-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kasiniya

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2011
Записей: 6256
Комментариев: 562
Написано: 11084


Культура поморов...

Вторник, 02 Августа 2022 г. 17:53 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Культура поморов

Церковь в Матигорах близ Холмогор (1686—1694), откуда родом была мать М.В. Ломоносова

От мореходных книг и рыболовецких приспособлений до одежды и погремушек

Поморами называют малочисленный народ, который живет на побережьях Белого и Баренцева морей. Его представители испокон веков были искусными мореходами, охотниками и судостроителями. Фольклор, традиции, быт и промыслы поморов — все так или иначе связано с морем.

Погремушка «Шаркунок»

Шаркунок — это погремушка из бересты с горохом, камушками и семечками внутри.
Ее название происходит от глагола «шаркать», то есть «шуршать».

Подобные погремушки изготавливали крестьяне по всей России, но изобрели шаркунок именно поморы. Сначала он был простой игрушкой для детей, но со временем его конструкция стала сложнее. Поморы превратили шаркунок в головоломку, которую можно было собирать и разбирать. Внутри погремушки они мастерили множество ячеек и перегородок, которые соединялись между собой.
 
 

 
А еще шаркунок использовали как амулет, чаще всего для детей. На игрушках для девочек вырезали фигурку птицы, для мальчиков — коня. Поморы верили, что шаркунок оберегает детей от сглаза и злых духов. Чтобы отогнать нечистую силу, достаточно было потрясти игрушкой.

В древности шаркунок служил еще и простейшим музыкальным инструментом. Поморы экспериментировали с его звучанием. Если внутрь погремушки клали камни, то она звонко звенела. А шаркунок с горохом издавал глухие звуки.
 
Козули, традиционное лакомство у поморов
 

Поморская лоция

 

 
Поморскими лоциями называют руководства по мореплаванию. Они были популярны среди местных купцов и моряков с XVII века. В таких книгах описаны водные маршруты поморов в Белом, Баренцевом и Норвежском морях.
Поморы на промысле. Начало XX века
 
Поморы на промысле. Начало XX века

Как правило, лоция выглядела как небольшая тетрадь. На первой странице обычно изображали крест, окруженный молитвами. Подобную книгу помор вел всю жизнь и постоянно дополнял информацию в ней, а потом передавал по наследству своим детям. Так лоции с годами дополнялись новыми наблюдениями.

 
До наших дней сохранилось всего 12 лоций. Самая полная из них — мореходная книга семьи Двининых. Она хранится в Архангельском краеведческом музее.

В лоции Двининых — 24 листа с полностью сохранившимся текстом. Написана книга на поморском диалекте русского языка. В ней упоминается около 400 топонимов и гидронимов, рассказывается о корабельных становищах, местах торговли.
 
Поморы в летней одежде. Начало XX века

Сарафан поморский

Традиционной женской одеждой поморов в конце XIX — начале XX века был прямой сарафан на лямках без рукавов.

 
Его называли «костыч». Такой сарафан носили представители всех сословий — от поморских крестьян до купцов.
 
Кроем костыч напоминал высокую юбку на лямках. Шили его из самых разных тканей: ситца, сатина, пестряди, набойки, тонкой шерсти.
 
 

 
Костыч, который представлен в экспозиции Историко-краеведческого музея города Полярного, сшит в конце XIX века в селе Умба Мурманской области. В музей его передала местная жительница Анна Коновалова. Сарафан она получила в наследство от родителей-поморов.
Поморы. Начало XX века

Скобель

 
 

 
Теплые вещи поморы изготавливали из шкур и кожи оленей. Одежду шили исключительно женщины и, как правило, летом: в теплое время года материал можно было легко просушить на открытом воздухе. Выделывали шкуры с помощью специального приспособления — скобеля, или есея. Он представлял собой изогнутый кусок железа, вставленный в деревянную рукоятку.
Процесс выделки включал в себя несколько этапов. Сначала шкуру укладывали на длинную доску, которую зажимали между колен. Затем двумя руками брали скобель и сильными движениями от центра к краям соскребали с материала подкожный слой. После этого шкура проходила еще несколько стадий обработки: ее сушили, смягчали с помощью специальных отваров, красили. Получившийся материал был тонким и легким, но при этом теплым. Именно из него поморы шили почти всю свою зимнюю одежду.

Календарь

Календарь, который хранится в Архангельском краеведческом музее, поморы изготовили в XIX веке. Он представляет деревянный шестигранный брусок. Поперечный надрез делит календарь на две части. На ребрах бруска сделаны многочисленные зарубки, которые символизируют месяцы. А дни на этом календаре обозначены символами старославянского и церковнославянского алфавитов. 
 
 

 

На гранях бруска оставлены многочисленные рисунки крестов, трезубцев. Эти знаки соответствуют православным праздникам.

 
Подобными деревянными календарями пользовались все жители Северной Европы. В Норвегии их называли primstay, в Дании — rimstok (rim — календарь, stok — палка). На севере России они были популярны вплоть до начала ХХ века. В каждой семье поморов был собственный календарь, который передавали по наследству. На нем отмечали и семейные праздники — именины, памятные даты. Когда календарь ломался или становился ветхим, поморы изготавливали его точную копию.

 

Рубрики:  Россия-родина моя (пейзажи,стихи,видео)
Метки: