Нато Вачнадзе (1904-1953) Творческая биография |
Вачнадзе Нато (Наталия Георгиевна) родилась 14 июня 1904 года в Варшаве.(Есть и другая дата рождения 3.04.1904г.)
С 1919 года работала на спичечной фабрике "Прометей" и др. предприятиях Грузии. Была учительницей музыки.
В кино с 1923 года.
В 1932 г. — ассистент Эсфирь Шуб по фильму "КШЭ".
Заслуженная артистка РСФСР (1935).
Народная артистка Грузии(1941).
Погибла в авиакатастрофе 14 июня 1953 года.
В г.Гурджаани открыт мемориальный музей актрисы.
Призы и награды:
За исполнение роли молодой колхозницы Нани в фильме "Золотистая долина"(1937)отмечена Государственной премией СССР(1941).
Признание и награды:
1935 — Заслуженная артистка РСФСР
1941 — Народная артистка Грузии
1941 — Сталинская премия (II степени, фильм «Золотистая долина»)
Награждена 4 орденами.
"Как мало нужно для того, чтобы стать преуспевающей актрисой в кино. Внешность, молодость. Почему-то зритель сразу принял тебя, твои глаза, его растрогали твои слезы, очаровала улыбка. Сколько случайностей... Сколько таких звезд промелькнуло на экране и пропало... Чтобы удержаться, надо было из счастливой натурщицы стать трудолюбивой актрисой" - так с беспощадной, редкой для преуспевающей актрисы серьезностью размышляла о своей судьбе Нато Вачнадзе - одна из самых ярких звезд советского экрана.
Борьба за право стать настоящей актрисой продолжалась. Исполнение роли Джеммы в фильме "Овод" было маленьким шагом к цели. С каким трудом давались тогда эти шаги!
"Чем больше росла моя известность и моя реклама, тем чаще говорила я себе, что должна пережить эту популярность свою и стать действительно актрисой, серьезной, глубокой, дорогой не шумной толпе улицы, а народу", - пишет об этом времени Нато Вачнадзе.
Молодые режиссеры Л. Пуш и Н. Шенгелая пригласили Вачнадзе на главную роль в фильме "Гюли" (1926). Многие усиленно отговаривали Вачнадзе, считая, что она не имеет права сниматься в фильме еще неизвестных режиссеров, не имеет права рисковать своим успехом. Но Нато была всем сердцем на стороне молодых деятелей грузинского кино и с их поисками связывала она свою дальнейшую судьбу. Впервые в фильме "Гюли" Вачнадзе удалось исполнить роль женщины, заявившей активный протест бесправию, религиозным оковам. И хотя фильм был далек от совершенства, роль Гюли для Нато Вачнадзе стала еще одним шагом к мастерству.
Нужно было торопиться. Великий немой заговорил!
Он не нуждался больше в актерах-натурщиках. На первое место в кинематографе сразу вышли театральные актеры. "Театральный актер соревновался с нами, - пишет Вачнадзе. - Он был хорошо вооружен. Он владел своим голосом, он был профессионалом. Раз так, пришлось учиться на ходу, не отставать, вышколить себя во что бы то ни стало. Сколько актеров ушло с экрана, не выдержав этого испытания".
Нато Вачнадзе была среди тех, кто победил. Но сколько трудностей пришлось преодолеть, сколько было спорных поисков, тревог и волнений. Надо было сломить косность режиссеров, уверенных, что актер немого кино не в силах освоить специфику звука.
В архиве у сыновей Нато Вачнадзе хранится десяток тетрадей, в которых аккуратным почерком записаны фонетические упражнения. Актриса работала над дикцией с завидным трудолюбием и упорством.
В 1934 году Нато Вачнадзе снимается в фильме М. Чиаурели "Последний маскарад". Но, увы, в немой роли, да еще в привычном для себя амплуа - униженной, прекрасной и страдающей женщины. Режиссер не решился доверить актрисе роль со словами... Тем не менее это одна из самых удавшихся ролей в картине М. Чиаурели.
Гораздо больше ей повезло в фильме "Последние крестоносцы" С. Долидзе, в котором она сыграла хевсурскую девушку Цицию. Эта роль предшествовала самым значительным работам Вачнадзе, в частности, образу Нено, созданному в фильме М. Чиаурели "Арсен".
Когда у Нато Вачнадзе наступал перерыв между съемками, она уходила в рядовые - работала практикантом, ассистентом. Немногие способны на такое. В 1932 году она пошла на самый сложный участок советского кинематографа - в документальное кино, на выучку к режиссеру-документалисту Эсфири Шуб. "Первая моя встреча с Шуб была очень курьезной, - вспоминала Вачнадзе впоследствии. - Рекламный актерский работник пришел проситься на работу в качестве ассистента". Но именно желание вырваться за тесные рамки рекламы, узнать побольше о жизни привело актрису к Шуб, которая в то время готовилась к съемке фильма "Комсомол - шеф электрификации".
"Я приобрела прекрасного ассистента в трудной работе, - писала Шуб. - Вачнадзе облачилась в спецодежду, валенки. Работала она увлеченно, горячо, не гнушалась никаким делом. Она действительно была заинтересована документальной съемкой и судьбой документального фильма. Уверяла меня, что работа эта обогащает ее. Я приобрела не только прекрасного, инициативного помощника, но и друга до последних дней ее жизни. На Свирьстрое мы пробирались к месту съемки на лыжах, по глубокому снегу, так как другой возможности добраться до него не было. В Ленинграде мы снимали большие заводы. Еще было темно, когда мы отправлялись туда, и возвращались тоже в темноте, когда уже зажигались вечерние огни, так что дня мы фактически не видели. В Ленинграде большинство натурных съемок происходило на Медвежьей горе, при больших морозах... После работы мы всей группой отправлялись в ресторан, и тут только я наглядно убедилась в популярности Нато Вачнадзе. Ее шумно приветствовали, посылали к столу цветы, вино, фрукты. Наташе было неловко передо мной, режиссером, но я просила ее не смущаться".
Нато Вачнадзе упорно училась. У Шуб она научилась монтажу. В экспедициях по стране она увидела жизнь совершенно по-новому. Вачнадзе вернулась к своему актерскому труду потому, что, по ее собственным словам, она "была актриса, всем сердцем принадлежала этой профессии и никакой другой".
Она мечтала о создании характера сильного, волевого, активного. Такой характер женщины непременно должен был прийти в советский грузинский кинематограф. И он пришел, когда Вачнадзе сыграла Нено в фильме Чиаурели "Арсен". Эту роль Нато исполнила вторично. И как далек этот интересный, яркий образ от той Нено, которую она послушно "изображала" в фильме Барского "Разбойник Арсен". Вачнадзе создала образ необычайно лиричный и женственный. В сценах с возлюбленным Арсеном она смогла найти яркие краски для раскрытия героического характера народной мстительницы. Плач Нено над Арсеном стал вершиной творчества Нато Вачнадзе.
Вслед за "Арсеном" выходит на экран фильм Н. Шенгелая "Золотистая долина" - первый фильм на современную тему, в котором Вачнадзе снялась в главной роли.
Нато Вачнадзе предстояло сыграть еще немало ролей. Но ее жизнь оборвалась жестоко, нелепо. 14 июня 1954 года она погибла на пути из Москвы в Тбилиси в самолете, вспыхнувшем от удара молнии.
Свои первые фильмы Вачнадзе называла "милым детством, к которому не могло быть возврата...". Все считают мою биографию счастливой, но никто не знает, сколько было у меня неудач и недовольства собой. До сих пор я думаю, что настоящая моя роль впереди, все, что сделано раньше, это первые робкие шаги".
О зрелости Вачнадзе как художника говорят записи, сделанные ею в дневнике незадолго до смерти:
"Я сижу и думаю о том, что скоро мне придется сниматься в новой роли. Чужие слова лежат передо мной. Они еще не мои, они еще автора, я пока не знаю, как их сказать, как сделать, чтобы они стали моими. Я смотрю на себя и думаю, какой я должна стать в этой роли? Я взяла книгу со стола. Это сценарий. Но это еще не я, это моя новая роль. Нет-нет, все еще не то. Движения мои неточны, интонация тусклая, часто ложная. Я недовольна, и наступают для меня актерские будни, преодоление. Да, это труд!"
После окончания войны Нато Вачнадзе готовилась отметить 25-летие своей творческой деятельности в кино. Со всех концов страны шли поздравления со словами высокой похвалы и признания. Но в беседах с друзьями, соратниками по искусству Нато говорила о всегда мучившей ее неудовлетворенности, о желании работать лучше и больше. Она не раз говорила о том, что, когда смотрит фильм со своим участием, она испытывает желание сыграть иначе, по-новому.
В архиве сыновей Вачнадзе хранится письмо ее друга, Эсфири Шуб, в котором она разделяет эту суровую требовательность актрисы к себе.
"Я была рада получить Ваше письмо, - пишет Шуб, - но было и грустно. Так обидно, что в каждом из нас, начавших советскую кинематографию, любящих свою Родину и свое искусство, превыше всего живет сознание, что нам не удалось сделать и половины того, что нам бы хотелось и что мы могли бы сделать. Это сознание делает и меня очень грустной. И все же, Наташенька, каждый из нас потрудился немало. И надо бороться за то, чтобы и сейчас наш день был наполнен трудом, осмысленным и немало сделала для киноискусства замечательная Нато Вачнадзе.
К. Церетелли
Погибла Нато Вачнадзе в авиационной катастрофе. Ходят слухи, что к ее смерти приложил руку Лаврентий Берия, безуспешно добивавшийся благосклонности актрисы.
Вот выдержки из книги Евгении Семеновны Гинзбург «Крутой маршрут: Хроника времен культа личности»:
«Через пять-шесть дней дверь моей одиночки резко открылась, и вошел очень черный человек в военной форме. Он по-верблюжьи глубоко сгибал при ходьбе колени и смотрел в одну точку, мимо человека, к которому обращался. Новый начальник тюрьмы.
— Вопросы есть? — отрывисто бросил он.
Типом лица и выражением его новый начальник напоминал грузинского киноактера в гриме злодея. С такими лицами двуногие коршуны Грузинской киностудии клевали и заклевывали насмерть белую голубку — Нату Вачнадзе».
Источник: http://www.nemoekino.ru/vach.html
Фотогалерея
Рубрики: | Грузия ЖЗЛ-известные люди Искусство Кино |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |