-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Katy_Bergh

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2010
Записей: 29
Комментариев: 20
Написано: 93


Как хорошо мы плохо жили

Понедельник, 22 Декабря 2014 г. 00:13 + в цитатник
Казалось бы, утверждение это достаточно противоречивое. О советской эпохе мы, поколение перестройки, слышим разное: от бабушек и родителей о их чудесной молодости и «золотом времени», из многочисленных книг- о массовых репрессиях и всеполгощающем страхе. Но чтобы понять, как жил наш народ под куполом советсткой власти, стоит сначала разобраться, кем были эти люди. Чем они жили, каким образом думали, как смотрели на мир.
Хочу начать с терминологии. Советского человека некоторая группа ученых относит к отдельному типу: «Хомо Советикус». Термин был впревые введен в обиход советским философом Александром Зиновьевым в 1982 году. В одноименном романе Зиновьев пишет о характерных чертах советских людей, как общности в целом. По Зиновьеву, хомо советикус приучен жить в сравнительно скверных условиях, готов встречать трудности, постоянно ждет еще худшего, одобряет действия властей, стремится помешать тем, кто нарушает привычные формы поведения, всецело поддерживает руководство, обладает стандартным идеологизированным сознанием, готов жертвам и готов обрекать других на жертвы.
В 1990 г. литовская газета писала: «Этот род людей не признаёт законов и заглатывает всё, что попадётся. Он всегда лжёт. Озираясь вокруг, он повторяет чужое услышанное слово. Любит много болтать. Их очень много. Они жаждут, чтобы их заметили. Их общение носит агрессивный, жёсткий характер. Случается, они ссорятся из-за пустяков и наносят друг другу увечья. Вечно собираются ввести себе хорошие законы, обычаи, но из этого ничего не получается: у них короткая память, так что на следующий день они забывают, что задумали».
Создание нового, социалистического человека было важной программной задачей коммунистов сразу после переворота 1917 г. «Правда» от 2 ноября 1918г. писала: «Нелепо идти навстречу интеллигенции. Как мелкобуржуазная прослойка, интеллигенция исторически обречена и подлежит ликвидации».
Об интеллигенции я хотела бы поговорить более подробно чуть позже. Советская власть сделала все, для того, чтобы сформировать это новый тип человека, который позволит называть себя шурупом. Образование было целиком и полностью направлено на укрепление советской идеологии: в школах и университетах обучающие изучали марксистско- ленинскую идеологию, иностранный язык изучался таким образом, чтобы в результате им никто не владел (формулировка «читаю перевожу со словарем»). Тем не менее, главным оружием пропаганды были, разумеется, СМИ, которые полностью отражали идеологию государства. Основное содержание советских газет (рассматриваем сталинскую эпоху)- выявление и наказание «врагов народа», индустриализация, заголовки «мы строим светлое будущее» и тому подобное. Можно сказать, Сталин создал новую религию: вместо рая- коммунизм, вместо православной жертвенности- репрессии, и дьявол- искуситель в виде врага народа. Я думаю, что, исходя из этого, можно ответить на часто задаваемый вопрос: почему люди поддались тирану, приняли его античеловеческие уставы и предавали своих ближних? Наверное, в том числе и потому, что Сталин заменил им Бога (а перед Богом все равны) и сам менталитет предполагал некое смирение. Но я только предполагаю.
Итак, необразованный «контингент» подчинить себе не составляет большого труда, остается интеллигенция. И именно поэтому ее уничтожали зачастую просто потому, что она «мыслит и существует».
Это не образное выражение «Сталин –бог», ведь когда он скончался, люди действительно впадали в истерики, настроения были, по меньшей мере, апокалиптичные.
По сути, идеология шла от обратного: от общественного к частному и, в конечном счете, так укоренилась в человеческом сознании, что написать донос на собственного отца стало нормой, более того, почетным высокодуховным поступком. Обычные человеческие нормы жизни стали пороком, осталась лишь любовь к государству. Но под личиной так называемого патриотизма скрывалось нечто иное: отказ от свободы и переход на некий автоматический режим, где отсутствует личность как таковая.
Думай
О комсомоле
Дни и недели
Ряды
Свои
Оглядывай зорче
Все ли
Комсомольцы
На самом деле
Или
Только
Комсомольцев корчат? (Маяковский)
Ярчайший пример вышесказанного- Павлик Морозов, возведенный в статус национального героя. Предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Хлеб для Сталина».

Складывается впечатление, что советский режим - это реальное воплощение сценария практически любой антиутопии. Приведу наиболее яркий пример: роман Джоржа Оруэлла «1984». В романе описан тоталитарный режим, глава государства - Старший брат (прообраз Сталина), который похож на него даже внешне. В этом мире запрещено любое вольнодумие, и даже свободного думающего человека власть превращает в робота, способного предать любимую женщину во имя государственной идеи. И это не фантастика, это история нашего народа.
В чем же еще заключалась советская мрачная действительность?
Тридцатые – сороковые годы – страшный голод, раскулачивание, многочисленные репрессии без суда и следствия, только в 37-38 погибло много больше 7 миллионов. Почему же люди не закричали, не нашли в себе силы противостоять этому массовому террору? С одной стороны, это был жуткий, парализующий страх. Аресты происходили в основном ночью, прямо из постели, что называется, «брали тепленьким», более того, арестованным не объясняли, за что их ведут в подвалы Лубянки, на Соловки или в другие «следственные» места. Как писал Солженицын, всегда оставалась надежда, что тебя еще выпустят, что это нелепая ошибка : «И вот вас ведут. При дневном аресте обязательно есть этот короткий неповторимый момент, когда вас ведут сквозь толпу таких же таких же невиновных и обреченных. И ваш рот не заткнут. И вас можно и непременно надо было КРИЧАТЬ. Кричать, что переодетые злодеи ловят людей. Что хватают по ложным доносам! Что идет глухая расправа над миллионами! Но с ваших пересохших губ не срывается ни единого звука. Мы просто заслужили все дальнейшее». Парализующий липкий страх сковывал людей, часто арест был даже облегчением, это, во всяком случае, какая-то определенность.
В «Архипелаге» Солженицын также цитирует, что не каждому дано, как Ване Левитскому уже в 14 лет понимать: «Каждый честный человек должен попасть в тюрьму. Сейчас сидит папа, а вырасту я – и меня посадят».
Были и те, кто считал себя «недостойным» быть посаженным в тюрьму. Вот как рассуждала молодая девушка: «ведь ее прошли лучшие люди России, а я еще молода и ничего для России не сделала». Когда ее посадили- она пошла туда с гордостью и радостью.
Очевидно, почему люди жили, как минимум, плохо. Но как при этом они могли жить хорошо?
Благодаря усердной пропаганде в СМИ, виртуозной работе самой власти, не все видели оборотную сторону «строительства коммунизма». Твоего начальника сняли с должности и уволокли в Гулаг - ты занял его место. Написал донос - получил привилегии. Выросло совершенно новое поколение- поколение, искусственно созданное во времена сталинских репрессий. Женщины занимались индустриализацией, занимались общественной комсомольской деятельностью, а нормальные, женские заботы казались им дикостью.

Наверное, большая часть интеллигенции понимала, что за процессы происходят в обществе и сколько крови пролито, но просто молчала, то есть, делала вид. Но были и те, кто жертвовал собственными жизнями и во время Сталинской эпохи и после нее. Те, кто был не в состоянии молчать. Участь этих людей очевидна. Для меня самым ярким и, можно сказать, болезненным примером является Осип Мандельштам. Хочу процитировать самое меткое его стихотворения, за которое он впоследствии и заплатил сполна:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.
Большая часть русской интеллигенции страдала во время советского строя: музыканты, писатели и поэты. Не все они, как Мандельштам, громко протестовали, но многих не печатали и считали «антисоветскими». Разумеется, при чтении Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Бродского, Пастернака, Довлатова человек невольно начинает думать, его мысли выходят за грани советского мышления. И это власти было невыгодно.
Их произведения выходили самиздатом, некоторых из них выслали. Хочу зачитать несколько разговоров, которые, на мой взгляд, исчерпывающе показывают настроения пусть и шепотом, но говорящей интеллигенции советского времени:
Министр культуры Фурцева беседовала с Рихтером. Стала жаловаться ему на Ростроповича:
— Почему у Ростроповича на даче живет этот кошмарный Солженицын?! Безобразие!
— Действительно,— поддакнул Рихтер, - безобразие! У них же тесно. Пускай Солженицын живет у меня...
-Кошмар сталинизма даже не в том, что погибли миллионы, а в том, что была развращена целая нация. Жены предавали мужей. Дети проклинали родителей. Сынишка репрессированного коминтерновца Пятницкого говорил6 «Мама! Купи мне ружье! Я застрелю врага народа- папку!...». Кто же открыто противостоял сталинизму? Увы, не Тухачевский, Егоров или Блюхер. Открыто противостоял сталинизму девятилетний Максим Шостакович. Шел 1948 год. Было опубликовано знаменитое постановление ЦК. Шостаковича окончательно заклеймили как формалиста. Отметим, что народные массы при этом истинно ликовали. И как обычно, выражали свое ликование путем хулиганства. Попросту говоря, били стекла на даче Шостаковича. И тогда девятилетний Максим Шостакович соорудил рогатку. Залез на дерево и начал стрелять марксистско- ленинскую эстетику.
Соломон Волков начинал как скрипач. Даже возглавил струнный квартет. Как-то обратился в Союз писателей:
- Мы хотели бы выступить перед Ахматовой. Как это сделать?
Чиновники удивились:
- Почему же именно Ахматова? Есть более уважаемые писатели - Мирошниченко, Саянов, Кетлинская...
Волков решил действовать самостоятельно. Поехал с товарищами к Ахматовой на дачу. Исполнил новый квартет Шостаковича.
Ахматова выслушала и сказала:
- Я боялась только, что это когда-нибудь закончится...
Прошло несколько месяцев. Ахматова выехала на Запад. Получила в Англии докторат. Встречалась с местной интеллигенцией.
Англичане задавали ей разные вопросы - литература, живопись, музыка.
Ахматова сказала:
- Недавно я слушала потрясающий опус Шостаковича. Ко мне на дачу специально приезжал инструментальный ансамбль.
Англичане поразились:
- Неужели в России так уважают писателей?
Ахматова подумала и говорит:
- В общем, да...
Итак, и Ахматова, и Цветаева, и Бродский , и Довлатов подвергались гонениям. Сталинская эпоха не ушла бесследно, пусть из Гулага отпустили всех заключенных, но система не давала сбоя, она укоренилась в сознании людей. Людей «закрывали» в психушках, ссылали на север или вовсе высылали из страны. Обвинения были необъективными, как и раньше, но с высоты времени можно сказать, что причина была в вольнодумии. Разумеется, их называли тунеядцами, врагами, обычно это звучало так «Я сам Бродского не читал, но уверен что он наносит вред обществу» или «Я с писаниной Пастернака сам не знаком, но …».
Как же в атмосфере гонений, репрессий, страха люди могли ощущать себя счастливыми? Дело в том, что зерно в сознание народа было брошено Сталиным, произрастает оно и по сей день. Человек изменил своей природе, можно сказать, ради мечты о «светлом будущем», ведь «будет у нас коммунизм- только тогда и заживем». Идея равенства превратилась в классовую борьбу, в угнетение интеллигенции. И вполне понятно, почему наши бабушки и дедушки вспоминают с теплотой свою молодость. Молодость - всегда счастье. Карнавалы, общественная жизнь молодежи, мысль об исключительности и сплоченности советского народа, о светлом будущем – это всегда легко и приятно. Приятно верить во что-то эфемерное, не замечая при этом ужасающей реальности. По словам Бродского, «подлинная история нашего сознания начинается с первой лжи. Свою я помню».
Я не могу не провести параллели с современностью. Жив ли «хомо советикус» сейчас? Мой ответ: да. Я провела небольшой опрос среди студентов 19-25 лет. Современные студенты считают, что индустриализация Сталина стоила миллионов жизней. Что не страшно, если будут погибать их дети, но страна усилит свое внешнеполитическое влияние. И что все вокруг - враги. Люди, придерживающиеся иных взглядов - «либерасты», так они заменяют термин «враги народа». Они думают, что не страшно, если доллара не будет вообще и в продуктовых магазинах исчезнет даже намек на продовольствие – зато Крым наш. Раньше было – «зато мы строим коммунизм», сегодня –«зато Крым наш»- это ответ на все вопросы. И неважно, что экономика в стране трещит по швам, образование и медицина скатываются на уровень беднейших стран мира.
Хомо советикус, зарожденный Сталиным, продолжает жить и сегодня. Именно поэтому я могу согласиться с Солженицыным. Мы это заслужили. Хочу закончить свою статью словами моего любимого Поэта Иосифа Бродского:
Свобода —
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.

Понравилось: 30 пользователям

Аноним   обратиться по имени Суббота, 26 Мая 2018 г. 07:23 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку