-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в KeraO

 -Подписка по e-mail

 


Фешин Николай Иванович.Часть 2. Портреты.

Пятница, 04 Июля 2014 г. 08:46 + в цитатник
Цитата сообщения Marginalisimus Фешин Николай Иванович.Часть 2. Портреты.

 

Портрет Ии (1923)

 

Николай Фешин – выдающийся русский живописец, рисовальщик и портретист мировой величины. Его картины экспонируются в крупнейших музеях мира и в престижных частных коллекциях. Работы именитого мастера высоко ценились в разные годы минувшего столетия.

"Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского", были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н. И. Фешиным.

 

Миссис Крэг, 1923

 

Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года.

 

Портрет Вари Адоратской

Портрет Вари Адоратской

 

Безусловным фешинским шедевром, где в наиболее полной и совершенной форме воплотился образ детства, является «Портрет Вари Адоратской» (1914). Уже при первых появлениях на выставках его невольно связывали с известной картиной В.А.Серова «Девочка с персиками». Эти произведения действительно во многом сходны. Предмет изображения, выразительные средства, но главное – созвучие настроений, атмосфера равновесия, гармонии и счастья, присущая детству, объединяет их. Серовская «Девочка с персиками» и фешинская Варенька – образы, в которых воплотились надежды усталого, больного времени, чреватого социальными катастрофами, желание обрести ясность среди сложностей и противоречий мира.

Фешин изображает девочку сидящей на столе, чем пространственно перемещает ее фигуру в композиции картины в область изысканного натюрморта, написанного на переднем плане. Искусственность ситуации, срежиссированной художником, воспринимается органично. Такая поза дает возможность подчеркнуть естественную грациозность, нежную пластику детского тела. Лицо модели идеально воплощает чистоту мироощущения ребенка.
www.art-catalog.ru

 

4 Н.И.Фешин. Портрет Н. М.Сапожниковой. 1916..jpg

Портрет Н. М.Сапожниковой. 1916

 

Сапожникова играла важную роль в казанский период жизни Фешина, будучи не только его ученицей, меценатом, но и другом. В превосходной мастерской Надежды Михайловны собирались преподаватели и ученики Казанской художественной школы. Здесь Фешин написал большое количество портретов, в том числе и хозяйки мастерской. Художник не сглаживает, но и не подчеркивает несколько грубоватые черты Сапожниковой. Красота для Фешина неразрывна с индивидуальностью, он не подправлял созданного природой. Внешние и внутренние качества столь неразрывно соединены в ней, что зритель невольно увлекается неповторимой, яркой личностью изображенной. Особое обаяние портрету Сапожниковой придает незавершенность.

 

Портрет дочери Ии (1917)

 

Фешин часто не заканчивал свои работы. Бывает трудно понять, в каких произведениях это случайность, а в каких сознательный ход мастера. Прием non finito позволял обнажить творческий процесс, сделать его более важным, чем окончательный результат. Он давал возможность увидеть, как рождается, подобно живому организму, композиция, в которой одинаково важны все элементы. Стремительные угольные штрихи, темпераментные движения кисти привносят в законченный образ внутренний динамизм. Интересно, что кажущаяся небрежность и размашистость живописной поверхности на деле подчинена строго выверенной внутренней конструкции.


 

 

Черемисская свадьба.jpg

Черемисская свадьба

Первый успех пришёл к нему после выполнения картины «Черемисская свадьба» (1908). Известны также картины этих лет «Дама в лиловом», «Портрет Н.М. Сапожниковой » и другие. В картинах Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Эти картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), «Обливание» (1911), находящиеся в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани.

 

Обливание (1914)

 

Капустница-1909

В 1909 году была написана конкурсная картина «Капустница», за которую он получил звание художника. Картина посвящённая быту народов Поволжья и представляет собой праздничную обстановку семей, которые собираются для рубки капусты. За эту работу художник также был удостоен заграничной путёвки.


Ия с дыней, 1923.

 

Портрет Т.А.Поповой (1917)

Портрет Т.А.Поповой (1917)

 

Портрет Тамары Поповой (1917), ученицы Фешина по Казанской художественной школе, стоит в ряду женских изображений 1917 года, в которых явно усиливаются тенденции к изощренности, манерности, – «Мадемуазель Жирмонд (Manicure Lady)» ( Таос, США), «Дама с сигаретой» (частная коллекция, США), портрет Маши Быстровой (Козьмодемьянский художественно-исторический музей имени А.В.Григорьева), «Молодая женщина» (частная коллекция, США), портрет Литвин (местонахождение неизвестно).


Женщина с сигаретой (1917)

 

Героини портретов напоминают ярких экзотических птиц, а краски этих произведений переливаются как драгоценные камни. Дробные широкие мазки заполняют плоскость холста, словно мозаика, но при этом форма не уплощается и не растворяется, а, напротив, приобретает плотность и объем. Колористические задачи в этих работах самоценны. Художник заполняет весь холст, используя при этом минимальное количество красок, он создает сложные цветовые сочетания, выявляя большее количество оттенков серого. Чистота и переливы цвета, его свечение превращают картину в драгоценность.
www.art-catalog.ru

 

Fechin. 2.jpg

Молодая женщина (1912)

 


Золотые волосы (1914)

 

Миссис Фешина с дочерью (1922).

 

Портрет Ии (1923—1926

 


Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной) (1923—1926)

 

Женщина с зеркалом (1915).jpg

Женщина с зеркалом (1915)

 

 

 

 

 

//img-fotki.yandex.ru/get/9805/104793308.5da/0_bc7ba_26420dc3_orig

Девушка за маникюром (Портрет мадемуазель Жирмонд), 1917.

 

Портрет Изабель (1923-1927)

 

Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912).jpg

Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)

 

Мануэлита с качиной — ритуальной игрушкой (1927—1933).

 

Мексиканская бабушка (1927—1933)

 

Альбидиа (1928).jpg

Альбидиа (1928)

 

Девочка с острова Бали (После 1938).jpg

Девочка с острова Бали (После 1938).

 

Храмовая танцовщица (1938)

 


 


 

 

Николай Иванович Фешин (1881-1955)


Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)

Малая золотая медаль в Мюнхене. Сам Фешин считал эту работу учебной.


Портрет П.А.Радимова (1910)


 


 


 

Ия Фешина (Кон.1930-х).jpg

Ия Фешина (Кон.1930-х)

 


 

 

Принцесса (1940-е).jpg

Принцесса (1940-е).

 


 

 

Портрет художника Д.Д.Бурлюка (Д.Д.Бурлюк читает лекцию) (1923).jpg

Портрет художника Д.Д.Бурлюка (Д.Д.Бурлюк читает лекцию) (1923)

 


 

http://f.rodon.org/p/9/071224131224d.jpg

 Фешин Портрет отца 1918

Один из самых глубоких образов – «Портрет отца» (1918). Художник всегда с глубоким уважением относился к отцу. Иван Фешин изображен сидящим на подлокотнике массивного кресла, на нем – тулуп, что кажется не очень мотивированной деталью. Но как в парадных портретах камзолы, фраки и регалии обозначали социальный статус модели, так и здесь тулуп необходим для создания образа русского мастерового. Фешин подчеркивает кряжистую крепость человека, вся жизнь которого – труд, придающий бытию человека устойчивость, наполняющий его мудростью принимать жизнь со всеми ее тяготами.
www.art-catalog.ru


 

 

Фешин Николай Иванович (26 ноября 1881 Казань 5 октября 1955 Санта-Моника близ Лос-Анджелеса).

Русский художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Портретист, жанрист, автор пейзажей, натюрмортов. Работал в театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. Педагог. Фешин пробовал себя в разных жанрах живописи, но более всего известен как портретист. Представитель импрессионизма и модерна.

Родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И.Е.Репина), которую окончил в 1909. Был членом "Товарищества передвижников". С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе.

Выдвинулся как автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья ("Капустница", 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; "Черемисская свадьба", 1908, Институт Карнеги, Питтсбург; "Обливание", 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань). Импрессионистический раздельный мазок в его полотнах укрупнился, соединившись с масштабной ритмикой модерна, порой – с элементами протоэкспрессионизма ("Бойня", 1910-е годы). Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью ("Варя Адоратская", 1914; "Отец художника", 1918).

Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, уехал в США (1923). Жил в Нью-Йорке, а с 1927 – в Таосе (шт. Нью-Мексико), где выстроил по собственному проекту дом-студию, украсив его "неофольклорной" резьбой. В конце 1930-х годов путешествовал по Мексике и Японии, побывал на о.Ява. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок, которые часто переводил в литографию. Имел сенсационный успех как светский портретист. Однако эти элегантные работы существовали как бы на обочине большого искусства, представляя цветистые наборы салонных комплиментов. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д.Д.Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США).

Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина – с музеем и образовательным центром.

www.art-catalog.ru

 

А также читайте первую часть поста о творчестве Николая Фешина Фешин Николай Иванович.Натюрморты. Обнажённая натура.

 

 

Рубрики:  Живопись
Личности
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку