Цитата сообщения Big_Damn_Hero
Дети и компьютерные игры
Недавно меня попросили поработать с десятилетним мальчиком, который все свое свободное время тратит на компьютерные игры. Если ему запрещать, может сутки не есть, с родителями не разговаривать. Однажды после запрета позвонили из школы, сообщили что сын уже неделю прогуливает. Оказалось, что он ходит вместо школы в интернет кафе играть. Родители сходили в интернет кафе, запретили пускать сына в школьное время, стали ограничивать в деньгах. Парень стал воровать, занимать, ездить в другое кафе.
Стал искать причину. Провел в доме пару дней, посмотрел как развивается общение между родителями и ребенком.
Приходит из школы, сразу за комп. Иногда по настоянию родителей сначала делает уроки, но делая упор на скорость, а не качества. Утром перед школой заходит проверить игру. Обедает за компом из-за чего постоянные стычки с родителями.
Попросил его поесть за столом один раз. Тот согласился. А за столом нчего не происходит, включен телевизор на фоне все едят молча или спрашивая набившее оскомину "Как успехи в школе".
Вечером родители просят выключить комп. Если мальчик слушается, значит они зададут ему еще пару вопросов "как дела в школе, звонил ли бабаушке" и идут смотреть телевизор.
Спросил у родителей, почему такие скудные разговоры, они ответили, что сына ничего не интересует кроме компьютерных игр. Но так не бывает, бывает, что ребенка просто ничем не заинтересовали или просто родители не знают своего сына. Предложил им записать и развить темы для разговоров за обедом, а так же есть выключив телевизор. Шло по началу тяжело. Но когда разговоры стали действительно интересными (а не об общих знакомых), ребенок начал принимать активное участие.
Из чего я сделал вывод, что родители просто не предлагали действительно интересных тем для бесед.
Пол часа общения в день - это не много, но это минус один кирпичик из стены между родителями и ребенком. При условии, что это полноценные разговоры и мнение сына выслушивается и учитывается, как равного.
Паралельно узнал, чем еще они предлагали заняться сыну вместе с семьей, чтобы его заинтересовало так же, как компьютерные игры? Поход в аквапарк? Парк аттракционов? Зоопарк? Кино? Поездка в военный музей? (ведь ребенок интересуется шутерами) Поход в лес с палатками и т.д. Родители сделали большие глаза, признались, что раз в месяц посещяют кино, оправдав это тем, что больше мальчика ничего не интересует.
Я предложил ему тут же поехать в аквапарк, ребенок моментально согласился и пошел собираться. Мама покраснела.
Создал поле работы над семейным досугом, посоветовал семье вместе изучать афишу, искать новые интересные способы вместе провести время. Если ребенку не кажется интересным, не надо его заставлять, надо или заинтересовать или искать другое. Опять же тем для разговоров за обедом прибавилось.
Впомнил, как в я в детстве сам играл в дум и в героев, ни о какой русификации тогда и речи не было, что дало мне хороший стимул учить английский. Переставил на всех играх язык, мальчик сначала прифигел, :) но играть-то хочется, смотрю, стал выписывать слова. Поставил ему на телефон гугл транслейт. Через две недели пацан похвастался пятеркой по английскому, хотя раньше учился на тройки.
Увидел, что реенок играет в скайрим, рассказал о том, что некоторые города из скайрима действительно существуют или существовали, просветил по поводу иерархий, рассказал о средневековье, отношении к колдовству. Парень заинтересовался историей, начал читать вики. Я спросил почему не спросит у своего учителя по истории, оказалось, что учительница совершенно не заинтересована в предмете который преподает. Но это уже не в моей компетенции. Предложил родителям развивать темы самостоятельно. Так же воодушевил мальчика написать по этому материалу самостоятельную работу. Тот вернулся из школы гордый.
Играет так же в Масс Эффект - это вообще огромное поле для физики, астрономии, биологии, географии. Что как летает, стреляет, масса, ускорение, скорости, влияние радиации, как атмосфера влияет на температуру. Предложил родителям продолжать искать информацию и рассказывать ребенку.
Так же родители жаловались, что у сына из-за компьютерных игр нет друзей. Но тут оказалось все просто - мальчик толстый. Может в их время толстых в школе, не чморили, но уже в мое это было как приговор. Сам испытал на себе тягости школьного лузера, когда пришел в новый класс со скобками на зубах. Два года весь класс выискивал все новые синонимы словосочетанию "железные зубы", стоял я всегда один в уголочке, дружил с таким же лузером, тот был толстый. Так что нет ничего удивительно, что ребенок предпочитает быть "эльфом восьмидесятого уровня", а не школьником-одиночкой.
Решили записать его на карате, так же пересмотреть рацион.
Родители жаловались, что сын не читает. Спросил как давно они сами читали. Папа сказал, что читает детективы в метро, но в возрасте сына читал много. Что меня не удивило. В возрасте его сына - чтение было весьма актуально. Сейчас же, когда можно получать информацию, не из книг, а из фильмов, дети предпочитают второй вариан, потому что тот ярче и красочнее. Такова уж детская психология, ничего не поделать. Предложил все что экранизировано давать в экранизированном варианте. Купить, скачать интересные документальные исторические фильмы. И не давить на ребенка. В наше время десятилетнего мальчика не может заинтересовать история о том, как три сестры пьют чай. Многим сложно с этим смириться, но к сожалению, заставить читать нельзя.
Из всей этой истории делаю вывод, что когда ребенок пропадает в онлайне, то проблема идет из отношений в семье. Если у человека нет занятий в реальности интереснее, чем поездка к бабушке, если родители не могут заинтересовать ребенка разговорами или совместным досугом, то он ищет интересные занятия там, где может найти. Если родители сами проводят свободное время за телевизором, то не стоит удивляться, что ребнок просиживает за компьютером. Если нет контакта, то силой его появиться не заставишь. Над этим надо работать, нужно работать над диалогом. Нужно попытаться понять, что именно привлекает ребенка в играх и как это что-то вытащить в повседневный мир. Просто запрещать - не приведет ни к чему кроме укрепления стены. Ребенок, как развивающаяся личность, очень болезненно реагирует на ограничения своей свободы и давления авторитетом. Нельзя просто прийти с работы и потребовать от ребенка общения, потому, что родителям этого захотелось. Он тоже личность и общением его нужно заинтересовывать. И конечно же, нельзя ждать, что даже при всех стараниях ребенок оставит игры в прошлом, он может лишь сократить время проводимое за компьютером. Но и игры, можно заставить работать на его развитие.
Итог: полтора месяца работы - заметный результат.