Кто видел "вживую" рисунки Леонардо да Винчи, - тот поймёт мою любовь к ним! Это восторг и упоение мастерством великого живописца! А сами рисунки - это совершенно живые лица, головки, образы... Они дышат, они волнуются от вашего взгляда, они - настоящие! Что и потрясает!
Посмотрите и обратите внимание на материал, который использовал Леонардо создавая это волшебство:
"Эскиз головы девушки", 1470-78 года. Ручка, чернила, бумага. Галерея Уффици Флоренция, Италия.
"Портрет Изабеллы де Эсте (d Este)". 1499 год. Древесный уголь, черный мел и пастель, бумагa. Лувр, Париж.
Новую технику этого изображения Леонардо называет colorire a secco (окрашивать сухим способом) и отождествляет с пастелью.
"Голова девочки". 1483 год. Серебрянный карандаш на коричневатой подготовленной бумаге. Турин (Biblioteca Reale), Италия.
"Эскиз головы Леды" (один из многочисленных эскизов к картине "Леда и Лебедь" 1510-15 года. Галерея Боргезе (Borghese), Рим, Италия).
"Эскиз головы женщины" (к картине "Мадонна Литта"). 1490 год. Серебряный карандаш на зеленоватой подготовленной бумаге. Лувр, Париж.
"Эскиз головы Святой Анны" (к картине "Св.Анна с Марией и младенцем Христом"). 1490 год. Серебряный карандаш на зеленоватой подготовленной бумаге.
"Голова женщины" (этот рисунок связывают с картиной "Мадонна с веретеном"). 1501 год. Серебряный карандаш, красный мел на розовой подготовленной бумаге. Галерея (dell Accademia), Венеция, Италия.
"Нищий". 1490 год. Серебряный карандаш на подготовленной бумаге. Лувр, Париж.
"Профиль пожилого мужчины". 1495 год. Ручка и чернила на подготовленной бумаге. Виндзор, Виндзорский замок.
"Голова человека и льва". 1503-1505 года. Красный и белый мел на розовой окрашеной бумаге. Виндзор, Виндзорский Замок.
Леонардо придерживался мнения, что лицо человека показывает его характер, и приложил много усилий для иллюстрирования этого.
"Старый и молодой". 1495-1500 года. Красный мел. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
"Старинный воин". 1472 год. Металлический карандаш (Metalpoint) на подготовленной бумаге. Британский Музей, Лондон, Англия.
"Голова мужчины". 1503-1505 года. Красный мел на бумаге. Галерея дель Академия, Венеция, Италия.
"Портрет цыгана (гротеск)". 1500-1505 года. Чёрный мел. Оксфорд.
Это самый большой, из известных, рисунок Леонардо. Считается,что на нём изображён цыганский барон. Следы уколов указывают, что рисунок готовился дпя переноса на холст.
"Сидящий старик". Ручка, чернила, бумага. Виндзор, Виндзорский Замок.
"Святой Иаков Старший" (Эскиз для "Тайной Вечери"). 1495 год. Красный мел, ручка и чернила. Виндзор, Виндзорский Замок.
Св.Иаков в оригинале имеет бороду и более длинные волосы, в рисунке Леонардо, как всегда, пытался выразить своё мнение: лицо отражает характер. Pядом с портретом - арихитектурный эскиз. Это характерно для художника: записывать идеи на любом листке.
"Мадонна с младенцем, св. Анной и Иоанном Крестителем". Пастель. Национальная галерея, Лондон.
"Автопортрет". 1514 - 1516 года. Красная сангина (мел). Национальная Галерея в Турине, Италия.
И мои любимые!
"Девушка с растрёпанными волосами (La Scapigliata)". 1508 год.
"Женская голова". Метрополитен музей, США.