-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Катишь_09

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) Средневековые_замки Темы_и_схемы Моя_косметика Live_Memory прерафаэлит Дом_Кукол Книжный_БУМ
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 369


In memoriam Патона или резня в Канпуре

Среда, 30 Марта 2011 г. 23:13 + в цитатник

Картину In memoriam (Памяти) Джозеф Ноэль Патон написал в 1858 году, когда жуткие события восстания сипаев в Индии были у всех на слуху. Общество приняло картину неоднозначно и художнику даже пришлось переписать некоторые фрагменты изображенной им страшной сцены... Чем же она страшна? Давайте обратимся к истории.

 

 (553x699, 178Kb)

Джозеф Ноэль Патон        In memoriam
 
События 1857 года в Индии начинались как бунт сипаев (местных солдат-наемников), но очень скоро переросли в народную войну против колониального империализма.
    
Началом восстания считается 25 апреля 1857 года, когда местные наемники-сипаи подняли мятеж на военной базе в Мируте, отказавшись повиноваться своим офицерам-британцам, и открыли по ним огонь. Они захватывали, грабили и жгли дома европейцев, хладнокровно истребляя их обитателей. В живых не оставляли никого, даже женщин и детей. Восстание охватывало все больше индийских княжеств на севере и в центральной Индии.
 
В ночь на 4 июня 1857 года взбунтовались сипаи, находившиеся под командованием генерала Уилера в Канпуре. Британцы, среди которых было много женщин и детей, укрылись в наскоро сделанном укреплении, где геройски выдерживали осаду 19 дней под тропическим июньским солнцем. 25 июня Нана Сахиб, предводитель местных восставших, пообещал британским военным и их семьям право безопасного отступления при условии, если они сдадутся. Выбора у Уилера не было, и он согласился. Однако во время последовавшего за этим конвоирования пленных к лодкам началась стрельба. Лодки загорелись, и началась резня, после которой остались горы окровавленных тел. Всех мужчин уничтожили.
    
Выживших женщин и детей (больше 200 человек) отправили в Биби-Гхар (Дамский дом) в Канпуре. Когда до Канпура стал доноситься грохот английской канонады, Нана Сахиб понял, что его надежды на возможность торговли с правительством становятся все более призрачными, зато перспективы привлечения к ответственности за содеянное – все более реальными. В панике он отдал приказ уничтожить всех пленных и спрятать следы, чтобы никто не смог рассказать о том, что произошло в Канпуре и о его роли в этих событиях.
 
15 июля сипаям, охранявшим усадьбу, приказали занять все окна и двери и стрелять в находящихся внутри здания женщин и детей. Даже у них, уже зашедших столь далеко, сдали нервы. Сипаи дали один залп поверх голов, и отказались стрелять дальше. Тогда Нана Саиб прислал трех человек из числа своей личной охраны. Войдя в дом с обнаженными саблями, они начали методичное избиение пленников. Труд был не из легких – женщины пытались сопротивляться, чем-то баррикадировать двери, прятали детей. Несколько раз ломались клинки сабель, приходилось останавливаться и делать передышку, пока слуги доставляли из города замену. Но в конечном итоге, спасения не было.
 
Когда англичане нашли Биби-Гхар, дом представлял собой подлинную бойню. «Я не преувеличиваю», писал один из офицеров, «когда говорю, что кровь доходила мне выше подошвы сапог». Если Нана Саиб всерьез надеялся таким образом «спрятать концы в воду», он просчитался жестоко – спрятать эти следы было физически невозможно. В равной мере не стоило ему полагаться и на молчание своих соплеменников – жители окрестных домов с готовностью рассказали англичанам обо всем, что произошло, и показали им колодец, куда были свалены тела убитых – наполнившие его почти до краев. Сообщили они и о том, что некоторые из жертв явно были еще живы, когда их сбрасывали вниз. Стоя вокруг этого колодца, свирепые бородатые хайлендеры из шотландских частей колонны Хэвлока плакали, как дети.
 
Шок был страшен. Ответ был вполне закономерен – англичане перестали брать пленных. Сипаев, захваченных вокруг Канпура, заставляли с тряпкой в руках мыть залитый кровью пол Биби-Гхара – прежде, чем повесить. Перед смертью английские солдаты заталкивали индусам в глотку куски говядины, мусульманам – свинины. В сражениях под Лакхнау сипаев, пытавшихся сдаваться в плен, поднимали на штыки с криком «Канпур!». Восстание было подавлено жесточайшим образом, однако оно положило конец власти Британской Ост-Индской компании и привело к прямому правлению английской короны.
 
Восстание сипаев вызвало бурную волну самых разнообразных откликов, как в Англии, так и за её пределами. Даже Ч. Диккенс высказался, "если-бы я был главнокомандующим, я бы считал своей миссией от Бога - истреблять этот народ".
 
 
Вернемся к картине Патона. Естественно, на волне таких настроений, критики встретили его картину неоднозначно. Например, журнал Illustrated London News заявил протест против такого выбора сюжета. По мнению критика, ничто не могло оправдать желание художника вызвать воспоминания о том кошмаре. Другие же критики приняли картину на ура, отмечая как внимание художника к деталям, так деликатное обращение с самим сюжетом.
 
Посмотрите в верхний левый угол картины, где изображена распахнутая дверь. Изначально за ней маячили убийцы. Но картина Патона так сильно впечатлила его современников, что после выставки художнику пришлось заменить убийц на спасителей в шотландских мундирах. Теперь получалось, что женщина зря с таким ужасом смотрят на дверь - на самом деле, их пришли вызволять из тюрьмы. Это изменение получило горячую поддержку как публики, так и самой королевы Виктории. Ах, если бы историю можно было изменить несколькими взмахами кисти!
 
 

 (135x379, 263Kb)

 
О восстании сипаев можно почитать здесь:
 
 
 
 
 
О картине я нашла здесь:
 
 
В тему - у Василия  Васильевича Верещагина есть картина "Подавление восстания сипаев в Индии" (1884). Британцы привязывали мятежников к дулам пушек и расстреливали их. Британцы знали, что сипаи не боятся смерти, но по их религиозным убеждениям предстать на небесах перед Богом без каких-либо частей тела - самое ужасное наказание.
 (600x420, 68Kb)
Рубрики:  История
Живопись
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 31 Марта 2011 г. 08:11 (ссылка)
Спасибо большое, что этим материалом вы поделились с сообществом о прерафаэлитах!=)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Марта 2011 г. 22:05ссылка
Спасибо Вам, NADYNROM, что Вы сделали пост о Патоне. Я Ваша поклонница, читаю все что Вы пишите. Вспомнила интересную историю этой картины. Для комментариев оказалось многовато материала, вот и получился отдельный пост.
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 31 Марта 2011 г. 23:48 (ссылка)
Катишь_09, а мне очень нравятся ваши материалы=) Очень обрадовалась, когда попала к вам в дневник.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Апреля 2011 г. 21:49ссылка
Спасибо. Я тоже рада с Вами общаться.
Оксана_Лютова   обратиться по имени Суббота, 09 Июля 2011 г. 20:34 (ссылка)
Спасибо)))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку