-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в KeraO

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества


Фешин Николай Иванович.

Четверг, 03 Июля 2014 г. 14:54 + в цитатник
Цитата сообщения Marginalisimus Фешин Николай Иванович.

Ню (1925-1926). Николай Фешин

 

Натюрморт с чайником (1948). Николай Фешин

Натюрморт с чайником (1948)

 

Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».

 

Натюрморт (1934—1955) 4. Николай Фешин

Натюрморт (1934—1955)

 

Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Там же, в Казани, окончил художественную школу. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Знание первоклассных образцов классического искусства, высочайший уровень натурного рисунка, мастерское владение всей палитрой художественных средств заложены в нем именно в то время.

 

Бабье лето (1927—1933). Николай Фешин

Бабье лето (1927—1933)

В автобиографии художник вспоминает особое отношение наставника Ильи Репина: «Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой». Переняв от знаменитого учителя манеру широкого свободного мазка, художник развивает самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры

 

Натюрморт с апельсинами (1925). Николай Фешин

 

«Цель мастера живописца, - отмечает Фешин, - заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их… Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.

 

Натюрморт с апельсинами, 1925. Холст, масло.

 

 

В 1910 году работы Николая Ивановича Фешина были впервые выставлены в Питсбурге, США, где заслужили высокую оценку. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского <…> пожал полный триумф».

 

Натюрморт (1934—1955) 2. Николай Фешин

Натюрморт (1934—1955) 2

 

С 1910 года и до начала Первой мировой войны Фешин был постоянным участником выставок в питсбургском Институте Карнеги. Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) - были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили, и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913), интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914).

 

Натюрморт (1920). Николай Фешин

Натюрморт (1920)

 

Осенью 1916 года Николаю Фешину, единственному из художников российской периферии, было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств – высшее признание таланта и художественных заслуг дореволюционной Россией.

 

Натюрморт (1934—1955) 5. Николай Фешин

 

 

Натюрморт с чайником, 1930-.jpg

 

 

3455057_Fyksii_19341955 (581x700, 423Kb)

 

Фешин покидает Россию в 1923 году. В том же году проводит персональную выставку в Художественном институте Чикаго и участвует в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее. Его сразу признали и публика, и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д.Д. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других.

 

Фуксии (1934—1955). Николай Фешин

 

Позже, в своей американской биографии Фешин расскажет об ошеломляющем эффекте, произведенном в Казани в 1921 году приездом американских специалистов, призванных помочь голодающим. У художника была возможность встретиться с несколькими членами APА, чтобы написать их портреты. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей, или 50 долларов за каждый». Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации.

 

3455057_Lilii_s_rakovinoi_19341955 (572x700, 404Kb)

 

На наш взгляд, глубокое понимания полифонического мастерства и сути творчества Николая Фешина великолепно демонстрирует американский исследователь Мэри Нельсон Балкомб, подчеркнув в статье журнала «Наше наследие»: «Фешин утверждал нечто общее в подходах к живописи между русскими иконописцами, импрессионистами и художниками – абстракционистами и использовал их подходы в своем творчестве…».

 

Лилии с раковиной (1934-1955). Николай Фешин

 

Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. И тогда Мэйбл Додж Люхан - основательница знаменитой колонии Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мехико. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде; привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру.

 

3455057_Malvi_19341955 (540x700, 395Kb)

Мальвы (1934—1955)

По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой, исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». («Николай Фешин и Таос. Новые материалы». Сб. «Зарубежная Россия 1917-1945»).

 

Мальвы (1934—1955). Николай Фешин

Мальвы (1934—1955)

 

Здесь Фешин встретил много уже известных и ставших в будущем известными людей. Он дружен с художниками Л.Гаспаром (выходец из России), Джорджией О’ Кифф, писателем Д.-Х. Лоуренсом, поэтессой Эллой Янг, фотографом Полом Страндом. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Именно в Таосе своеобразие художника раскрылось не только в живописи, но и рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре.

 

3455057_Maki_19341955 (585x700, 368Kb)

 

 

Маки (1934—1955). Николай Фешин

Маки (1934—1955)

 

Собственный дом художника – самостоятельная тема в русском и европейском искусстве конца XIX – первой трети XX века. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» - белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. В тоже время «облик дома предлагает нам совершенно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». С 2002 года в доме художника в Таосе расположился Таосский музей искусств, и теперь экспонируется коллекция живописи местной колонии художников начала XX века.

 

3455057_Margaritki_19341955 (580x700, 400Kb)

Маргаритки (1934—1955)

 

Маргаритки (1934—1955). Николай Фешин

Маргаритки (1934—1955)

Художник умер во сне 5 октября 1955 года. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год).

 

3455057_Lilii_i_margaritki_1940e (577x700, 400Kb)

Лилии и маргаритки (1940-е)

 

Лилии и маргаритки (1940-е). Николай Фешин

Лилии и маргаритки (1940-е)

 

В США Николая Ивановича Фешина называли «русским американцем». «Русские американцы» - художники, среди которых, выдающийся русский портретист Михаил Вербов, завоевавшие широкое признание Николай Черкасс, братья Лазухины, Владимир Шаталов, Владимир Одиноков, представительница младшего поколения - Елена Золотницкая, неизменно подчеркивали свое восхищение личностью и творчеством художника.

 

3455057_Naturmort_1910e (574x700, 420Kb)

Натюрморт (1910-е)

На Родине о жизни и творчестве американского художника с русскими корнями и великой русской школой узнали только в последние два десятилетия. Возможно, поэтому, подводя итоги жизненного пути, Николай Иванович с грустью признавался в своем одиночестве. «Я часто думаю о прожитом, – писал он, – и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».

 

3455057_Naturmort_s_podsolnyhami_19341955 (549x700, 404Kb)

Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)588

 

Натюрморт с подсолнухами (1934—1955). Николай Фешин

Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)588

 

3455057_Naturmort_19341955 (545x700, 330Kb)

Натюрморт (1934—1955)

 

Андреас Каньон (После 1934). Николай Фешин

Андреас Каньон (После 1934)

 

Чудище (1934—1955). Николай Фешин

Чудище (1934—1955)

 

 

3455057_Berezki_Do_1923 (472x700, 360Kb)

Березки (До 1923)

 

NU, 1921-1922.

 

Ню (1934-1955). Николай Фешин

Ню (1934-1955)

 

 

 

Обнаженная с раковиной (1923—1926). Николай Фешин

Обнаженная с раковиной (1923—1926)

 

Обнаженная со спины (Ок. 1915). Николай Фешин

Обнаженная со спины (Ок. 1915)

 

Обнаженная в ванной комнате (1916). Николай Фешин

Обнаженная в ванной комнате (1916)

 

Натурщица (1910-е). Николай Фешин

Натурщица (1910-е)

 

3455057_Stoyashaya_obnajennaya_model_19251926 (568x700, 366Kb)

Стоящая обнаженная модель (1925—1926)

 

Стоящая обнаженная модель (1925—1926). Николай Фешин

 

 

Натурщица (1913). Николай Фешин

Натурщица (1913)

 

Ню (1911). Николай Фешин

Ню (1911)

 

Сидящая натурщица (1934—1955). Николай Фешин

Сидящая натурщица (1934—1955)

 

Ню (1920-е). Николай Фешин

Ню (1920-е)

 

Баня (До 1923). Николай Фешин

Баня (До 1923)

 

3455057_Kypalshica_Ne_ranee_1913_2 (555x700, 372Kb)

Купальщица (Не ранее 1913)

 

Купальщица (Не ранее 1913). Николай Фешин

Купальщица (Не ранее 1913)

 

Пейзаж (1927—1933) 2. Николай Фешин

 

 

3455057_Peizaj_19271933_2 (589x700, 426Kb)

 

 

3455057_Abstraktnaya_kompoziciya_Ok__1937 (446x700, 297Kb)

Абстрактная композиция (Ок. 1937)

 

Его картины экспонируются в крупнейших музеях мира и в престижных частных коллекциях. Работы именитого мастера высоко ценились в разные годы минувшего столетия. Сегодня на аукционах стоимость отдельных картин зашкаливает за миллионы долларов.

 

 

Источник

 

 

Рубрики:  Живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку