Кто про что - а я всё про то же :) агась, про аниме и сказки :)
Я тут открытие на днях сделала! да такое, что чуть с дивана не упала! Может, вам уже кто-нибудь об этом говорил до меня. Но я лично такого никогда не слышала - потому твердо уверена в своем первооткрывательстве!
в общем, смотрела я тут в очередной раз шедевр Миадзаки "Ходячий замок Хаула" - и
конспектировала сценарий на листочек, периодически тыкая на паузу. Это чтобы выявить структуру сюжета и изыскать, отчего этот мульт такой шедевральный. (Потом я думаю таким же образом законспектировать еще пару культовых кино. Правда посредине конспекта в любимой ручке стержень кончился ).
Так вот! И так как нынче смотрела мульт не расплываясь от удовольствия и не уносясь в глубины кадра, а с трезвым рассудком, то обнаружила много нового! Меня просто озарило!
Знаете, есть поговорка - "новое - это хорошо забытое старое". И в каждом новом произведении, которое становится культурным событием, должно быть нечто узнаваемое, что-то такое, что с первого взгляда покажется читателю или зрителю родным и знакомым.
И вот, относительно "Ходячего замка" могу с полной уверенностью заявить - я нашла его прототип!!! Это "Аленький цветочек"!!!
Хотите доказательств?! Щас будут :)
Итак, как вы знаете, многие "русские народные" волшебные сказки имеют свое происхождение от европейских средневековых рыцарских романов. (А те в свою очередь произошли от героических саг, легенд более древних, многое пришло из древнющего индуского эпоса, и т д.).
"Аленький цветочек" не исключение - потому и имеет своего западного близнеца "Красавицу и Чудовище".
Если проанализировать символизм сказки, сразу станет ясно, что это правда рыцарский роман. (В ту эпоху вообще обожали говорить символами). Суть его в том, что некий суровый рыцарь сидит в своем суровом замке и чахнет над розой. (Да-да! именно благородная роза и должна тут быть, а не какой-то простенький полевой цветочек!) Не забываем, что РОЗА весьма многоликий символ, она могла обозначать "Таинство", саму Деву Марию, в общем - ВЕРУ. Смысл ясен? Рыцарь чахнет над увядающим цветком, что не есть иное как образ потерявшего веру воина. Он много
пролил за жизнь крови, много сражался в Крестовых походах - но в итоге разуверился в жизни, стал грубым и, вероятно, пьющим, в общем чудовищем :) И вот в замок врывается юная Прекрасная Дева (и ей рыцарь согласно Кодексу Чести должен служить верой и правдой) - и возрождает своей чистой верой в радость жизни зачахшую душу рыцаря.
А что мы видим в "Ходячем замке"? Хаул заключил сделку с демоном, отдал ему свое СЕРДЦЕ (символ ВЕРЫ!) - и стал бессердечным красавчиком, думающим только о красоте. (Вспомните ключевую фразу: "Зачем жить, если ты так уродлив?!"). И сердце ему должна вернуть Софи - что она собственно и делает, превращая Хаула из трусливого эгоиста в героя, летящего на битву с врагами. (В ином случае ему грозил конец еще плачевней, чем Ведьме Пустоши!)
Далее смотрим. Кальцифер - он аленький :) Но не только. Вспомните сказку: цветок завянет - умрет заколдованный принц. В мульте? Кальцифер угаснет - умрет и Хаул. И в финале сказки чудище с цветком почти зачахло -- и в мульте демон с колдуном почти угасли.
ЗАМОК. В сказке девушка отправляется в замок чудища, чтоб заменить отца, случайно попавшего в ловушку. И живя там, сближается с чудовищем, интуитивно узнавая в нем заколдованного человека, в которого и влюбляется, заодно расколдовывая. То есть - в замок героиня попадает по вынуждению обстоятельств.
В мульте Софи тоже не добровольно приходит в замок с дурной репутацией - она идет туда, чтоб избавиться от заклятья старения, наложенного на нее Ведьмой Пустоши. Но как и в сказке, после остается в замке уже добровольно.
ЗАКОЛДОВАННЫЕ СЛУГИ В ЗАМКЕ, в русском варианте сказки - слуги сделаны невидимками. В западном - вспоминаются поющие чайники и подсвечники. В мульте - Софи сама становится служанкой - но она и сама заколдована до неузнаваемости, так что суть сохранена.
КОЛЬЦО. В сказке чудище вручает чудесное путеводное кольцо - сначала купцу, потом отдает девушке. С помощью кольца героиня возвращается в замок - в самый критический момент по самый конец.
В мульте - Хаул дает Софи кольцо, которое указывает лучиком в сторону замка - на Кальцифера, на сердце Хаула. И с этим кольцом Софи дважды совершает путешествие - это разбитая надвое сцена из сказки! Помните, когда злые сестры перевели стрелки? Аленушка через ночь и страшную грозу возвращается, чтоб спасти принца. А в мульте? - Софи сперва летит по указующему лучику к Замку
(вместе с бывшей Ведьмой и Псом), точно так же плача как в сказке и переживая. А в конце - всё то же кольцо указывает на разгадку тайного договора. И она точно так же плачет и спешит спасти свое "чудовище".
СЕСТРЫ - кстати, у Софи по повести есть две сестры. В мульте же оставлена только одна сестра. А мотив ПРЕДАТЕЛЬТВА перенесен на мать (она же мачеха) - она подкидывает червя-заклятье, наполовину обезвреженное Ведьмой Пустоши, но тем не менее не позволяющее Хаулу вернуться в человеческий облик.
КРАСОТА и УРОДСТВО. Этот момент в сказке прост - она хороша собой, он заколдованное чудище.
В мульте (ну и в оригинальной повести Дианы Уинн Джонс еще отчетливей, но я рассматриваю мульт - как самую правильную редакцию истории.) Так вот, в мульте этот мотив опять же удвоен и отзеркален. Красавчик Хаул и старуха Софи + молодая влюбленная Софи и превратившийся в чудище Хаул. Ну и приплюсуйте еще немножко морали, звучащей в диалогах: уже упоминавшаяся ключевая фраза "Зачем жить, если ты так уродлив?!" и ответ на нее "Я вот никогда не была красавицей!! Ну и что с того?!", и в заключении: "Что ты, ты красавица, Софи!". В общем тут как обычно - убеждают, что главное не внешняя красота, а внутреннее благородство.
Ну, думаю я вас убедила?:)
Но ни в коем случае не посчитайте, будто отыскав первооснову, я хочу принизить культовое произведение. Ни в коем разе! :) Просто такова наша природа - любим одни и те же истории рассказывать по-разному, из поколения в поколение, из эпохи в эпоху :)