Алексей Михайлович - Тишайший - второй из Романовых.
(1629 -1676 года)
Царь.
(1645 - 1676 года)
В "Титулярнике" 1672 года помещён прижизненный портрет царя Алексея Михайловича. Государь изображён в "большом наряде", поза его торжественная, а лицо его, в обрамлении светло-русой бороды, под внешней неподвижностью хранит трепетность жизни.
При Алексее Михайловиче в иконописи (живописи) появляется новое направление - передача объёмного человеческого лица. Наиболее полное отражение эти тенденции нашли в творчестве крупнейшего мастера того времени Симона Ушакова, в его иконах - "Спас нерукотворный" и своеобразной иконе-картине, написанной по царскому заказу, "Богоматерь Владимирская" ("Насаждение древа государства Российского").
Икона Симона Ушакова. "Насаждение древа государства Российского". (икона "Богоматерь Владимирская", полное название - икона "Похвала Владимирской иконе Божией Матери"), 1668 год.
В центре композиции помещено изображение Владимирской Богоматери - покровительницы Москвы, выполненной уже в новых традициях. В нижней части иконы, внизу слева, за стеной Московского Кремля изображён царь Алексей Михайлович, в правой части - его первая жена, царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Фёдором. В центре, на фоне Успенского собора, Иван Калита - собиратель русских земель и митрополит Пётр, перенесший церковную кафедру из Владимира в Москву, сажают символическое "древо" Российского государства. Картина-икона явилась носителем важной идеи преемственности царствующего дома с государями и великими князьями предшествующих эпох.
"Портрет царя Алексея Михайловича". "Титулярник", 1672 год.
"Выбор невесты Царя Алексея Михайловича". Хромолитография А.Абрамова, 1882 год.
"Обручение царя Алексея Михайловича с Наталией Кирилловной Нарышкиной", со старой франц. гравюры.
"Портрет царя Алексея Михайловича". Неизв. художник.
"Шумно и весело бывало в царской Потешной палате в какой-нибудь длинный зимний вечер. В одном углу кувыркались акробаты и показывали свою "смехотворную хитрость" шуты, шпыни, плясцы, скоморохи; в другом показывали русского Петрушку; в третьем раздавалась музыка, для чего в Потешной палате всегда были расставлены тогдашние музыкальные инструменты: органы и цимбалы... И музыка сопровождалась смешными прибаутками... Впрочем, при царе Алексее Михайловиче эти вечерние потехи во дворцовых хоромах делались всё степеннее и серьёзнее. Шутов и скоморохов сместили бахари и домрачеи, т.е. певцы и рассказчики народных былин и сказаний. Наконец, при царе Алексее появилась в Москве и совсем новая "потеха" - театр на иноземный манер, на котором представлялись разные пьсы."
К.Лебедев. "Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии царя Алексея Михайловича". Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898 год.
К.Лебедев. "Выезд царя Алексея Михайловича на соколиную охоту из Спасских ворот Кремля". Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898 год.
А.Рябушкин. "Выезд на соколиную охоту при царе Алексее Михайловиче". 1898 год.
А.Рябушкин. "Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле". Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898 год.
Шварц В.Г. "Царь Алексей Михайлович играющий в шахматы". 1860-е годы.