Фешин Николай Иванович. |
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».
Натюрморт (1934—1955)
Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Там же, в Казани, окончил художественную школу. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Знание первоклассных образцов классического искусства, высочайший уровень натурного рисунка, мастерское владение всей палитрой художественных средств заложены в нем именно в то время.
В автобиографии художник вспоминает особое отношение наставника Ильи Репина: «Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой». Переняв от знаменитого учителя манеру широкого свободного мазка, художник развивает самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры
«Цель мастера живописца, - отмечает Фешин, - заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их… Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.
Натюрморт с апельсинами, 1925. Холст, масло.
В 1910 году работы Николая Ивановича Фешина были впервые выставлены в Питсбурге, США, где заслужили высокую оценку. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского <…> пожал полный триумф».
Натюрморт (1934—1955) 2
С 1910 года и до начала Первой мировой войны Фешин был постоянным участником выставок в питсбургском Институте Карнеги. Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) - были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили, и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913), интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914).
Натюрморт (1920)
Осенью 1916 года Николаю Фешину, единственному из художников российской периферии, было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств – высшее признание таланта и художественных заслуг дореволюционной Россией.
Фешин покидает Россию в 1923 году. В том же году проводит персональную выставку в Художественном институте Чикаго и участвует в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее. Его сразу признали и публика, и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д.Д. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других.
Позже, в своей американской биографии Фешин расскажет об ошеломляющем эффекте, произведенном в Казани в 1921 году приездом американских специалистов, призванных помочь голодающим. У художника была возможность встретиться с несколькими членами APА, чтобы написать их портреты. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей, или 50 долларов за каждый». Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации.
На наш взгляд, глубокое понимания полифонического мастерства и сути творчества Николая Фешина великолепно демонстрирует американский исследователь Мэри Нельсон Балкомб, подчеркнув в статье журнала «Наше наследие»: «Фешин утверждал нечто общее в подходах к живописи между русскими иконописцами, импрессионистами и художниками – абстракционистами и использовал их подходы в своем творчестве…».
Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. И тогда Мэйбл Додж Люхан - основательница знаменитой колонии Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мехико. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде; привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру.
Мальвы (1934—1955)
По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой, исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». («Николай Фешин и Таос. Новые материалы». Сб. «Зарубежная Россия 1917-1945»).
Мальвы (1934—1955)
Здесь Фешин встретил много уже известных и ставших в будущем известными людей. Он дружен с художниками Л.Гаспаром (выходец из России), Джорджией О’ Кифф, писателем Д.-Х. Лоуренсом, поэтессой Эллой Янг, фотографом Полом Страндом. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Именно в Таосе своеобразие художника раскрылось не только в живописи, но и рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре.
Маки (1934—1955)
Собственный дом художника – самостоятельная тема в русском и европейском искусстве конца XIX – первой трети XX века. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» - белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. В тоже время «облик дома предлагает нам совершенно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». С 2002 года в доме художника в Таосе расположился Таосский музей искусств, и теперь экспонируется коллекция живописи местной колонии художников начала XX века.
Маргаритки (1934—1955)
Маргаритки (1934—1955)
Художник умер во сне 5 октября 1955 года. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год).
Лилии и маргаритки (1940-е)
Лилии и маргаритки (1940-е)
В США Николая Ивановича Фешина называли «русским американцем». «Русские американцы» - художники, среди которых, выдающийся русский портретист Михаил Вербов, завоевавшие широкое признание Николай Черкасс, братья Лазухины, Владимир Шаталов, Владимир Одиноков, представительница младшего поколения - Елена Золотницкая, неизменно подчеркивали свое восхищение личностью и творчеством художника.
Натюрморт (1910-е)
На Родине о жизни и творчестве американского художника с русскими корнями и великой русской школой узнали только в последние два десятилетия. Возможно, поэтому, подводя итоги жизненного пути, Николай Иванович с грустью признавался в своем одиночестве. «Я часто думаю о прожитом, – писал он, – и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)588
Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)588
Андреас Каньон (После 1934)
Чудище (1934—1955)
NU, 1921-1922.
Обнаженная в ванной комнате (1916)
Натурщица (1910-е)
Стоящая обнаженная модель (1925—1926)
Натурщица (1913)
Ню (1911)
Сидящая натурщица (1934—1955)
Ню (1920-е)
Купальщица (Не ранее 1913)
Купальщица (Не ранее 1913)
Абстрактная композиция (Ок. 1937)
Его картины экспонируются в крупнейших музеях мира и в престижных частных коллекциях. Работы именитого мастера высоко ценились в разные годы минувшего столетия. Сегодня на аукционах стоимость отдельных картин зашкаливает за миллионы долларов.
Рубрики: | Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |