Примеры и комментарии из книги Е.В. Петрухиной «Русский глагол: категории вида и времени»:
Он три раза мне позвонил (суммарное значение глаголов совершенного вида). / Он три раза мне звонил.
Алексей – душа компании: и анекдоты расскажет, и на гитаре сыграет (наглядно-примерное значение глаголов совершенного вида). / Алексей – душа компании: и анекдоты рассказывает, и на гитаре играет.
Катя всегда в последний момент испугается и уйдёт в сторону. / Катя всегда в последний момент пугается и уходит в сторону.
Студенты прочитали эту статью. / Студенты читали эту статью.
Профессор Крутов на заседании уже выступил. / Профессор Крутов на заседании уже выступал.
Я это покупал в Праге. / Я это купил в Праге.
Глаголы несовершенного и совершенного вида могут употребляться при обозначения действия в прошлом, когда важен факт действия (или факт отсутствия действия), а из контекста ясно, что действие закончено.
Кто будет отвечать первым? / Кто ответит первым?
Кто вам сшил костюм? / Кто вам шил костюм?
Кто записал последнюю лекцию профессора Петрова? / Кто записывал последнюю лекцию профессора Петрова?
Ты пошлёшь телеграмму? / Ты будешь посылать телеграмму?
Если контекст содержит указание на результат действия или некую конкретизацию действия, использование несовершенного вида невозможно:
Кто вам так хорошо сшил костюм?
Если в следующем за вопросом предложении говорящий обращает внимание на нежелательный результат, употребляется глагол несовершенного вида:
Кто записывал лекцию профессора Петрова? Мне кажется, в записях много неточностей.
В вопросе глагол несовершенного вида отсылает к действию как факту, в то время как в ответе содержится указание на несоответствие результата норме.
А какие ещё интересные примеры вы можете привести?
Рубрики: | Образование,воспитание/Русский язык |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |