Ахенский или Имперский собор (нем. Aachener Dom, Aachener Münster, Kaiserdom) — кафедральный собор епископства Ахенского, в котором столетия короновались императоры Священной Римской империи. Древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох — дворцовая капелла-усыпальница Карла Великого (796—806), в соответствии с заветами византийской архитектуры представляющая собой по форме восьмиугольник высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров. В восточной части собора расположены готические хоры. Ахенский собор одним из первых был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1978 году).
La construction d’Aix-la-Chapelle, enluminure de Jean Fouquet, dans les Grandes Chroniques de France, XVe siècle. Charlemagne est au premier plan
Строительство собора начал около 800-го года Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии) для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно).
Aachen um 1647
Дворцовая императорская капелла, построенная около 796 по инициативе Карла Великого Одоном Мецским в византийском стиле, является ядром собора. Она имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме же представляет собой восьмигранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа. Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353—1414. Большинство капелл, окружающих восьмиугольник, в готическом стиле.
Vue sur l’octogone de la chapelle
Внутренность капеллы
В середине его лежит камень с надписью «Carolo Magno». Однако не под ним находится гроб Карла Великого, который в 1000 был раскрыт по повелению императора Оттона III. По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048, император был найден прекрасно сохранившимся, в белом императорском облачении, сидящим в кресле с короной на голове и скипетром в руках. В 1165 при канонизации Карла Великого император Фридрих I Барбаросса велел снова раскрыть императорскую могилу. По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II в 1215 переложил их опять в другой драгоценный гроб художественной работы. В этом последнем гробу, стоявшем на алтаре хора, останки императора покоились до конца XVIII века, после чего были перенесены в ризницу.[1]. Найденные в гробу знаки императорского достоинства были перенесены в 1798 в Вену. Белый мраморный стул, на котором будто бы император был найден сидящим, позже был обложен золотом и до 1531 служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей. Теперь он стоит на вершине восьмиугольника.
Подкупольный восьмиугольник
Вид с хор
Le trône de Charlemagne dans la chapelle palatine
Королевский трон в соборе
Vue intérieure de l’octogone
Внутри восьмиугольной дворцовой капеллы
Помещение с алтарём
Aachen cathedral
Aachen cathedral
Aachener-Dom-Architekturdetail
Aachener-Dom-Chor-und-Adler
Moderne Kapelle im Aachener Dom
Фридрих I украсил храм великолепным канделябром, висящим над камнем с надписью. Кроме Карла Великого, в соборе погребён и Оттон III. Сохраняющиеся в ризнице вместе с останками Карла Великого реликвии состоят из исподнего платья Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все эти реликвии, привезённые с Востока при Карле Великом, в XIX веке показывались каждые 7 лет (например, в 1881, 1888) с 10 по 24 июля. Кроме того, в ризнице хранятся многие так называемые малые реликвии и сосуды искусной работы.
Aachener-Dom-Verglasung
Aachener Dom
Старое строение в течение времени было сильно обезображено различными переделками; особенно пострадала мозаика, украшавшая некогда своды купола и от которой к началу XX века сохранились лишь мелкие остатки. В конце XIX века основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» («Karlsverein») поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны; ему это уже значительно удалось благодаря сильной материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Восьмиугольники были снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые в 1794 году похищены французами и снова возвращены ими по Парижскому миру. Четырнадцать статуй внутри хора воздвигли опять во всём прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 году. При входе на хоры, у того места, где некогда высился алтарь, перед которым в промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 год) и Фердинандом I (1531 год) были помазаны 35 германских королей и 14 королев, 18 ноября 1873 года был освящён новый алтарь.
Chor im Aachener Dom
Pala d'oro, Aachen Cathedral.
Foto des Karlsschreins im Aachener Dom
За свою более чем тысячелетнюю историю собор постоянно достраивался, частично разрушался и реставрировался. С ним связаны легенды, в частности сага о том, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По этой легенде, горожане обхитрили дьявола, запустив первым волка, и жадный дьявол сразу вцепился в жертву, только потом заметив подвох
Aachen Dom um 1900
Aachen Cathedral from north.Катедралата в Аахен
Башня
Ворота
«Всевидящее Око»
La basilique de Trèves en Allemagne servit probablement de modèle à la salle de l’assemblée d’Aix
Le Codex aureus de Lorsch a été exécuté par un atelier du palais d’Aix vers 810
Ахенский собор.
Aachen Domschatzkammer Eingang
AachenWinterPanorama
Claustro de la catedral de Aquisgrán
Легенда Ахенского собора.
Согласно легенде средства на строительство знаменитого Ахенского кафедрального собора дал сатана.
Ахенский собор, входящий в десятку самых знаменитых соборов мира, числится в списке мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь более 600 лет короновали германских монархов. Собор был построен, когда в Европе о зданиях такого масштаба и не мечтали, и только Ахен - столица империи Карла Великого, мог себе позволить столь грандиозное строительство.
Как гласит легенда, деньги на собор дал черт. Но дал не просто так, а при условии, что горожане отдадут ему душу того, кто первым перешагнет порог собора. Красивейший храм уже стоял посреди площади, но никто не решался войти в него, а черт настойчиво требовал обещанную живую душу. И тогда горожане поймали в окрестных лесах волка и притащили его ко входу в храм. Там зверя выпустили и громко ударили в колокола, так что волк с перепугу метнулся прямо в открытые ворота храма. Черт набросился на бедного зверя, а у того от страха - и дух вон. Только тут черт разглядел, что душонка ему досталась никудышная. Вне себя от ярости он бросился с диким ревом из храма, но прежде лягнул железные врата собора. От такого удара ворота треснули, а трещина на них видна до сих пор. Городские власти велели в память о волке-мученике отлить зверя в бронзе, и отдельно - его бедную, душу. Она хоть и смахивает на крупную еловую шишку, но по-прежнему украшает храм, где хранится мраморный трон Карла Великого, а с потолка свешивается кованая люстра - дар Фридриха Барбароссы.