Работы, выполненные пастельной техникой, всегда поражали меня лёгкостью, прозрачностью и удивительной хрупкостью, созвучной бренности самого человеческого существования. Спустя некоторое время после знакомства с этими невесомыми картинами, узнала, что сохранить пастель - целое искусство, ведь она очень уязвима. Осыпается от малейшего грубого внешнего воздействия: перепадов температуры, сотрясения, переездов и переноски, прямых солнечных лучей, влаги и сухости... Отсюда и появляется при взгляде на пастель эта щемящая нота изначальной обречённости - нежной, как пыльца на крыльях бабочки и также исчезающей от неосторожного прикосновения. Неслучайно А.Р.Менгс, немецкий художник и теоретик искусства XVIII века, сравнивал пастели с «бабочками в цветочном саду искусства».
Оказывается тогда, в XVIII веке, - веке богатом на работы, выполненные в технике пастели, - художников волновала именно проблема сохранности этих произведений, ставшая даже темой многих трактатов. Изобретались различные фиксаторы, но даже самые совершенные из них изменяли тон пастели, искажали её первоначальную цветовую гамму, губили природную бархатистость и пушистость.
Сам Д.Дидро высказывал знаменитому пастелисту М.К. де Латуру свои опасения, что взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера, что драгоценная пыль исчезнет с поверхности и рассеется в воздухе. К счастью, его опасения не оправдались. Пастель оказалась достаточно выносливой. Это подтверждают хранящиеся во многих музеях мира старинные пастели, до сих пор поражающие нас свежестью своих красок.
И только представьте - все эти шедевры нарисованы цветными мелками!
Пастели Жана-Этьена Лиотара (1702 год, Женева - 1789 год, Женева).
Его "Шоколадницу" называют "наипрекраснейшей пастелью, которую когда-либо довелось видеть."
"Шоколадница", пастель, пергамент, 82,5 х 52,5 см. 1744-1745 года. Дрезденская картинная галерея.
"Автопортрет", пастель, бумага, 61 x 49 см. 1744 год. Галерея Уффицы, Флоренция.
"Портрет мадам Jean Tronchin", пастель, пергамент, 63 x 50 см. 1758 год. Лувр.
"Портрет Franзois Tronchin", пастель, пергамент, 38 x 46 см. Частная коллекция.
Тон в технике пастели XVIII века задавала художница Розальба Каррьера (1675 год, Венеция - 1757 год, Венеция), владевшая всеми возможностями пастели. Современники давали вот такую характеристику портретам, созданным Каррьерой: "сходство, лёгкое, как дуновение, с изысканно звучащим цветом".
"Автопортрет в виде Зимы", пастель, бумага. 1731 год. Дрезденская картинная галерея.
"Потрет девушки с обезьянкой", пастель, бумага, 63 x 48 см. 1721 год. Лувр.
"Портрет молодой девушки", пастель, бумага, 36 x 30 cm. После 1708 года. Лувр.
"Автопортрет с портретом сестры", пастель, бумага, 71 x 57 cm. 1709 год. Галерея Уффицы, Флоренция
"Портрет кардинала Melchior de Polignac", пастель, бумага, 57 x 46 см. 1732 год. Галерея Академии, Венеция.
"Портрет пожилой дамы", пастель, бумага, 50 x 40 см. 1740 год. Галерея Академии, Венеция.
"Флора", пастель, бумага, 47 x 32,5 см. 1730-е года. Галерея Уффицы, Флоренция.
"Девочка", пастель, бумага, 34 x 27 см. 1730 год. Галерея Академии, Венеция.
Пастельный живописец Морис Кантэн де Ла Тур (1704 год, Сен Кантэн - 1788 год, Сен Кантэн) создавал потрясающие портреты. В них, помимо абсолютного внешнего сходства (по признанию современников), чувствуется внутренняя одухотворённость и жизнь.
"Автопортрет", пастель, бумага, 65 x 53 см. 1751 год.
"Louis XV", пастель на трёх листах бумаги, закреплённых на холсте, 66 x 58 см. Лувр.
"Маркиза де Помпадур", пастель на семи листах бумаги, закреплённых на холсте, 178 x 2136 см. Лувр.
"Портрет Nicole Richard в детском возрасте", пастель, бумага, 454 x 358 мм. Лувр.
"Портрет Ferrand Meditating, читающей Ньютона", пастель, бумага, 73 x 60 см. 1753 год.
"Господин Duval de l'Epinoy", пастель, бумага, 120 x 93 см.
Свой автопортрет Антон Рафаэль Менге (1728 год, Аусиг - 1779 год, Рим) написал в 16 лет. Что тут сказать - талант!
"Автопортрет", пастель, бумага, 55,5 x 42,5 см. 1744 год. Дрезденская картинная галерея.
В России техника пастели появилась во второй половине XVIII века, но никогда не достигала такой популярности, как в Европе. А многие пастельные работы вообще остались анонимными.
Неизвестный художник. "Портрет неизвестной в образе Флоры", бумага серая, пастель, итальянский карандаш. 1780-е годы. Третьяковская галерея.
Неизвестный художник. "Портрет неизвестной", пергамент, пастель. Первая половина XIX века. Третьяковская галерея.
А.Венецианов. "Крестьянская девушка с серпом во ржи", пергамент, дублированный на холст, пастель. Конец 1810 - начало 1820-х годов. Третьяковская галерея.
И. Левитан. "Долина реки", пастель.
И.Левитан. "Вид в окрестностях Бордигеры в Италии", бумага, пастель. 1890 год. Третьяковская галерея.
И.Левитан. "Разлив", бумага на картоне, пастель, 1895 год.
К.Юон. "Окно", картон, пастель. 1905 год.