Василий Акимович Никифоров-Волгин (настоящая фамилия - Никифоров) (1901 - 1941 года) - русский писатель.
Родился в деревне Маркуши Калязинского уезда, что на берегах Волги, в семье мастерового. В раннем возрасте семья Василия Акимовича переехала в Эстонию, где он писал и печатал свои произведения. В 1940 году в Прибалтике была установлена советская власть, а в мае 1941 года писатель был арестован за свои рассказы, наполненные любовью к ушедшей России. Его расстреляли 14 декабря 1941 года в Вятке.
Случайно купила книгу В.А. Никифорова-Волгина "Алтарь затворённый" и, никогда до этого не читая его произведений и не зная такого писателя, была потрясена удивительно прозрачным, мягким слогом настоящего русского языка, которым написаны короткие, проникновенные рассказы о России.
Послушайте, какая красота:
Из рассказа "Древний свет".
"...В раскрытые окна входит вечер. Клёны рассыпают прохладу. На их листья качается завечеревшее солнце. Шумит самовар, на нём отчеканено: "Фаблика в Туле братьев Стрельниковых". Федот Абрамович ставит большие синие чашки с золотой надписью по славянски: "Приемлю и ничесоже противного глаголю". По ободку деревянной тарелки, где лежит хлеб, вьётся русская пословица: "Хлеб-соль ешь, а правду режь". На деревянной чашке с мёдом ложка монастырской работы, а донце её мелко-мелко выжжена Троице-Сергиевская лавра.
Федот Абрамович разливает чай. На левом плече у него полотенце. Сам весь улыбается - рад почаёвничать с пачечайным гостем..."
Маковский К. Е., "Чарка мёду", 1910-е года.
Из рассказа "Весенний хлеб".
"...На потеху молодёжи старики Таракановы говорят старинными, давным-давно умершими словами. У них: колёсная мазь - коляница, кони - комони, имущество - собина, Млечный путь - Девичьи зори, приглашение - повещанки или позыватки, запевало - починальник, погреб - медуша, шуметь на сходе - вечать, переулки - зазоры.
Речь свою старик украшает пословицами и любит похваляться ими: так, бывало, и сеет старинными зернистыми самоцветами. Соседу, у которого дочь "на выданье", скажет:
- Заневестилась дочь, так росписи готовь!
Про себя со старухою говорит:
- Только и родни, что лапти одни!
Соседского сына за что-то из деревни выслали, и старик утешал неутешную мать:
- Дальше солнца не сошлют, хуже человека не сделают, подумаешь - горе, а раздумаешь - воля Божья!
Бойким, весёлым девушкам тихо грозит корявым пальцем:
- Смиренье - девушки ожерелье.
Баба жаловалась Митрофану на нищее житьё своё, а он наставлял её:
- Бедная прядёт, Бог ей нитки даёт!.."
Максимов В.М., "Портрет старика", 1874 год
Из рассказа "Святое Святых".
"...- Люди они сынок, люди, - вздохнула она, - и не то, может быть, ещё увидишь и услышишь, но не осуждай. Бойся осудить человека, не разузнав его. От суесловия церковных служителей Тайны Божии не повредятся. Так же сиять они будут и чистотою возвышаться. Повредится ли хлеб, если семена его орошены грешником? Человек ещё не вырос, он дитя неразумное, ходит он путаными дорогами, но придёт время - вырастет! Будь к людям приглядчив. Душу свою береги. Сострадай человеку и умей находить в нём пшеницу среди сорной травы.
- Держи карман шире! - проворчал отец, засучивая щетину в дратву. - Как я там к людям ни приглядывался, ни сострадал им, ни уступал, а они всё же ко мне по-волчьи относились. Ты, смиренница, оглянулась бы хоть раз на людей. Кто больше всех страдает? Простые сердцем, тихие, уступчивые, заповеди Господни соблюдающие. Не портила бы лучше мальца! Из него умного волчонка воспитать надо, а не Христова крестника!
Мать так и вскинулась на отца.
- Ты бы лучше оглянулся и узнал: кто стоит за твоей спиною?
Отец вздрогнул:
- Кто?
- Да тот, кто искушал Христа в пустыне! Не говори непутёвые слова. Они не твои. Не огорчай ангела своего. Сам же, когда выпьешь, горькими словами перед иконами заливаешься. Не вводи ты нас в искушение. А ты, - обратилась она ко мне, - не всякому слуху верь. У отца это бывает. Жизнь у него тяжёлая была, ну и возропщет порою. А сам-то он по-другому думает! Последнее с себя сымет и неимущему отдаст. В словах человека разбираться надо: что от души идёт, и что от крови!"
Левченко П. А., "Интерьер. Божница", 1900-е года.